И австрийская /венская/ экономическая школа.

ТЕМА 10. Возникновение маржинализма

Современной экономической мысли.

Раздел 5. Становление и развитие основных направлений

 

В последней трети XIX века произошла "субъективизация" всех общественных наук. Предшествующие сто лет обществоведы пытались найти прежде всего "объективные законы" общественного развития, действующие независимо от воли и сознания отдельных людей. Но в конце XIX века стала меняться вся парадигма обществознания, что было связано с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от социальных и проявлением культуроцентристской парадигмы. На первый план выдвинулся человек со своим субъективным, индивидуальным сознанием, который начал играть доминирующую роль в общественных науках. Ведущее значение приобрели три неоклассические школы: Венская, Кембриджская и Лозаннская.

В создании новой научной парадигмы выдающуюся роль сыграл Венский университет, ставший одним из самых значительных и влиятельных научных центров XIX-XX века. Венская /Австрийская/ школа сформировалась вокруг Карла Менгера (1840-1921). Его главный труд - "Основания политической экономии"/1871/. Учениками Менгера в Вене были О.Бём-Баверк и Ф.Визер, учениками Бём-Баверка стали Л.Мизес и Й.Шумпетер; ученики Мизеса - Ф.Хайек, Ф.Махлуп, О.Моргенштерн.

Экономисты Венской школы противопоставили объективной концепции стоимости товаров английских классиков субъективную концепцию, основывающую стоимость на полезности ограниченного количества продукта /от понятия marge - предел/ и способности этого продукта удовлетворять потребности субъектов. Маржиналисты приняли за исходный пункт потребности человека и законы насыщения этих потребностей.

Маржиналистский анализ представляет собой фундаментальную экономическую теорию, объясняющую любую экономику независимо от того, осуществляется ли в ней свободный обмен или нет, действует она, подчиняясь собственным интересам и решениям экономических субъектов или решениям хозяйственных руководителей, распоряжающихся использованием всех продуктов и услуг.

Классики, не нашли для потребительной стоимости должного места в своей системе. Исходя из теории трудовых затрат, трудно представить, как "выравниваются" спрос и предложение, сопоставляются выгоды и предпочтения потребителя. А у австрийцев ценность зависит не от затрат на производство благ, а от полезности товаров и услуг. Полезность, как способность удовлетворить чью-либо нужду зависит от потребительских свойств товара, от самого процесса потребления.

Потребность - стремление к реализации какой-либо нужды, испытываемой человеком, недостаток чего-либо вызывает стремление устранить его. Потребности всегда направлены на что-то (предмет и человека), способное удовлетворить нужду. У каждого индивида существует своя система потребностей, её субординация и взаимосвязь, хотя и не всегда четко осознаваемая. С ней связано понимание мотивов поведения потребителей.

В основе потребительского выбора лежат субъективно оцениваемые полезности товаров, материальных и духовных благ. Степень конкретной полезности благ для различных потребителей зависит от редкости блага - количества, которым располагает потребитель. Менгер напрямую связал полезность и редкость предметов потребления. А степень полезности и есть то, что называется ценностью. Идею Менгера развил Бём-Баверк, который ввел понятие субъективной и объективной стоимости. Под субъективной стоимостью (ценностью) он понимал личную оценку товара потребителем и продавцом, а под объективной - меновые пропорции (цены), которые формируются в ходе конкуренции на рынке.

Человек нуждается не вообще в данном предмете (благе), а в определенном его количестве, и потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей. Полезность каждой новой единицы, поступающей в распоряжение человека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц. Этот закон носит название I закона Госсена по имени немецкого экономиста Германа Госсена (1810-1858).

Менгер для обозначения полезности, прибавляемой каждой очередной, конечной порцией товара, ввел термин "предельная полезность", это прирост общей полезности при увеличении общего количества благ на 1-цу (часть, долю). К рассмотрению полезности следует подходить с двух сторон: общей полезности товаров (хлеба, алмазов, бензина и т.д.) и полезности конкретного товара, в котором нуждается данный потребитель; эта полезность всякий раз оценивается по-разному. Поэтому субъективная ценность определяется наименьшей (предельной) полезностью предмета в запасе, а предельная полезность зависит от количества благ и интенсивности потребления индивида.

Убывающая предельная полезность помогает понять, что с позиции потребителя конкретная полезность блага определяется предельной полезностью, наименее важной из возможных потребностей, удовлетворяемых с помощью имеющегося количества благ.

В реальной рыночной ситуации люди не только оценивают полезности, но и обмениваются ими. Когда предельная польза от приобретаемого предмета достигает равенства с утрачиваемой пользой от товара, предлагаемого в обмен, достигается эквивалентность ценностей, участвующих в обмене, поэтому обмен дает выигрыш каждому из его участников.

Венская школа рассмотрела цену товара, либо как выражение степени его "полезности", либо плату за отказ от иного использования товара. Цена у австрийцев является результатом столкновения на рынках субъективных оценок покупателей и продавцов - уровень рыночной цены определяется уровнем субъективных оценок товара двумя предельными парами.

Каким образом чисто субъективные оценки в итоге приводят к выравниванию и установлению единых взаимоприемлемых цен отвечает II закон Госсена: равенства предельных полезностей на каждую 1-цу денежной оплаты каждого товара. Уравновешивающая функция цены складывается из взаимодействия "конечных величин" - максимума полезности покупателя и минимума "утрат" продавца. Методология максимизации полезности, предложенная Госсеном, вошла в экономическую науку в качестве классической логики принятия решений.

Визер распространил принцип убывающей полезности на факторы производства и расширил рамки анализа, доказав, что при увеличении числа применяемых факторов, если их комбинация остается прежней, а прибавляется только один из них, на определенном этапе начинает проявлять себя закон убывающей производительности: объем производства и затраты растут, а отдача не увеличивается или даже сокращается. Отсюда следует, что предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других направлений использования, включая использование самим производителем.

Из "концепции альтернативных затрат" Визера логически следует, что стоимость производительных благ носит потенциальный характер, являясь стоимостью тех предметов потребления, которыми люди жертвуют для производства этих благ, и, следовательно, "каждому производственному фактору может быть вменена соответствующая часть потребительских благ, которые произведены этими факторами". Такое положение - своеобразное соединение концепции Сэя о 3-х факторах производства с теорией предельной полезности.

На концепции альтернативных издержек базируются и «психологическая теория процента» Бём-Баверка, трактующая основание для возникновения процента, как компенсацию из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего.

Одновременно с работой Менгера англичанин Уильям Стенли Джевонс(1835-1882) автономно выпустил "Теорию политической экономии"/1871/, также посвященную проблемам потребительского выбора и будущей теории предельной полезности. Джевонс стал одним из родоначальников математических методов в экономике и первых исследователей рыночного равновесия. Ему принадлежит обоснование "закона обмена" - обмен 2-х факторов производства происходит в отношении, обратно пропорциональном степеням их предельных полезностей.

Австрийцы повернули теорию к изучению интересов и мотивов действия потребителей, способствуя созданию теории потребительского поведения. Предельные величины - один из отправных параметров современной теории цен, анализа взаимной связи спроса и предложения. Анализ конкуренции, рыночных эффектов опирается на изучение потребностей человека, законов их насыщения, строится на сочетании предельных величин - минимизации и максимизации. На сопоставлении затрат и результатов основывается оценка эффективности.