В конце XIX–начале XX веков (экономический аспект).
Тема 7. Социалистическая мысль в России
Первым популяризатором и защитником экономического учения К.Маркса в России был доцент Киевского университета Николай Иванович Зибер (1844-1888). Идеологическим барьером на пути проникновения марксизма в Россию было народничество. Народники ставили вопросы, связанные с судьбами экономического развития России, характером классовой и революционной борьбы: неизбежно ли развитие капитализма в России? Может ли Россия миновать капиталистический путь развития на основе общинного землевладения?
Зибер отрицательно относился к ответам народников на эти вопросы. Будучи убежденным сторонником неизбежности капиталистического развития России, Зибер исследовал вопрос о крупном и мелком производстве в стране и в земледелии, в особенности. Он разделял точку зрения о прогрессивности крупного производства и неизбежности его победы над мелким производством. Это положение в деле пропаганды марксистских взглядов имело огромное значение для борьбы с народничеством, которое связывалось с учением о преимуществах мелкого, в особенности крестьянского хозяйства.
Следуя Марксу, Зибер поднялся над утопическим социализмом. Он полагал, что социализм – не идея, а неизбежный результат исторического развития капитализма, который подготавливает для социализма материальные предпосылки. Но движущую силу, которая совершит революцию и установит диктатуру, Зибер назвать не мог.
Особое место среди русских мыслителей конца XIX – начала XX вв. занял выдающийся деятель русского и международного рабочего движения, философ, социолог и экономист Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918).
Свою революционную и литературную деятельность Плеханов начал в середине 70-х годов XIX в. как один из наиболее видных лидеров революционного народничества: редактировал нелегальный журнал «Земля и воля», составил программу народнической организации «Земля и воля», писал прокламации и листовки, ходил «в народ» для подготовки крестьянской революции.
Плеханов утверждал, что в России еще нет капитализма, нет пролетариев, общинное землевладение не имеет тех противоречий, которыми страдает капиталистическое общество. Развитие капитализм в России было бы реакционным явлением и поэтому страна может и должна миновать путь капиталистического развития. А поскольку у русского народа силен дух коллективизма, постольку зародышем будущего социалистического общества станет община.
В конце 70-х–начале 80-х годов произошло кардинальное изменение экономических и политических взглядов Плеханова. Нарастание сознательности и организованности русского рабочего класса, образование рабочих кружков и рабочих союзов, рост капитализма в сельском хозяйстве, проявляющийся в усилении процессов расслоения крестьянства и разложении общины, крах попыток народников путем «хождения в народ» поднять революционное восстание против самодержавия, раскол народнической организации «Земля и воля» в 1879 г. заставили Плеханова порвать с народничеством и обратиться к марксизму.
В 1883 г. в Женеве Плеханов создал первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», которая поставила три задачи: распространение в России идей научного социализма, теоретическое освещение русской жизни с позиций марксизма, идейный разгром народничества.
Критикуя постановку народниками вопроса о том, должна или не должна Россия пройти на пути к социализму через капитализм, Плеханов утверждал, что капитализм в России – это уже свершившийся факт, что в силу своих внутренних противоречий, а также развития денежного хозяйства и товарного производства община отжила свой век. С развитием капитализма развивается пролетариат. И хотя по сравнению с крестьянством он малочисленен, вследствие условий труда на крупном производстве он более организован, сплочен, в революции ему терять нечего, кроме своих цепей, поэтому именно на нем лежит миссия сокрушения капитализма.
Большое значение для критики народнических воззрений по вопросам экономического учения Маркса имело произведение Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», опубликованное в 1895 г. Книга эта явилась первым в международной марксистской литературе систематическим изложением основных положений исторического материализма и ряда методологических основ марксистской политической экономии (в частности, вопроса о производительных силах, производственных отношениях и их взаимодействии).
Работы Плеханова 1883-1903гг. знаменовали марксистский этап в развитии экономической мысли России, подготавливали пролетарский этап освободительного движения в стране. Однако в 1903г. после II съезда РСДРП по идейным соображениям Плеханов разошелся с большевиками, перейдя к меньшевикам. Он выступил против программы большевиков, в частности, против ее положений о гегемонии пролетариата в революции, против вооруженного восстания как средства политической борьбы, против союза рабочего класса с крестьянством.
Наиболее резко отход Плеханова от марксизма в вопросах политической экономии сказался в его трактовке сущности империализма и отношении к империалистической войне 1914 г. В брошюре «О войне», написанной в 1914 г., Плеханов определил империализм как политику, сущность которой «…состоит в том, что народ-победитель превращает побежденный народ в предмет экономической эксплуатации. Вследствие такой эксплуатации ускоряется экономическое развитие народа-победителя и замедляется экономическое развитие побежденного народа». Таким образом, по Плеханову, империализм – это завоевательная политика, внеисторическая категория, а не особая стадия развития капитализма. В ходе войны интересы рабочих и капиталистов за захват внешних рынков совпадают, вследствие чего классовая борьба между ними уступает место классовому сотрудничеству.
Непосредственно перед октябрьскими событиями 1917 г. Плеханов писал, что в России «нет объективных условий, нужных для углубления революции в смысле замены капиталистического строя социалистическим». Считая предпосылкой социалистической революции стопроцентную пролетаризацию населения и мощное развитие производительных сил, он признавал Россию незрелой для социалистической революции.
Перевороты во взглядах Плеханова на протяжении его сознательной жизни (народнический этап, переход на позиции марксизма, а затем – на позиции меньшевизма) не дают оснований отрицать его огромную роль в развитии русской экономической мысли. В своих теоретических работах он в показал глубокое знание экономической теории и доказал приверженность одному из ее методов – диалектическому материализму.
В 90-е годы XIX в. в идейно-теоретическую борьбу с народниками и «легальными марксистами» включился В.И.Ленин (1870-1924). В полемике на два фронта он активно защищал марксистские идеи: исторический материализм (названный им «величайшим завоеванием научной мысли»), диалектический материализм, представление о развитии общественных формаций как естественноисторическом, объективном процессе, понимание политической экономии как науки о производственных отношениях в различных общественно-экономических формациях и т.д.
Собрав и обработав большой статистический и фактический материал, Ленин в 1899 г. написал работу «Развитие капитализма в России». В этом произведении получила дальнейшее развитие и конкретизацию применительно к новым историческим условиям экономическая теория Маркса, изложенная в «Капитале». Анализируя развитие капитализма, Ленин отмечал, что он, с одной стороны, является прогрессивным явлением, дающим толчок развитию производства, а с другой стороны, в силу присущих ему глубоких общественных противоречий, носит исторически преходящий характер. Историческая миссия замены капитализма новым общественным строем будет принадлежать пролетариату, причем его сила в революционном движении будет намного больше его доли в общей массе населения.
В экономических исследованиях Ленина за период с 1900 по 1914 гг. центральное место заняли аграрные проблемы. Это было связано с особенностями социально-экономического развития России. Ленин сформулировал общие для всех стран закономерности развития капитализма в земледелии: применение машин, рост наемного труда, концентрация производства, вытеснение и экспроприация мелкого производителя. Отсюда он делал вывод о необходимости союза рабочего класса с крестьянством в грядущей революции.
Будучи горячим сторонником марксистской доктрины об исторической обреченности капитализма, Ленин выдвинул свою концепцию империализма как «высшей и последней стадии капитализма».
Империализм подготавливает материальные предпосылки (обобществление производства, элементы планомерности) и субъективные факторы (наличие организованного пролетариата и его партии) перехода к социализму.
Доказывая, что в условиях империализма вся мировая система капитализма объективно подготовлена к социалистической революции, Ленин сделал вывод, что ввиду резкого обострения неравномерности экономического и политического развития невозможна одновременная победа социализма во всех странах. В этих условиях появляется возможность и становится необходимостью победа социализма первоначально в одной или нескольких странах, а в дальнейшем в результате революций неизбежно отпадение от системы капитализма новых стран, вплоть до полной победы пролетариата во всем мире.