Характеристики составных частей слова философия

Краткая аннотация курса.

Цель и задачи курса.

От составителя

История античной философии

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки РФ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра истории философии и логики

 

 

Утверждаю

Декан ФСФ, профессор

______________А.Ю.Рыкун

«20» мая 2012 г.

 

 

 

 

Учебное пособие

для бакалавров 1 года обучения

философского факультета,

направление – 030100 философия.

 

 

Томск – 2012

Учебное пособие составлено

на основании государственного стандарта

по направлению – 030100 – Философия

 

Учебное пособие обсуждено

на заседании кафедры истории философии и логики

 

Зав. каф. истории философии и логики

канд. филос. н., доц. О.Г. Мазаева

 

Учебное пособие одобрено

методической комиссией философского факультета

 

Председатель методической комиссии

философского факультета,

канд. филос. н., доц. И.А. Эннс

 

Составитель:

канд. филос. н., доц., зав. каф.

истории философии и логики

Ольга Геннадьевна Мазаева.

 

Курс «История античной философии» предназначен для студентов 1 курсафилософского факультета, по направлению 030100 – философия, подготовка бакалавров. Изучается в 1-ом семестре, форма аттестации – экзамен.

 

 

Раскрыть особенности возникновения античной философии.

Выявить взаимовлияния образа жизни и образа мысли античных философов.

Показать разнообразие основных философем и тенденций, характерных для античной философии.

Раскрыть истоки, смысл, разбираемых позиций, показать их значение для дальнейшего развития философских идей.

Формировать у студентов умение проводить текстологический анализ, знакомить с разнообразными методами критики изучаемых текстов.

 

 

В курсе раскрываются особенности античной философии, показывается её значение. Разбирается этимология термина античная философия. Рассматривается проблема возникновения и развития античной философии в пространстве диалога мифологем – философем, и их внутренних преобразований. Сопоставляются мифопоэтическое, образное и рацонально-логическое, понятийное, мышление эллинов.

Отмечается важное для античности соотношение образа мысли и образа жизни философов, характеризуются философские учения и школы.

Прослежено становление натурфилософской, онтологической, логической, метафизической, этико-эстетической проблематики в досократике, а также, начиная с противостояния в V – IV в. до н.э. риторической культуры /софистов/ и философской культуры /Сократ/, прослеживается формирование круга антропологических тем и философских систем /Платона, Аристотеля и т.д./.

Исследуются особенности развития науки и философии в эпоху эллинизма, анализируются учения эпикурейцев, скептиков и стоиков до неоплатоников.

На семинарских занятиях в основном идёт работа с текстами: фрагментами ранних греческих философов, диалогами Платона, произведениями Аристотеля и др. Контрольные работы содержат большой перечень понятий курса античной философии, вопросы, предполагающие умение сравнивать, объяснять.

 

Содержание учебного пособия:

 

Тематические планы лекций и семинарских занятий………………......Стр...

Вступительная статья: Этимологическая характеристика

словосочетания «Античная философия»…………………..……..…..Стр...

Хорологические характеристики античной философии……….........Стр...

Хронологические рамки и периодизация античной философии……Стр...

К возникновению философии в Элладе………………………………Стр...

Раскрытие содержаниятематики лекций…………………………..Стр...

Тематика семинаров с указанием литературы и тезауруса……….Стр. 53.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ…………………....Стр...

Примерные вопросы к контрольной работе и экзамену…………….Стр...

Философский и историко-культурный лексикон античности………Стр...

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса……..Стр...


Тематические планы:

 

Курс лекций «История античной философии»

№ Название темы Стр. Час.
1. Античная философия и её изучение.  
2. Начало философии в Элладе.  
3. Спекулятивно-символическое богословие Ферекида и натурфилософия милетцев.  
4. Пифагор и пифагорейство.  
5. Ксенофан, религиозный реформатор; влияние на философов Эллады  
6. Гераклит Эфесский.  
7. Элеаты: Парменид – становление онтологической проблематики; Зенон – логика и диалектика; Мелисс – онтологические и космологические идеи
8. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор  
9. Атомизм Левкиппа – Демокрита  
10. Софисты и Сократ  
11. Послесократики: мегарики, киники, киренаики, элидо-эретрийцы  
12. Философия Платона  
13. Философия Аристотеля  
14. Философия и наука античности  
15. Эпикуреизм  
16. Стоицизм  
17 Скептицизм  
Всего  

 

Семинарские занятия по курсу «История античной философии»

 

№ Название темы Стр. Час.
1. Начало философии в Элладе
2. Пифагор и пифагорейцы  
3. Ксенофан – его влияние на Гераклита и философию элеатов  
4. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор  
5. Атомизм Левкиппа – Демокрита  
6. Софисты и Сократ  
7. Философия Платона  
8. Метафизика Аристотеля  
Всего  
Итоговая конференция: «Трудности и проблемы античной философии» – 4 ч. Аудиторная нагрузка по курсу – 90 часов. Форма аттестации по курсу – экзамен.

 

 

Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия»

 

Этимология – корнесловие, смысловые истоки понятия. В данном случае речь идёт об историко-философском и историко-культурном раскрытии термина, представленного словосочетанием «античная философия».

 

Античная(от лат. – antiguus – древний) – имеющая отношение только к миру греко-римских древностей.

Во времена поздней античности христиане именовали себяModerni, а язычников – эллинов, они называли – Antigui.

С эпохи Возрождения греко-римское культурное наследие стало считаться классическим,то есть образцовым.

В XVIII веке термин «античная» – был введён в научный обиход во Франции и первоначально относился ко всем произведениям искусства древности. Но постепенно произошло сужение значения этого термина, он стал означать только греко-римские древности.

Античнаязначит древняя, греко-римская, классическая.

Греко-римский мир имел огромное влияние на культуру и философию Европы и всего мира, при этом:

1. в романских странах доминировали римские традиции;

2. в Германии (с конца средневековья) – греческие;

3. Восточная Европа, Русь, Закавказье, некоторые области Ближнего Востока – тяготели к византийскому наследию (Византия IV – XV в. н.э.), для которого характерно своеобразное соединениеантичного, христианского, ближневосточного начал.

 

Философия(от греческих слов: филия – любовь и софия – мудрость) – любовь к мудрости, любомудрие.

Термин «философия» возводят или к Пифагору (580 – 500) с острова Самос, подчеркнувшего скромность своих притязаний и именовавшего себя не мудрецом, а всего лишь любителем мудрости; или к Гераклиту(540 – 480) из Эфеса, пренебрежительно назвавшего Пифагора философом в противоположность себе – как последнему одинокому мудрецу; или к Геродоту (484 – 425) родом из Галикарнаса (Малая Азия, но жившему в Афинах) – «отцу истории», до которого интеллектуальная активность древних эллинов обозначалась словом – historia – первоначально: «исследование».

 

Осознаниефилософа (любящего мудрость) как особой фигуры в обществе, а философии как особого образа жизни и дискурса (то есть, размышления, посредством устной или письменной речи), определяемых идеей подлинной, абсолютной мудрости, относится к Платону Афинскому (428/7 – 347), именно он раскрыл содержание и смысл понятий философа и философии. В диалоге Платона «Пир» Эрос в мифологической, а Сократ Афинский (469 – 399) в исторической форме воплощают образ философа [1. 59].

После этого устоявшийся смысл понятий философ и философия переноситсяна предшествующие времена. Так, Аристотель (384 – 322) из Стагиры уже среди первых мудрецов выделяетфилософов: Фалеса (624-548) из Милета как натурфилософа и его современника Ферекида(600/597 – 532/529) с о-ва Самос как богословствующего философа [2. 125].

Позднее Цицерон (106 – 43), Диоген Лаэртский (II – III в. н.э.), Ямвлих (III – IV в. н.э.) стали проецировать платоновские понятия философии и философа на времена, с VI в. до н.э., и на фигуры таких мыслителей, как Пифагор, Гераклит, или связывать появление этих понятий с Геродотом.