Важнейшие очаги философской мысли

Хорологические характеристики античной философии

(хорологические = пространственные).

 

Античная философия – порождение эллинского духа. Её колыбель – Эллада.

Элладатак люди называли свою страну, себя же считали эллинами.

Эти названия связаны с мифологической версией происхождения древнегреческих этносов.

Эллин – сын Девкалиона и Пирры. Девкалион – благочестивый сын титана Прометея, – родоначальник главных греческих племенных объединений Эллады: дорийцев, эолийцев, ахейцев и ионийцев.

Дор и Эол(сыновья Эллина и нимфы Орсеиды) дали имя дорийцам и эолийцам, а внуки Эллина – дети Ксуфа (или Ксунфа) – Ион и Ахейявляются предками ионян и ахейцев. От своего отца Эллина, Ксуф получил во владение Пелопоннес. (См.: Аполлодор. Библиотека I, VII, 2, 3).

Ионийцы, по-видимому, первыми переселились в Грецию (Аттику, Эвбею, Фокею). После вторжения дорийцев /конец XI в. до н.э./ часть ионийцев переселилась на острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии (Милеет, Эфес и др.), образовав область Ионию (с островами Хиос, Самос) близ Лидии и Карии, где был создан союз двенадцати городов-государств.

Эллада у Гомера – небольшая часть южной Фессалии.Затем, так стали называть – Среднюю Грецию. Позднее, Эллада – название всех земель, попавших в орбиту Великой Греческой Колонизации (IX—VI в. до н. э.), это – острова и побережья Средиземного, Ионического, Эгейского, Мраморного и Чёрного морей.

Греками – эллинов стали называть италики, которые перенесли на всех эллинов название племён греки (эпирских дорийцев из Иллирии, живших к северо-востоку от Италии).

– По свидетельству А.И. Немировского – Фессалия– северная часть Греции, населённая первоначально миниями и пеласгами, лишь в начале II тыс. до н. э. была освоена предками греков. В мире мифов Фессалия занимала важное место. На её территории находился Олимп, к ней возводили и само название «эллины». Имя «греки», принадлежавшее древним обитателям Беотии, стало использоваться для обозначения эллинов сначала этрусками, а затем римлянами. (См.: Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992. С. 201).

Юг Италии и остров Сицилияс образовавшимися там колониями эллинов (поселенцы, часто – этнические греки), получили в древности название Великой Греции.

Эллинское единство ко времени философского самоопределения VI – IV в. до н.э.держалось близостью языковых, социо-культурных, торгово-хозяйственных связей.

Духовным центром, конституирующим эллинский мир, выступала мифология, кодифицированная в VIII – VII в. до н.э. гомеро-гесиодовским эпосом.

египтянами считались люди, которые могли пить воду из Нила и его притоков;

эллинами – считали себя люди, которые были причастны к олимпийской мифологии (Боги священного Олимпа и мифические герои были родоначальниками полисов – городов-государств Эллады), а также сформировали к концу IV в. до н.э. общий эллинский, наддиалектный языккойне.

Укажем имена философов по месту их рождения и / или деятельности. В историю они вошли вместе с названием родного им полиса или острова, или школы.

Последовательностьпоявления основных очагов философии такова.

1. Сначала – колонии, основанные эллинами, полисы на ионийском побережье полуострова Малая Азия, островах Эгейского моря. Милет (старшие натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); остров Сирос (Ферекид); остров Самос (Пифагор); Колофон (Ксенофан); Эфес (Гераклит); Клазомены (Анаксагор).

2. Затем – греко-персидские войны (500-449 до н. э.) и установление тираний приводят к миграции философовс востока ЭлладывВеликую Грецию (юг Италии и Сицилия). Так, Пифагор – с острова Самос переехал в Сицилию, пифагорейцы жили вКротоне и Метапонте; Ксенофан из Колофона (Малая Азия) переселился на юг Италии, бродил по всем пределам Великой Греции и поселился в Элее, он повлиял на учения элеатов – Парменида, Зенона, а также на Гераклита; Эмпедокл – младший натурфилософ жил в Агригенте; Горгий – софист, родом из Леонтины.

3. С V в. до н.э. влиятельным центром до официального закрытия в VI в. н.э.(529 г.) «языческих философских школ» становятся АфиныАнаксагор – (младшийнатурфилософ, родом из Клазомен, Малая Азия); софисты, Сократ Афинский; послесократические школы (мегарики, киники, киренаики, элидо-эретрийцы); Платон Афинский, Аристотель из Стагиры (Халкидики – на границе с Македонией). ВоФракии (северо-восток Балканского полуострова) Абдеры – родина софиста Протагора и атомиста Демокрита.

4. В период эллинизма философскую известность получают Пергам (северо-запад Малой Азии), Рим, Александрия (дельта Нила), остров Родос. Среди школ этого периода приобретают значение послеаристотелевские школы, возникшие в Афинах (стоики, скептики, эпикурейцы), схолархи (учителя) которых вследствие гонений переселяются из Афин в Пергам, Рим, Александрию, на остров Родос. Особого внимания заслуживают неоплатоники.

С возникновением новых центров, прежние центры не всегда исчезали. Войны, насильственные акции и преследования отдельных философов (Зенона в Элее; Анаксагора, Протагора, Сократа, Аристотеля в Афинах; Платона в Сиракузах на острове Сицилия и т.д.), объединений и школ (пифагорейцев на юге Италии около 500 г. до н.э.) – не упразднили философскую мысль, прерываясь, изменяясь и развиваясь, она продолжала существовать.