Условные рубежи античной философии: VI в. до н.э. – VI в. н.э.
Хронологические рамки и периодизация античной философии
(хронологические = временные).
Абсолютного начала, как и абсолютного конца, у античной философии нет: её начало теряется в глубине до и предфилософских мифопоэтических творений эллинов, под её всесильным влиянием мир находится и сейчас.
Её возникновение относят к рубежу VII – VI в. до н.э.,датой конца считают 529г. н.э.,когда Византийский император Юстиниан издал Эдикт (указ) о закрытии в Афинах языческих философских школ.
Античная философиядлится – 11,3 века (после I в. до н. э. сразу следовал I в. н.э.), нополностью не исчезает и после указа Юстиниана, она ассимилируется христианством, становится основой образованности в Средние века, в модифицированных формах присутствует во всех последующих философских учениях.
Периодизация – это разделение исследователями философского процесса в целях его осмысления на основе выбранного критерия.
Общепринятая периодизация античности связана с крупнейшими историческими и общественными сдвигами.
Период архаики – VIII-VI в. до н.э. становление полисов, в культурной жизни преобладание внеафинских центров: Иония, о-ва Эгейского моря, Эолия, Спарта.
Период классики – V-IV в. до н.э. от реформ Клисфена из Афин (508/507) или от начала Греко-персидских войн(500 / 499 г. до н. э.). Особое место в этом периоде занимает 50-летний «золотой век» Афин, эпоха Перикла, жившего в 495-429 г. до н. э., (его государст. деятельность с 444 г.). Триумф демократического полиса и культурной гегемонии Афин (479-431) начался после битвы у Платеи (за 30 лет до окончания греко-персидских войн) и длился до начала Пелопонесских войн, между Афинами и Спартой (431-404).
Период раннего эллинизма – III-I в. до н., связанный с походами Александра Македонского, распадом огромной империи после его смерти в 323 г. до н. э., образованием ряда царств.
Период позднего эллинизма или период Римской империи – I-V в. н.э. (точнее, с 30 или 27 г. до н.э.: покорения последнего эллинистического государства Египта Римом и установления фактического единовластия Октавиана Августа).
Трудности – начинаются тогда, когда, какие-нибудь явления «не укладываются» в традиционную (по сути – линейную) периодизацию. Надо учитывать как условностьразнообразного рода линейных делений сложноорганизованного, развивающегося целого, так и то, что возникают трудности совмещения разнопорядковых делений. Важно также видеть позитивные результаты, которые обнаруживаются при совмещении разных периодизаций (см.: Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика – М., Лабиринт, 2001. С. 11-12).
Исследователи Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Эдуард Целлер (1814-1908), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и др. различают два главных отдела античной философии:
1. греческая философия – с VI в. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323г. до н.э. и Аристотеля в 322 г. до н.э.
2. философия эпохи эллинизма – с 323 / 322 г. до н.э. – до 529 г. н.э.
Различаются понятия «эллинизм» и «эллинство».
Эллинство – понятие фиксирующие этнический смысл, оно синонимично понятию эллины.
Эллинизм. Первоначально под эллинизмом понималось “подражание эллинам” и использование чисто греческого стиля речи, это значение не имело своего специфически научного смысла.
В 1836-1843 годах, после публикации «Истории эллинизма» немецкого исследователя – Иоганна Густава Дройзена (1808-1884) – понятие – эллинизм –вошло в научный обиход
Понятие эллинизм стало обозначать эпоху и синкретическую культуру на просторах бывшей империи, после смерти Александра Македонского с 323 г. до н.э. и до 529 г. н.э.
В научной литературе синонимом философии эпохи эллинизма (или эллинистической философии) выступает понятие эллинско-римской философии.
Критерием разграничения греческойфилософии и философии эпохи эллинизма явилось определение роли и смысла философских занятийв социо-культурном горизонте того времени.
В греческой философии, базирующейся на культуре полиса /города-государства/ на замкнутой в себе культуре, (воплощающей дух Эллады, с тяготением этого духа к логосу, систематичности, рационалистическим способам разграничения и постижения мира), философияконституируется как вполне самостоятельная область знания и особого рода образ жизни.
Эллинско-римская философия, со времён Александра Македонского (356-323), зиждется на разных, часто противоречивых духовных движениях, она эклектична.