Внешнеполитическая деятельность советского руководства

Реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней политике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных принципа:

• актуализированный тезис о необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

• признание многовариантности путей построения социализма (в том числе через приход компартий к власти в результате мирной парламентской борьбы) с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма» (т. е. помощь, практически безвозмездная, международному коммунистическому и национально-освободительному движению, а также социалистическим странам — с негласным правом вмешательства в их внутренние дела там, где для этого имелась возможность).

Укрепление «соцлагеря». В 1955 г. по инициативе советского правительства были сделаны первые шаги по нормализации отношений с Югославией. После обмена послами в Белград прибыл Н. С. Хрущев для личной встречи с И. Тито. На переговорах удалось сблизить позиции двух лидеров по ряду принципиальных международных проблем, хотя идейные разногласия между ними сохранялись.

В рамках СЭВ велась энергичная работа по координации народнохозяйственных планов соцстран, по сотрудничеству в области внешней торговли, электроэнергии, машиностроения, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, сельского хозяйства. Полным ходом шло строительство трубопровода «Дружба» для поставок советской нефти в страны Восточной Европы и аналогичной энергосистемы «Мир». Экономика «соцлагеря», пополненного за счет Кубы (там в 1959 г. произошла революция и взявший власть Ф. Кастро провозгласил курс на строительство социализма на острове Свободы), динамично развивалась. К концу 60-х гг. на страны СЭВ, располагавшие 18% территории и 10% населения земного шара, приходилось 33% мирового промышленного производства (в 1960 г.— 28%).

Важной вехой в укреплении отношений между соцстранами явилось образование в 1955 г. Организации Варшавского Договора (ОВД) — союза, поставившего своей целью проведение совместной оборонной политики. В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были созданы Объединенное командование Вооруженных Сил и Политический консультативный комитет — орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств — членов Варшавского Договора. Ведущую роль в ОВД играл Советский Союз.

Вместе с тем в «социалистическом лагере» время от времени давали о себе знать и антитоталитарные силы. Их стимулировало разоблачение сталинизма в СССР, повлекшее за собой кризис в просталинских руководящих кругах Восточной Европы.

В 1956 г. до предела обострилась ситуация в Венгрии, где возглавляемое М. Ракоши руководство растерялось и выпустило из-под своего контроля развитие политических событий. В стране начались антикоммунистические, антисоветские демонстрации. Было сформировано новое правительство Имре Надя, распущена компартия. По требованию Надя войска СССР, находившиеся в Венгрии по Варшавскому Договору, покинули Будапешт и другие населенные пункты. Венгрия заявила о выходе из ОВД, открыла границу с Австрией, приступила к организации добровольческих антикоммунистических вооруженных отрядов. Они контролировали обстановку в столице, арестовывали и убивали приверженцев прежнего режима. Армия, рабочий класс и крестьянство вели себя пассивно. В ночь на 4 ноября 1956 г. группа коммунистов во главе с Я. Кадаром объявила о создании Временного рабоче-крестьянского правительства и обратилась к Москве с просьбой вновь ввести войска в Будапешт для пресечения кровопролития. СССР, заручившись предварительно согласием членов ОВД, бросил свои танки на венгерскую столицу и в считанные дни безжалостно подавил восстание.

Руководство СССР было готово применить вооруженную силу и для наведения «порядка» в Польше, где в том же году происходили народные волнения. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами.

Из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств Китая и Албании критикой «культа личности Сталина» значительно осложнились отношения СССР с этими странами.

Апогей и начало спада «холодной войны». Важнейшее место во внешней политике Н. С. Хрущева и его правительства занимали отношения с развитыми капиталистическими государствами.

В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча в верхах представителей СССР, США, Великобритании и Франции. Спустя десятилетие после Потсдамской конференции за стол переговоров сели лидеры великих держав, что само по себе, невзирая на бесплодность дискуссий, имело большое международное значение. В том же году Москва признала ФРГ и совместно с Вашингтоном, Лондоном и Парижем подписала договор о восстановлении демократической и нейтральной Австрии, согласившись вывести оттуда свои войска.

В 1956 г. были возобновлены советско-японские дипломатические отношения. И Токио сразу же официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды. Эти территориальные претензии до сих пор омрачают отношения между двумя государствами.

Большой резонанс в мире вызвал государственный визит Н. С. Хрущева в США осенью 1959 г. В следующем году советский лидер выступил на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. Ассамблея одобрила только общую и ни к чему не обязывающую идею разоружения, а не оторванный от жизненных реалий план, предложенный Н. С. Хрущевым (он предусматривал полную ликвидацию национальных армий и военных флотов с оставлением у государства лишь полицейских сил).

Торопясь как можно скорее наполнить принцип мирного сосуществования с капиталистическими странами реальным содержанием, СССР в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных Вооруженных Сил (с 5,8 млн. человек в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г.). Одновременно Москва объявила мораторий на ядерные испытания.

Однако адекватного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Там не собирались отказываться от антисоветских и антикоммунистических установок, сформулированных в первые послевоенные годы, продолжали наращивать и совершенствовать собственные вооружения. Да и сами инициативы правительства СССР во многом обесценивались действиями по энергичному развертыванию новых военных программ (оснащение армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными головками, атомными подлодками и т. п.).

Немалую озабоченность в западных столицах вызывала позиция СССР в германском вопросе. Берлин, разделенный на западную зону (находившуюся под оккупацией США, Англии и Франции) и восточную зону (переданную СССР Германской Демократической Республике), давно превратился в очаг конфликтов и провокаций против ГДР. В 1958 г. Н. С. Хрущев предложил объявить Западный Берлин демилитаризованным вольным городом. После отказа США, Англии, Франции и очередного всплеска напряженности в этом городе власти ГДР по согласованию с СССР в августе 1961 г. в одну ночь возвели бетонную стену, полностью изолировавшую его западные секторы. Обстановка в городе еще долго продолжала оставаться на грани взрыва, пока в сентябре 1971 г. не было достигнуто четырехстороннее соглашение о Западном Берлине, узаконившее его особый статус.

Другой узел противоречий между СССР и Западом существовал по проблеме отношений с государствами «третьего мира», число которых множилось в условиях распада колониальной системы. Москва стремилась распространить свое влияние на эти страны, одновременно оказывая им энергичное содействие в борьбе с империалистическими поползновениями великих держав. Последнее наиболее ярко проявилось в драматических событиях, развернувшихся в 1956 г. вокруг Египта.

Пришедшее незадолго до этого к власти в Каире национально-демократическое правительство Г. Насера национализировало контролируемый Англией Суэцкий канал, вынудило англичан покинуть военные базы в Александрии. В поисках противовеса Западу Насер пошел на сближение с Москвой, заключив, в частности, договор о поставках советского оружия, что было совершенно необычным для того времени. Осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль договорились о совместных военных действиях и начали агрессию против Египта. Советское правительство потребовало немедленно ее прекратить и заявило, что не будет препятствовать своим добровольцам выехать в Египет для участия в боях. Ультиматум возымел действие, и иностранные войска покинули эту арабскую страну. Закрепляя успех, СССР начал активно развивать торговые и военные связи с государствами Ближнего и Среднего Востока.

Пиком противостояния между мировыми системами капитализма и социализма явился «карибский кризис» осени 1962 г. Его предыстория такова: США развернули новые базы в Турции с ядерными ракетами, нацеленными на советские города, а весной 1961 г. предприняли попытку, высадив десант на Кубе, свергнуть правительство Ф. Кастро. Летом 1962 г. СССР приступил к созданию своей атомно-ракетной базы на острове Свободы. Президент США Д. Кеннеди в ответ начал в октябре морскую блокаду Кубы и пригрозил уничтожить советские ракеты, если они не будут немедленно эвакуированы с острова. Вооруженные силы сторон (включая НАТО и ОВД) были приведены в полную боевую готовность. На несколько дней мир, оказавшийся на грани ядерной катастрофы, затаил дыхание. После интенсивных переговоров кризис удалось преодолеть. Н. С. Хрущев дал команду вывезти ракеты с Кубы, Д. Кеннеди обязался сделать то же самое с ракетами в Турции и оставить революционный режим Ф. Кастро в покое.

«Карибский кризис» стал для ядерных держав серьезнейшим экзаменом на выдержку. Правительства США и СССР получили бесценный опыт взаимодействия в ситуации жесткого столкновения интересов, опыт поиска компромиссов. После этого наметился медленный процесс улучшения отношений между капиталистическими и социалистическими странами. Его важным признаком явилось подписание в Москве в августе 1963 г. ядерными державами (кроме Китая) договора о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

Основу начавшейся политики разрядки международной напряженности составляло постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США. В подготовленном в конце 60-х гг. секретном докладе Пентагона «Стратегическая мощь США» говорилось: «Со времени Хиросимы могущество наших ядерных сил относительно ядерного капитала Советского Союза постепенно менялось от монополии к массированному превосходству... В настоящее время сложилась тенденция в направлении паритета».

 

***

 

Итоги номенклатурной «либерализации». Подходило к концу отпущенное историей время на бурные послесталинские преобразования в СССР, непоследовательные и противоречивые, но все же сумевшие вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи.

В целом номенклатура могла быть довольна. Н. С. Хрущев выполнил ее «социальный заказ»: обеспечил возвращение центра власти в партийно-государственный аппарат, укрепил его значимость, избавил руководящие кадры от страха репрессий. Однако до столь желанной номенклатурщиками «стабильности» было далеко. Сами они не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущева, сопровождавшиеся кадровой чехардой. В военных кругах не могли забыть о масштабных и социально необеспеченных сокращениях Вооруженных Сил (они не только ликвидировали многие высокооплачиваемые генеральские должности, но и выбросили на произвол судьбы сотни тысяч офицеров). Основания для недовольства имелись и у других слоев населения. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурой «оттепелью». Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы Хрущева за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от беспокойного лидера. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г.— генеральным секретарем) стал Л. И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР — А. Н. Косыгин.

Вопросы и задания

1. Выявите новые тенденции в советской внешней политике. В чем заключалась их противоречивость? 2. Как развивались отношения СССР и стран «социалистического лагеря»? 3. Назовите инициативы советского руководства, направленные на улучшение отношений с Западом. Какой отклик они там вызывали? 4. Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряженности. 5. Подготовьте сообщение о Карибском кризисе и его уроках. 6. Чем было вызвано отстранение Н. С. Хрущева от власти? 7. Каковы главные итоги периода «оттепели»?