Характеристики составных частей слова философия
Краткая аннотация курса.
Цель и задачи курса.
От составителя
История античной философии
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории философии и логики
Утверждаю
Декан ФСФ, профессор
______________А.Ю.Рыкун
«20» мая 2012 г.
Учебное пособие
для бакалавров 1 года обучения
философского факультета,
направление – 030100 философия.
Томск – 2012
Учебное пособие составлено
на основании государственного стандарта
по направлению – 030100 – Философия
Учебное пособие обсуждено
на заседании кафедры истории философии и логики
Зав. каф. истории философии и логики
канд. филос. н., доц. О.Г. Мазаева
Учебное пособие одобрено
методической комиссией философского факультета
Председатель методической комиссии
философского факультета,
канд. филос. н., доц. И.А. Эннс
Составитель:
канд. филос. н., доц., зав. каф.
истории философии и логики
Ольга Геннадьевна Мазаева.
Курс «История античной философии» предназначен для студентов 1 курсафилософского факультета, по направлению 030100 – философия, подготовка бакалавров. Изучается в 1-ом семестре, форма аттестации – экзамен.
Раскрыть особенности возникновения античной философии.
Выявить взаимовлияния образа жизни и образа мысли античных философов.
Показать разнообразие основных философем и тенденций, характерных для античной философии.
Раскрыть истоки, смысл, разбираемых позиций, показать их значение для дальнейшего развития философских идей.
Формировать у студентов умение проводить текстологический анализ, знакомить с разнообразными методами критики изучаемых текстов.
В курсе раскрываются особенности античной философии, показывается её значение. Разбирается этимология термина античная философия. Рассматривается проблема возникновения и развития античной философии в пространстве диалога мифологем – философем, и их внутренних преобразований. Сопоставляются мифопоэтическое, образное и рацонально-логическое, понятийное, мышление эллинов.
Отмечается важное для античности соотношение образа мысли и образа жизни философов, характеризуются философские учения и школы.
Прослежено становление натурфилософской, онтологической, логической, метафизической, этико-эстетической проблематики в досократике, а также, начиная с противостояния в V – IV в. до н.э. риторической культуры /софистов/ и философской культуры /Сократ/, прослеживается формирование круга антропологических тем и философских систем /Платона, Аристотеля и т.д./.
Исследуются особенности развития науки и философии в эпоху эллинизма, анализируются учения эпикурейцев, скептиков и стоиков до неоплатоников.
На семинарских занятиях в основном идёт работа с текстами: фрагментами ранних греческих философов, диалогами Платона, произведениями Аристотеля и др. Контрольные работы содержат большой перечень понятий курса античной философии, вопросы, предполагающие умение сравнивать, объяснять.
Содержание учебного пособия:
Тематические планы лекций и семинарских занятий………………......Стр...
Вступительная статья: Этимологическая характеристика
словосочетания «Античная философия»…………………..……..…..Стр...
Хорологические характеристики античной философии……….........Стр...
Хронологические рамки и периодизация античной философии……Стр...
К возникновению философии в Элладе………………………………Стр...
Раскрытие содержаниятематики лекций…………………………..Стр...
Тематика семинаров с указанием литературы и тезауруса……….Стр. 53.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ…………………....Стр...
Примерные вопросы к контрольной работе и экзамену…………….Стр...
Философский и историко-культурный лексикон античности………Стр...
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса……..Стр...
Тематические планы:
Курс лекций «История античной философии»
№ Название темы | Стр. | Час. |
1. Античная философия и её изучение. | ||
2. Начало философии в Элладе. | ||
3. Спекулятивно-символическое богословие Ферекида и натурфилософия милетцев. | ||
4. Пифагор и пифагорейство. | ||
5. Ксенофан, религиозный реформатор; влияние на философов Эллады | ||
6. Гераклит Эфесский. | ||
7. Элеаты: Парменид – становление онтологической проблематики; Зенон – логика и диалектика; Мелисс – онтологические и космологические идеи | ||
8. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор | ||
9. Атомизм Левкиппа – Демокрита | ||
10. Софисты и Сократ | ||
11. Послесократики: мегарики, киники, киренаики, элидо-эретрийцы | ||
12. Философия Платона | ||
13. Философия Аристотеля | ||
14. Философия и наука античности | ||
15. Эпикуреизм | ||
16. Стоицизм | ||
17 Скептицизм | ||
Всего |
Семинарские занятия по курсу «История античной философии»
№ Название темы | Стр. | Час. |
1. Начало философии в Элладе | ||
2. Пифагор и пифагорейцы | ||
3. Ксенофан – его влияние на Гераклита и философию элеатов | ||
4. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор | ||
5. Атомизм Левкиппа – Демокрита | ||
6. Софисты и Сократ | ||
7. Философия Платона | ||
8. Метафизика Аристотеля | ||
Всего | ||
Итоговая конференция: «Трудности и проблемы античной философии» – 4 ч. Аудиторная нагрузка по курсу – 90 часов. Форма аттестации по курсу – экзамен. |
Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия»
Этимология – корнесловие, смысловые истоки понятия. В данном случае речь идёт об историко-философском и историко-культурном раскрытии термина, представленного словосочетанием «античная философия».
Античная – (от лат. – antiguus – древний) – имеющая отношение только к миру греко-римских древностей.
Во времена поздней античности христиане именовали себя – Moderni, а язычников – эллинов, они называли – Antigui.
С эпохи Возрождения греко-римское культурное наследие стало считаться классическим,то есть образцовым.
В XVIII веке термин «античная» – был введён в научный обиход во Франции и первоначально относился ко всем произведениям искусства древности. Но постепенно произошло сужение значения этого термина, он стал означать только греко-римские древности.
Античная – значит древняя, греко-римская, классическая.
Греко-римский мир имел огромное влияние на культуру и философию Европы и всего мира, при этом:
1. в романских странах – доминировали римские традиции;
2. в Германии (с конца средневековья) – греческие;
3. Восточная Европа, Русь, Закавказье, некоторые области Ближнего Востока – тяготели к византийскому наследию (Византия IV – XV в. н.э.), для которого характерно своеобразное соединение – античного, христианского, ближневосточного начал.
Философия – (от греческих слов: филия – любовь и софия – мудрость) – любовь к мудрости, любомудрие.
Термин «философия» возводят или к Пифагору (580 – 500) с острова Самос, подчеркнувшего скромность своих притязаний и именовавшего себя не мудрецом, а всего лишь любителем мудрости; или к Гераклиту(540 – 480) из Эфеса, пренебрежительно назвавшего Пифагора философом в противоположность себе – как последнему одинокому мудрецу; или к Геродоту (484 – 425) родом из Галикарнаса (Малая Азия, но жившему в Афинах) – «отцу истории», до которого интеллектуальная активность древних эллинов обозначалась словом – historia – первоначально: «исследование».
Осознаниефилософа (любящего мудрость) как особой фигуры в обществе, а философии как особого образа жизни и дискурса (то есть, размышления, посредством устной или письменной речи), определяемых идеей подлинной, абсолютной мудрости, относится к Платону Афинскому (428/7 – 347), именно он раскрыл содержание и смысл понятий философа и философии. В диалоге Платона «Пир» Эрос в мифологической, а Сократ Афинский (469 – 399) в исторической форме воплощают образ философа [1. 59].
После этого устоявшийся смысл понятий философ и философия переноситсяна предшествующие времена. Так, Аристотель (384 – 322) из Стагиры уже среди первых мудрецов выделяетфилософов: Фалеса (624-548) из Милета как натурфилософа и его современника Ферекида(600/597 – 532/529) с о-ва Самос как богословствующего философа [2. 125].
Позднее Цицерон (106 – 43), Диоген Лаэртский (II – III в. н.э.), Ямвлих (III – IV в. н.э.) стали проецировать платоновские понятия философии и философа на времена, с VI в. до н.э., и на фигуры таких мыслителей, как Пифагор, Гераклит, или связывать появление этих понятий с Геродотом.