Лекция 2. СССР в 60– 80 годы. Нарастание кризисных явлений

Лекция 1. Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – 60-х годов

ТЕМА Х. СССР В 50 – 80-х ГОДАХ. ПЕРЕСТРОЙКА. РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Со смертью Сталина заканчивалась сложная, неоднозначная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союз­ника и политического врага, У. Черчилль назвал Сталина восточным тираном и великим политиком, который "взял Россию" лапотной, а оставил с атомным оружием.

Смерть И.В. Сталина стала началом конца созданной им тоталитарной системы и началом перехода к новому курсу во внутренней политике. После похорон И.В. Сталина (он был похоронен в мавзолее рядом с В.И. Лениным). Весной 1953 г. были осуществлены из­менения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел – В.М. Молотов, мини­стром обороны – Н.А. Булганин. Во главе нового министерства внут­ренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Бе­рия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председате­лем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять "коллективное руководство" страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство.

В ходе борьбы определились три ключевые фигуры: Маленков, Берия и Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ.

Унаследовав традиционно важный – после Ленина и Сталина – пост главы правительства, Маленков выступал поначалу вместе с Берией и располагал мощными рычага­ми власти. Председательствуя на заседаниях Президиума ЦК, Маленков фактически оказался первым лицом и в пар­тии. Однако и он, и его более слабый тогда конкурент Хрущев, и все «коллективное руководство» боялись и ненавидели Берию, чувствуя из–за него определенную шат­кость своего положения.

Хрущев с немалым риском для себя сумел сплотить все высшее руководство против Л.П. Берии и привлечь на свою сторону армию. 26 июня 1953 г. на заседании Президиума Совета Министров СССР, превращенного по ходу дела в заседание Президиума ЦК, Берия неожиданно для него был обвинен в ряде преступлений и тут же арестован Жуковым (зам. министра обороны), К.С. Москаленко и рядом других генералов и офицеров.

В декабре 1953 г. были рассмотрены дела Берии, В.Г. Деканозова, Б.З. Кобулова, других руководителей НКВД-МГБ-МВД, а в декабре 1954 г. – бывшего министра госбезопасности СССР В.С. Абакумова. Их обвинили в организации массовых репрессий в годы жизни Сталина и подготовке государственного переворота после его смерти. По приговору суда все они были расстреляны. В истории Советского государства это был последний крупный процесс над "врагами народа", по которому проходили лица столь высокого ранга. Была осуществлена смена кадров в репрессивных органах, сужены их полномочия. В 1954 г. Министерство госбезопасности было преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совми­не СССР.

Устранение Берии ослабило позиции Маленкова перед его политическим конкурентом – Хрущевым. Маленков лишился хотя и опасного, но могучего со­юзника. Органы МВД-МГБ были поставлены под контроль партии. В результате Председатель Совета Министров Ма­ленков, в отличие от своего предшественника, не мог использовать их как опору своей власти. В то же время Хрущев, став в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС, получил существенно расширившиеся полномочия.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно–командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по "делу врачей". В печати началась критика культа личности И.В. Сталина. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, госу­дарственные и военные работники, несправедливо осужденные по про­цессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Ко­сарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек, многие из которых – посмертно. Из тюрем и лагерей уже до XX съезда КПСС, вышли десятки тысяч человек.

К концу 1954 г. в Президиуме ЦК резко обострилась борьба между группировкой бывших ближайших соратников Сталина. В результате сложных закулисных комбинаций в январе 1955 г. Г.М. Маленков по решению Пленума ЦК, утвержденному Президиумом Верховного Совета СССР, был освобожден от обязанностей Председателя Совета Министров страны и назна­чен министром электростанций. Председателем Совмина стал Н.А. Булганин, а министром обороны вместо Булганина был на­значен Г.К. Жуков. Это событие явилось важной вехой в борьбе Н.С. Хрущева с приверженцами сталинизма. Следующим поворот­ным этапом в государственном и общественном развитии СССР, формировании нового политического курса страны стал XX съезд КПСС.

XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Были подведе­ны итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956 – 1960 гг.), поставлена задача догнать и пе­регнать развитые капиталистические страны "в краткие ис­торические сроки". Планы был сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю советского общества благодаря докла­ду, сделанному Н.С. Хрущевым на последнем закрытом ноч­ном заседании, докладу, которого в повестке дня не было. Необходимость этого доклада, шокировавшего делегатов съезда, Хрущев отстоял в трудных спорах со своими товари­щами по Президиуму ЦК КПСС. Материалы к докладу "О культе личности и его последствиях" подготовила комиссия ЦК во главе с секретарем ЦК КПСС академиком П.Н. Поспеловым.

В докладе были приведены многочисленные факты жесто­ких расправ над высокопоставленными партийными, госу­дарственными и военными деятелями во времена Сталина. Он не содержал теоретических обобщений и глубоких выводов. Вывод был один: казненные "враги народа" на деле были честными партийцами и Советскими патриотами.

Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г., в США – летом 1956 г.), стал главным достижением съезда. С него началось, хотя и трудно и медленно, очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. Свое развитие доклад получил в постановлении ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" (июнь 1956 г.). В нем не было страшных фактов, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях.

XX съезд КПСС положил начало широкому процессу реа­билитации репрессированных в 30-х – начале 50-х гг. Если с весны 1953 г. реабилитация проходила осторожно и касалась узкого круга номенклатурной элиты, то затем она коснулась миллионов простых граждан СССР, даже целых народов. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил справедливость в отношении репрессированных в годы войны калмы­ков и северокавказских народов: чеченцев, ингушей, карача­евцев, балкарцев. Была восстановлена их национальная го­сударственность, им позволили вернуться на историческое местожительства.

В 1964 г. был отменен Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. в отношении, советских немцев, но лишь в части, содержащей огульные обвинения в пособничестве ок­купантам. В 1968 г. подобное обвинение сняли с крымских татар. В конце 60-х годов процесс реабилитации был свернут.

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыта­лась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руко­водителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хру­щева. Его поддержали некоторые члены Президиума ЦК, руководители "силовых" ведомств – министр обороны маршал Жуков и председатель КГБ генерал Серов.

Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключе­ны из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

После устранения "оппозиции" были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов – его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС.

По–видимому, эта сильная и популярная в стране личность внушала некоторые опасе­ния Хрущеву, мешала установлению его контроля над армией. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две долж­ности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства.

Устранение консервативной (отчасти – просталинской) оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лиде­ра имело,как ни парадоксально, весьма противоречивые последствия для судеб «оттепели». Лишившись оппозиции справа, Хрущев стал быстро «леветь»: именно с этого мо­мента берут начало знаменитые скачки «великого десяти­летия» и громкие кампании тех лет. Однако собственно в политической сфере демократизация была временно приостановлена.

Под руководством Н.С. Хрущева был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. Новая программа провозгласила вступление страны в период "развернутого коммунистического строительства". В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммуни­стическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществле­ние программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", – утверждал Н.С. Хрущев.

Принятый, на съезде устав партии предусматривал возможность развертывания общепартийных дискуссий и ротацию кадров. Несмотря на утопизм программных целей, этот документ в целом был позитивно встречен в обществе. Грандиозность задач, нацеленность программы на высокий уровень жизни, демократизацию – все это вызывало у масс новые иллюзии, восстанавливало веру в пошатнувшиеся (после развенчания Сталина) "светлые идеалы", рождало чувство сопричастности к чему–то историческому, невиданному в мире. Все это способствовало подъему энтузиазма и инициативы масс. Появились многочисленные трудовые почины, развернулось движение за коммунистическое отношение к труду и т. п.

Во второй половине 1953 г. нача­лись кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности – сырьем. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны – на Южный Урал, в Си­бирь, Казахстан – прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре­стьяне, специалисты).

Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. В 1953 – 1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пя­тью годами 34%. Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы НЭПа.

Однако с конца 50-х гг. экономические стимулы, как рычаг развития, настойчиво вытеснялись административным принуждением. Перестройка управления сельским хозяйством, преобразование части колхозов в совхозы, укрупнение хозяйств, повсеместное насаждение кукурузы даже в тех районах, где она не вызревает (в 1955 – 1962 гг. площади под кукурузой были увеличены более чем в 2 раза, с 18 до 37 млн. га). После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам – по его на­стоянию – рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на­ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен­ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

В связи с ошибками, допущенными при составлении шестого пятилетнего плана (1956 – 1960 гг.), был разработан новый план, рассчитанный на семь лет (1959 – 1965 гг.). На рубеже 50–60–х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы "А". Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообра­ботка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 50-е – пер­вой половине 60-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз).

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отрас­лей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная сис­тема управления тормозила развитие промышленности.

В 1957 г. была начата перестройка управления экономикой с преимущественно отраслевого на территориальный принцип. В ходе ее в каждом экономическом районе создавался Совет народного хозяйства. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

В середине 50-х – начале 60-х развитие основных отраслей народного хозяйства было весьма динамичным. В 50-е годы, по оценкам некоторых исследователей, темпы роста промышленного производства, и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю (с 1928 г. и далее). Рост промышленности в Советском Союзе в этот период был выше, чем в ведущих капита­листических, странах. Кроме Японии. Несмотря насни­жение темпов развития к концу 50-х гг., в 1956 – 1958 гг. темпы раз­вития промышленности составили 10-15 % против планового задания 7,6 %. Особенно быстро развивалось машиностроение. В годы семилетки (1959 – 1965 гг.) удвоились основные промышленные фонды, рывок совершила химическая промышленность.

Существенные, сдвиги происходили в социально–демографической структуре населения. По переписи населения 1959 г., численность населения составила 208,8 млн. чело­век. Удельный вес горожан достиг 48% против 33 % в 1939 г.

Достижением послесталинского руководства в 50-е годы было масштабное повышение уровня жизни населения, сопоставимое разве что с периодом нэпа. По существу, впервые в истории СССР было развернуто массовое жилищное строительство. Городской жилищный фонд в 1955 – 1964 гг. увеличился на 80 %. Правда, преодолеть жилищный кризис не удалось из–за переезда в города миллионов крестьян. Были вдвое повышены пенсии, а с 1964 г. они впервые стали выдаваться и колхозникам. Значительно выросли зарплаты, потребление населением промышленных и продовольственных товаров. За 1950 – 1958 гг. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников – на 90%. В 1956 – 1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-чacoвoй, а подземных рабочих – на 6-часовой рабочий день. С 48 до 46 часов была сокращена и рабочая неделя.

Ситуация для властей обострилась в начале 60-х годов, когда страна столкнулась с экономическими трудностями и прежде всего с продовольственным кризисом. В городах не хватало даже хлеба, заним с раннего утра выстраивались громадные очереди. С 1 июня 1962 г. правительство «временно» повысило цены на мясо (на 30 %) и нa масло (на 25%). Это сразу же вызвало массовое недовольство и возмущение, особенно в рабочей среде. В Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация. Она была расстреляна войсками. 24 демонстранта погибли, 30 – были ранены. В эти же дни – 1, 2 июня произошли рабочие выступления в трех городах Донбасса (Донецке, Артёмовске, Краматорске), в Омске, Кемерове и других городах Кузбасса, которые также были подавлены вооруженной силой. После этого власти вынуждены были пойти на повышение зарплаты, пенсий и другие социальные уступки.

Либерализация благотворно повлияла на развитие духовной сферы. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование. В 50-е начале 60-х годов бурно развивалось высшее образование, увеличивался выпуск специалистов. В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров,чем высшая школа США.

В мае 1957 г. правительство СССР приняло решение о создании на Востоке страны крупного научного центра – Сибирского отделения Академии наук СССР. В районе Новосибирска на­чалось строительство научного городка, вскоре ставшего крупнейшим исследовательским центром. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон.

В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международ­ный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков – академиков Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники.

В конце 50-х – начале 60-х годов СССР стал мировым лидером в ракетной технике и пионером в освоении космо­са. В 1957 г. впервые в мире был осуществлен запуск, многоступенчатой межконтинентальной баллистической раке­ты. 4 октября 1957 г. стартовал первый советский Спутник, выведенный на космическую орбиту 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый в истории полет человека в космос. Началось систематическое освоение околоземного пространства.

Радиовещание охватило всю страну. В 1958 г. в стране действовало уже 53 телецентра, а число телевизоров достигло 3 млн.

Культурное развитие общества после смерти Сталина порой, с легкой руки писателя И.Г. Эренбурга, называют периодом "оттепели". Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Были реабилитированы многие деятели культуры и жертвы политических репрессий.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых творческих союзов. Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР.

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. ермана ("Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой еловек") и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинцева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оцен­ку. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

В середине 50-х – первой по­ловине 60-х годов несколько смяг­чается «холодная война», предпри­нимаются попытки ограничения – вооруженных сил противостоящих блоков, начинают устанавливаться рабочие контакты между лидерами держав. Вместе с тем, в этот период между­народные отношения проходят через ряд острейших кризисов. С образованием Варшавского Договора и вхождением ФРГ в НАТО в 1955 г. окончательно оформляются два враждебных друг другу блока. Более того, между ними начинается борьба за «третий мир», освобождавшийся от колониальной зависимости.

В советском руководстве после смерти Сталина востор­жествовала доктрина мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Заметно улучшились и двусторонние отношения СССР о с западными державами.

Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались ди­пломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нор­мализации советско-югославских контактов. В 1959 г. произошло беспрецедентное событие: советский лидер Хрущев нанес визит в США и совершил длительную поездку по «цитaдeли мирового импeриaлизмa».

Первый визит руководителя Советского правительства и партии в ведущую капиталистическую страну – США состо­ялся в сентябре 1959 г. по приглашению президента США Д. Эйзенхауэра. Цель визита – сломать лед "холодной вой­ны", наладить взаимовыгодное сотрудничество двух стран, обсудить проблему разоружения. К концу 50-х го­дов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Стабильный характер приобрели отно­шения с социалистическими государствами, к числу которых присоеди­нилась Куба. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств – участников Организации Варшавского Договора.

В то же время резко ухудшились отношения с Китаем и Албанией. Дело дошло до полного разрыва всех связей и открытой конфронтации с СССР. Причиной послужило не только неприятие разоблачений культа Сталина китайским руководством, но стремление последнего к самостоятельности во внутренней и внешней политике, его проти­водействие разрядке международной напряженности.

Фактически, в начале 60-х годов Китай и СССР превратились друг для друга во «врага № 2» (первым – был американ­ский империализм).

В 1960 г. возле Свердловска советскими ракетами был сбит высотный американский самолет-разведчик U–2. Это, в свою очередь, способствовало срыву встречи лидеров четырех ведущих держав по вопросу о статусе Берлина. В августе 1961 г. в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Восток – Запад. Предпринятая попытка изоляции всего Западного Берлина привела к дипломатическому конфликту.

Осенью 1962 г. разразился острейший карибский кри­зис, когда мир буквально балансировал на грани третьей мировой войны. Стремление обезопасить Кубу, где в 1959 г. победила революция, а заодно и изменить, в свою пользу военно-политический баланс, подтолкнуло Хрущева к тайному размещению на Кубе советских ядерных ракет. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял и СССР.

Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева. В результате СССР вывел с Кубы свои ракеты, а США обязались уважать неприкосновенность ее границ и отказались от размещения своих ракет в Турции.

В рассматриваемый период предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоруже­ния. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфе­ре, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Мос­ковскому договору присоединилось свыше ста государств.

Это было первое соглашение по ограничению стратегического оружия. Определенным достижением было и установление линии прямой связи между Кремлем и Белым домом («горячей линии»), которая позволяла снизить риск неожиданного или случайного военного конфликта между супердержавами. В целом климат международных отношений потеплел.

Преобразования, проведенные Н.С. Хрущевым явились первой и наиболее значи­тельной попыткой реформировать советское общество. Стремление ру­ководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политиче­ские и социальные структуры удалось лишь отчасти.

Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене.

Как и любой реформатор Хрущев был весьма уязвим: ему приходилось изменять систему, опираясь на ее же собственные ресурсы. С точки зрения партийной элиты Хрущев выполнил свою задачу, обеспечив возвращение центра власти в партийные структуры, вернув номенклатуре ее значимость и избавив от страха репрессий. Однако, окрепнув, партийная бюрократия была заинтересована в большей стабильности. Непростительны, с ее позиций, были не только разоблачения сталинских преступлений, но и реорганизация системы управления, ущемлявшая права партаппарата, попытки ограничить срок пребывания на руководящих должностях. Недовольство в армейских кругах вызвал Хрущев сокращением вооруженных сил.

Уязвимость Хрущева повышали и некоторые его личные качества (импульсивность действий, непродуманность многих решений). Основания для недовольства были почти у всех слоев населения. Это облегчило для партийной номенклатуры задачу устранения Н.С. Хрущева с руководящих постов, что и было осуществлено на Октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС по уже отработанному самим Хрущевым сценарию «дворцового переворота».

Втайне от отдыхавшего в Сочи Первого секретари были созваны расширенное заседание Президиума, а затем и пленум ЦК. 13 октября 1964 г. Хрущев был срочно вызван в Москву якобы для обсуждения проблем сельского хозяйства. Ему был предъявлен длинный список обвинений.

На пленуме в результате голосования Хрущев был смещен со всех своих постов. Пленум признал нецелесообразным совмещение в одном лице обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Были осуждены волюнтаризм, субъективизм и подчеркнута необходимость коллективного руководства.

Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. – Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии.

Импульсом к утверждению открыто консервативного курса во внутренней политике СССР послужила «пражская весна», и ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 г. Слабые попытки протеста со стороны отдельных интеллигентов власти использовали для «закручивания гаек» в политической и культурной жизни страны. Усилились консервативные, догматические тенденции в идеологии и общественных науках.

Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция "развитого социализма" еще не разрушала веры в коммунизм, но превращала последний из конкретно–исторической задачи снова в теоретическую.

В 1977 г. концепция была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6. определяла ее как "руководящую и направляющую", КПСС провозглашалась "ядром политической системы".

Со второй половины 70-х гг. к событиям важной политической значимости были отнесены и дни рождения Л.И. Брежнева. Он официально характеризовался как "великий продолжатель" дела В.И Ленина, "выдающийся политический деятель" мирового масштаба. К этому времени в его руках была сосредоточена необъятная власть. С 1977 г. он был не только Генеральным секретарем ЦК КПСС, но и Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

В отличие от Сталина и даже Хрущева Брежнев с осторожностью пользовался своей властью. Более того, он и вовсе предпочитал бездействовать, если сталкивался со сложной, трудноразрешимой проблемой, а таких проблем становилось все больше. Его «слабостью» было коллекционирование титулов, наград. Помимо этого Брежнев коллекционировал легковые автомобили иностранных марок. В 1975 г. Брежневу было присвоено звание генерала армии, а в 1976 г. – Маршала Советского Союза. Он награждается пятью звездами Героя Советского Союза и Социалистического Труда, орденом «Победы», восьмью орденами Ленина и т.д. Публичные славословия в адрес вождя («лично дорогого товарища Леонида Ильича Брежнева»), становились все более оглушительными по мере того, как Брежнев становился все менее дееспособен (последствия инсульта 1976 г.). Происходило как бы возрождение культа личности, но уже без личности, возрождение в виде фарса: больной, с нечленораздельной речью Брежнев в действительности вызывал лишь презрение и стыд за страну в широких слоях населения.

Со второй половины 60-х годов вновь была ужесточена цензура. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее – на отказ от нее.

Возникшее еще в 60-х гг. диссидентское движение, почти подавленное репрессиями в 70 – 80-е гг., вновь стало быстро развиваться. В центре этого движения была борьба за гражданские права человека, за деидеологизацию культуры, за демократизацию общества и ликвидацию монополии КПСС в общественной жизни. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат"). Действия диссидентов расценивались руководством страны как "вредные" и "враждебные". Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын).

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию общества с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. – мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как "экономическая реформа 1965 г.".

Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств. Все это проложило путь к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Она выразилась, с одной стороны, в централизации управления народным хозяйством путем ликвидации совнархозов и воссоздания отраслевых министерств. С другой стороны, возрождался хозрасчетный принцип ведения хозяйства на предприятиях, создавались фонды материального стимулирования, предприятиям предоставлялись более широкие права в области планирования и др.

Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1965 – 1970 гг.). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые "Жигули". Сельскохозяйственное производство выросло на 21%. По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.

Индустриальное развитие 70-х – начала 80-х годов характеризовалось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы.

Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 60-е годы были обнаружены огромные залежи нефти и газа. Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующая), цены на нефть на мировом рынке в 70-е гг. были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 70-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз, т.е. прирост составил 10 таких нефтеносных районов, как Бакинский, главный в 30-е годы. Добыча газа выросла в 16 раз. В результате в Западной Сибири была создана главная и крупнейшая топливно-энергетическая база страны – нефтегазовая. Победило мнение, что вкладывать деньги и труд народа в добычу сырья гораздо выгоднее, чем в наукоёмкие отрасли. Наукоемкую продукцию де можно купить за "нефтедоллары" (так стали называть доходы, получаемые от экспорта энергетического сырья).

На рубеже 70-х – начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60 % всей выпускаемой ими продукции.

В 70-е годы происходит неуклонное скатывание советской экономики к стагнации. От восьмой (1966 – 1970 гг.) к одиннадцатой (1981 – 1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели, темпы роста валового общественного продукта (они по официальным, завышенным данным составили соответственно 42%, 36, 23, 19).

По официальным, данным, разрыв между СССР и США с каждой пятилеткой сокращался. В 1960 г. произведенный национальный доход СССР составлял 58% от уровня США, в 1970 г. – более 65%. Но дальше рост замедлился – к 1980 г. этот показатель достиг только 67%; а затем начал падать (1985 г. – 65%).

Несравненно более опасным для СССР было обнаружившееся стадиальное отставание от Запада в технологии. С 1950-х годов, ступив в эру научно–технической революции, человечество оказалось в состоянии перманентных и все ускоряющихся технологических переворотов. Первоначально советское руководство путем максимальной концентрации ресурсов на ключевых участках НТР (ракеты, космос, атомная энергетика) добилось внушительных успехов. Однако, по мере расширения «фронта» НТР и дальнейшего ускорения ее темпов социалистическая экономика, построенная на жестком выполнении приказов центра, окончательно показала свою невосприимчивость к научно–техническому прогрессу.

Развитые страны Запада переходили в 1970 – 80-е годы к новому информационному (постиндустриальному) обществу, характеризующемуся резким увеличением роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индивидуализацией потребления. В отличие от аграрного и индустриального общества, где главным богатством был «осязаемый» капитал (земля, фабрики и т.д.), на эту роль все более начинают претендовать знания, информация. В промышленности происходит свертывание «традиционных отраслей» (добывающая промышленность, металлургия, некоторые сферы машиностроения и т.д.). Осуществляется переход к ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника, новые материалы, биотехнология), тогда как СССР по-прежнему осуществлял расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли.

В США доля средств на науку и образование в общей сумме капиталовложений выросла с 22% в 1953 г. до 46,3% в 1979 г. В 1985 г. в США действовало 1,5 млн. ЭВМ и более 17 млн. персональных компьютеров (т.е. почти каждая пятая семья имела свой персональный компьютер), 3/4 американцев работали в сфере услуг, или, по марксистской терминологии, в «непроизводственной» сфере.

Число ЭВМ в СССР не превышало нескольких десятков тысяч, о массовом распространении персональных компьютеров не было и речи. Подавляющая часть активного населения работала в сфере «материального производства», при этом до 40% рабочих – в промышленности, 60% – в строительстве и 70% – в сельском хозяйстве были заняты ручным трудом.

Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства.

С конца 60-х и особенно в 70-е годы с целью интенсификации селькохозяйственного производства стали создаваться итерированные хозяйства – агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья организации транспорта и торговли.

Эту интеграцию громко назвали "второй коллективизацией". К середине 80-х годов в агросфере Экономики действовали 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидаемого эффекта.

Одной из уязвимых сторон агропромышленного комплекса было слабое развитие инфраструктуры и мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции. Все это вело к тому, что не всегда и вовремя убирались засеянные площади, плохо хранился собранный урожай. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В 1971 – 1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукты, а в 1981 – 1985 гг. – лишь 6%. В результате в стране перманентно наступали продовольственные кризисы, что вынуждало закупать за рубежом ежегодно от 20 до 40 млн. т. зерновых культур.

В 60 – 70-е гг. одним из крупных источников финансовых ресурсов государства были поступления от внешнеэкономической деятельности. В основном это были доходы от продажи сырьевых ресурсов, главным образом нефти. Цены на энергоносители за 70-е годы выросли в 20 раз. В этот период страна получила более 150 млрд. долларов.

Однако к началу 80-х г. резко упали цены на нефть – важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой предприятия в сфере промышленности, торговли и т.д.). Ее развитию сопутствовало беззаконие и коррупция. В стране шло формирование новой социальной группы – дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.

Задания одиннадцатой пятилетки (1981 – 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.

В 70-х – начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование велось по "остаточному" принципу. Значительно были урезаны расходы на здравоохранение.

Социальная сфера в отдельных аспектах стала деградировать. С 1971 г. средняя продолжительность жизни в СССР перестала расти и в 1985 г. она оказалась ниже, чем в 1958 г. В начале 80-х годов СССР находился лишь на 35-м месте в мире по продолжительности жизни. По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77-е место.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. До этого назначения Ю.В. Андронов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой – системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Подавляющее большинство советских людей поддержали курс, направленный на установление порядка в стране. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. главы партии и государства. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Эффект был кратковременным, как и деятельность Андропова на постах главы партии и государства.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система находилась на грани распада.

Кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии его духовной сферы – на образовании, науке и культуре. Количественные показатели выглядели вполне благополучно. Высокие темпы роста численности учащихся вели к быстрому повышению уровня образования населения. В 1970 г. высшее и среднее (полное и неполное) образование имели среди занятого в народном хозяйстве населения 65,3%, в 1979 г. – 80,5, в 1989 г. – 92,1% (по данным всесоюзных переписей населения). Это весьма высокие показатели, притом достигнутые в течение жизни одного поколения.

Продолжался рост численности научных учреждений (1970 г. – 2078 научно-исследовательских институтов, 1985 г. – 2607), росла численность научных работников (1970 г. – 928 тыс., 1985 г. – 1491 тыс.). Увеличивалось финансирование науки, в том числе доля расходов на нее в национальном доходе (в 1970 г. онa составила 4%, в 1985 г.— 5% национального дохода). Кадровый потенциал советской науки к середине 80-х годов был чуть ниже уровня потенциала США.

Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построено несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица.

К началу 1980-х годов советская наука стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, например естествознании, где прежде ее приоритет был неоспорим. Это проявилось в регулярном корректировании сроков реализации научных программ, торможении даже в самых важных для государства космических исследованиях (как это произошло с запуском космического «челнока» «Буран», аналога американского «Шаттла»).

К числу позитивных моментов в духовном развитии общества следует отнести многократный рост абсолютных расходов на культуру, увеличение тиражей книг, журналов, других периодических изданий, существенное укрепление материальной базы средств массовой информации. Если в 1960 г. в стране насчитывалось менее 5 млн. телевизоров, то в середине 80-х их число превысило 80 млн., они вошли почти в каждый дом.

Со второй половины 60-х годов идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры резко усилился. В эти годы получили народное признание полулегальные барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Ким. Театральные и кинопостановки Т. Абдуладзе, А. Германа, Ю. Любимова, Г. Волчек, А. Тарковского, А. Эфроса, М. Захарова, с трудом пробивая себе дорогу, обозначили для зрителей новые горизонты. Свои художественные произведения, не вписывавшиеся в рамки «социалистического реализма», создавали В. Войнович. В. Аксенов, В. Максимов, В. Некрасов, В. Дудинцев, А. Рыбаков и др.

На рубеже 60–70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях B.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова, В.И. Белова, Б.П. Можаева, В.Л. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие. О военной поре правдивые книги создавали писатели Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев и др. Живопись А. Щилова, И. Глазунова, художников–авангардистов вызывала большой интерес и дискуссии в среде интеллигенции.

На рубеже 60–70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу.

12 августа 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силы в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. В начале 70-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений, в т.ч. стратегических. Среди договоров, заключенных в 70-е годы, первостепенной важности были следующие: Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И. Брежнева и Р. Никсона; Договор ОСВ-2 (1979 г.).

Заключение соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики "разрядки" международной напряженности. Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения.

В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс. СССР – Москву, т.е. в США приняли решение охранять средства нападения, а в СССР стремились сохранить свою многомиллионную столицу.

Наконец, были подписаны два договора, касающихся ядерных испытаний. В 1974 г. – Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Он запрещал производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн. И Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях. Летом 1975 г. состоялся совместный космический полет двух кораблей – «Аполлона» и «Союза». За 1971 – 1976 гг. товарооборот между СССР и США вырос в восемь раз.

Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой воины границ европейских государств.

В начале 70-х годов при активном содействии СССР была прекращена кровопролитная "вьетнамская война", развязанная США. С лета 1964 г. по. 1972 г. американцы вели воздушную войну против Северного Вьетнама (ДРВ) и потеряли в его небе более 5 тысяч самолетов. Одновременно они расширяли интервенцию в Южном Вьетнаме, где южновьетнамские патриоты (вьетконговцы) боролись с проамериканским режимом Сайгона. Количество войск США выросло здесь с 70 тысяч в 1965 г. до 550 тысяч в 1968 г. Советский Союз с самого начала войны оказывал ДРВ большую экономическую, политическую и военную помощь, в т.ч. истребительной авиацией и ракетно-зенитными установками.

С 1969 г. после прихода к власти в США президента Р. Никсона, был взят курс на "вьетнамизацию" войны. Почти все войска США были из Южного Вьетнама выведены. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. После объединения двух частей Вьетнама в единую социалистическую республику (1976 г.), в Москве был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ (1978 г.).

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товаро­оборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзниками по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Политика "ограниченного суверенитета", проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе "доктриной Брежнева". Одним из проявлений этой "доктрины" было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии.

Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициатором строительства новой модели со­циализма – "социализма с человеческим лицом". В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку "об­новления социализма" путем демократизации общества, внедрения ры­ночных начал в экономику, переориентации внешней политики на стра­ны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как "контр­революция". В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Руководство во главе с Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР.

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

На рубеже 70 – 80-х годов международная обстановка резко обострилась, положение СССР в мире ухудшилось, внешнеполитическая активность Советского Союза почти угасла.

Нарастало противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане.

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный в 1979 г. с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

В этом же году руководство США во главе с президентом Р. Рейганом приняло решение разместить в Западной Европе крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзников. Ракеты были размещены в 1983 – 1984 гг. на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия руководства этих стран.

В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (на Западе их назвали "СС-20"). Предпринятые сверхдержавами шаги сломали ев­ропейскую разрядку, нарушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте. Наконец, в 1983 г. была провозглашена СОИ. Начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР и других стран социализма в крайне тяжелые условия.

Антисоветская кампания в мире усилилась осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Тон, ей задал президент США Р. Рейган, назвавший Советский Союз "империей зла". Льды "холодной войны" сомкнулись. Требовались неординарные шаги, чтобы их растопить. Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно–командной системы.