Социологическая теория права
Глава XIΙI. Основные политико-правовые концепции XX в.
Политико-правовая идеология солидаризма и инстшпуционализма. Социологическая теория права. Реалистическая школа права США. Правовой нормативизм. Современные теории естественного права. Теории социального государства и политики всеобщего благоденствия. Неолиберализм и современный консерватизм. Технократические концепции властвования. Современная социалистическая мысль.
§1. Общая характеристика современного периода
в истории политической и правовой мысли.
Двадцатое столетие – это эпоха утверждения во многих странах Западной Европы, США, Канады и Японии зрелого организованного капитализма, управляемой рыночной экономики. Зрелый капитализм как общественно-экономический строй характеризуется концентрацией собственности, господством крупного капитала, небывалыми достижениями в научно-технической сфере, существенным изменением содержания и расширением масштабов деятельности государственной власти, которая стала активно вмешиваться во все сферы жизни общества, особенно в экономику с целью обеспечения занятости граждан, предотвращения экономических кризисов, повышения жизненного уровня населения путем перераспределения доходов между различными социальными слоями.
Все это, естественно, не могло не отразиться на политико-правовой теории, в развитии которой обозначился ряд тенденций и примечательных черт. Усилился процесс оформления политико-правовых взглядов и идей в более или менее целостные концепции. Многочисленнее и разнообразнее стали их философские, методологические основания, отчетливее проявляются социально-классовые предпочтения. Но одновременно наметилась тенденция к сближению изначально полярных идеологий и доктрин. Буржуазный либерализм трансформировался в неолиберализм, который зачастую смыкается с социал-реформизмом. В свою очередь в социалистической идеологии обозначилось влиятельное направление, выступающее не за революционное низвержение буржуазного общества, а за его совершенствование путем придания ему «социальной окраски». Сложились основные доктрины гражданского общества, возникают и разрабатываются концепции правового, а затем социального государства, государства всеобщего благоденствия и др.
В целом XX в. характеризуется растущей дифференциацией политико-правовой науки. Учение о государстве, сохраняя свою юридическую значимость, фактически становится «достоянием» политологии, которая к середине века приобретает статус самостоятельной и достаточно авторитетной отрасли научного знания. Подлинное возрождение претерпело естественное право. Его идеи получили воплощение в правовых документах, имеющих уже международный, а не национальный характер, – во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), международных пактах о правах человека (1966 г.). Получают признание юридическая социология и сравнительное правоведение.
Несмотря на сопротивление тоталитарных, диктаторских, террористических режимов, экстремистских партий, движений и их идеологов, правовая мысль продолжала развивать богатый демократический потенциал правовых идей и юридической практики, выработала ряд кардинально новых международно-правовых принципов и документов, определивших развитие мирового сообщества на современном этапе, способствовавших становлению во многих странах цивилизованных государств с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.
Созданное и охраняемое таким государством право содержит не только возведенную в закон волю господствующего класса, но и волю других социальных групп, общества в целом. Это уже не только формально равное для всех право (как это декларировалось в XIX в.), но и в определенной мере социальное право, дающее немало льгот и преимуществ обездоленным слоям общества, обеспеченное реальными гарантиями.
XX в. примечателен также возникновением эффективной международной защиты прав человека. Причем круг этих прав на современном этапе развития общества существенно расширился по сравнению с теми, которые предложены мыслителями XVII-XIX вв.
§2. Политико-правовая идеология солидаризма
и институционализма
В первые десятилетия XX в. обновление теоретического правовендения шло в значительной мере на основе социально-позитивистского правоведения, противостоявшего индивидуализму (либеральной идеологии) и социализму (коммунизму). Возникшие на этой основе теории обычно объединяют под общим названием солидаризма.
Одним из основателей солидаризма и его наиболее известным теоретиком был французский профессор-юрист Леон Дюги (1859-1928гг.). В противоположность марксизму Дюги не считал социальные конфликты, непримиримую борьбу капиталистического и рабочего классов объективно необходимыми в развитии общества. Наоборот, классы современного общества предстают в его изображении собранием индивидов, между которыми в силу общей потребности существует взаимопомощь и «особенно тесная взаимная зависимость», а потому они связаны отношениями солидарности. Каждый класс, каждая группа людей или их организация выполняют свою миссию и несут за нее ответственность, их долг – участвовать в гармоничном развитии общества. По Дюги, предприниматели и капиталисты столь же необходимы обществу, как и пролетарии. Поэтому он считал преступлением проповедовать борьбу классов.
Осознанный факт солидарности порождает социальную норму (можно сказать императив), которую Дюги формулирует следующим образом: «Не делай ничего, что нарушает социальную солидарность; делай все, чтобы её укреплять». Он полагал, что людей в обществе объединяет помимо солидарности именно социальная норма, а не те правила поведения, которые заданы правами индивидов или коллективов. Их Дюги считает иллюзорными и просто несуществующими. «По солидаристской доктрине, – рассуждал он, – индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности». И далее: «Всякое общество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то он может жить только подчиняясь какой-нибудь дисциплине».
В учении о государстве и праве Дюги ставил норму социальной солидарности выше государства и созданного им права. Право, по Дюги, должно соответствовать основной форме солидарности, регулировать и обеспечивать её осуществление, создавать наиболее благоприятные условия для развития и укрепления солидарности. Закон, не соответствующий этой норме, «как бы не существует». Таким образом, право, согласно учению Дюги, не есть дело государства: оно предшествует ему и возвышается над ним. Государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.
В теории государства Дюги отвергал концепцию общественного договора и государственного суверенитета. «Догма суверенитета, мистическое преклонение перед большинством» являются, по его мнению, основой деспотизма. Правовым основанием публичной власти, по Дюги, является только осуществление социальной солидарности. Государство в его прежних формах коллективности, считал он, исчезает, и место этих форм начинает занимать новый строй, «где главная сила будет принадлежать не какому-либо привилегированному классу, но действительно большинству из представителей всех классов и партий». Политическая власть перейдет к федерациям классов, организованным в синдикаты – объединения людей по профессиональным интересам.
Такой порядок приведет, по мысли Дюги, к тому, что не будет ни власти буржуазии, ни власти пролетариата, ни власти какого-либо другого класса или группы, возникнет диффузия власти и наступит политический плюрализм. Отношения между классами будут регулироваться договорами, концепциями, основанными на взаимных уступках, санкционированными государством с точки зрения их соответствия социальной норме солидарности.
Идеи Дюги о плюрализме власти и социальной солидарности были восприняты многими идеологами социал-демократического и лейбористского движения. В России идеи Дюги развивал М.М. Ковалевский. Доктрина синдикалистского государства использовалась фашистским, франкистским и другими антидемократическими режимами, что подорвало доверие к идее корпоративного государства вообще.
В начале XX в. возникло еще одно новое направление в юридической науке – институционализм. Основоположник институционализма – французский правовед Морис Ориу(1854-1929гг.).
В основе его теории лежит понятие института. Согласно взглядам Ориу, общество представляет собой не столько взаимодействие индивидов, сколько взаимодействие множества социальных институтов. Он выделял два типа институтов: корпоративные (профсоюзы, государство, церковь, торговые общества и т.д.) и вещные (правовые нормы). Отличительным признаком института Ориу считал направляющую идею. По его определению, институт – это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. К примеру, коммерческое предприятие основано на идее прибыльной спекуляции, государство реализует идею покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.
Основное внимание Ориу уделил анализу корпоративных институтов. Как автономные образования они обладают, по его характеристике, общими чертами: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутреннюю жизнь, т.е. понятия власти, управления, права в его доктрине были распространены на все корпоративные институты. Тем самым социальные образования были приравнены друг к другу, изображались явлениями одного порядка.
Вопрос о соотношении государства и других социальных институтов Ориу решал по формуле «первый среди равных». Будучи по своей природе аналогичными государству, корпоративные институты выполняют роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия, ограничивающих притязания государства и защищающих права граждан. А задача государства – направлять и контролировать взаимодействие институтов, экономическую жизнь общества, оставаясь нейтральной, посреднической силой. Таким образом, согласно этой концепции, общество оказывалось интегрированным в единую систему экономического и политического равновесия, сколь бы ни были различны и даже противоположны устремления социальных институтов.
Институциональный подход Ориу к исследованию общества и государства послужил основой, на которой позднее сложились концепции плюралистической демократии (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.). Одновременно такой подход способствовал утверждению представлений о политике как сложном процессе с множеством участников и преодолению взглядов, сводивших анализ политики к взаимоотношениям между индивидом и государственной властью. Современные политологи и социологи также широко используют институциональный метод в качестве одного из методов анализа.
Формирование социологического направления в юриспруденции началось еще в конце XIX в., когда возникла потребность в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля, сдерживания или предупреждения общественных разногласий и конфликтов. К этому времени социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и её методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах.
Основателем социологии права называют австрийского правоведа Евгения Эрлиха(1862-1922гг.). В его фундаментальной работе «Основы социологии права» (1913) обосновывается идея, что право генерируется самим обществом, которое следует изучать, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой. Исходные начала права, утверждает Эрлих, следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества и само государство.
По мнению Эрлиха, не юридические положения, а внутренний порядок человеческих союзов первоначально определяет поведение людей – право первого порядка. Соответственно свои права они рассматривают как нечто вытекающее из взаимоотношений, а не из тех юридических положений, которые регулируют эти отношения. Кроме того, внутренний порядок общественных союзов представляет собой основу юридических установлений.
Однако этого уровня правовых норм еще недостаточно. Поэтому наряду с ними в целях защиты правил поведения, сложившихся в обществе, так же, как и в различных государственных институтах, т.е. защиты правил первого порядка, а также регулирования спорных вопросов, существуют правовые положения, создаваемые решением судей или законодательством – право второго порядка. При этом истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, может быть, по Эрлиху, то, что становится «живой нормой». Под «живой нормой» он понимал право, фактически уже действующее в обществе, возникающее спонтанно в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного.
Социология права, непосредственно изучая реальную жизнь и действуя методом индукции (от единичных фактов к общим положениям), в качестве предмета наблюдения также должна исследовать именно живое право, право в действии.
Эрлих – не только автор концепции «живого права», но и основоположник теории «свободного судейского нахождения права», которая была им разработана в связи с проблемой преодоления пробелов в праве. Он считал, что законодатель не способен устранить пробелы в праве потому, что создаваемые нормы носят общий характер. Кроме того, авторитетность государственной правовой сферы подавляет, по его мнению, всякую творческую мысль и не способствует справедливости решений. Правовые положения, по Эрлиху, содержат лишь видимую норму для решения, фактически же это только указание судье самостоятельно найти соответствующую норму. Поэтому заполнение пробелов в праве путем свободного судейского нахождения более эффективно, так как судейское толкование закона в большей мере основано на результатах социологического изучения «живого права» и интуитивном чувстве справедливости, чем на логической интерпретации текстов нормы.
Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Здесь это направление начал разрабатывать еще в первой четверти XXв. Роско Паунд(1870-1964гг.). Мировоззренческую основу его учения составляет принцип прагматизма, определяющий значимость знания, любых теоретических построений практическими последствиями или пользой. Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов уделять внимание исследованию действительной эффективности правовых норм и институтов, обращаться к анализу «права в действии», а не ограничиваться изучением «права в книгах», т.е. права в законе, в нормативных актах. «Мы хотим изучать правопорядок вместо того, чтобы вести споры о природе права», – разъяснял свою позицию Паунд.
В его понимании, право – это «высоко специализированная форма социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса». В трактовке права как формы социального контроля наиболее ярко проявилась социологическая направленность концепции Паунда, ориентирующая юриспруденцию изучать право в контексте социальных отношений, учитывать взаимодействие правовых норм с другими регуляторами общественной жизни: религией, моралью, домашним воспитанием и др. При этом Паунд выступал за необходимость планирования, за расширение контроля, осуществляемого с помощью права. Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов, по его мнению, возрастает вместе с развитием государства. Все остальные виды социального контроля также должны действовать под надзором и в соответствии с требованиями права.
В идее социального управления посредством права последнему отводилась инструментальная роль, аналогичная роли инженерной науки при решении технических задач. Поэтому своим теоретическим построениям, в том числе и трактовке права, Паунд придает прежде всего инструменталистский характер. Приведенная выше формулировка понятия права, как не трудно заметить, раскрывает не сущность права, а совокупность его значений – его цель. Категории сущности он противопоставлял понятие цели.
Функции, роль права Паунд видел в сглаживании и примирении противоречащих друг другу интересов, в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд подчеркивал, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними, гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований.
Паунд предпринял попытку составить весьма пространную таблицу этих интересов и сформулировал ценности и юридические постулаты современной цивилизации, которые должны, по его мнению, направлять формирование и применение права, способствовать компромиссному разрешению противоречий в обществе, обеспечивать «защиту интересов» с помощью права.
Среди юридических постулатов, которым в одинаковой мере должны следовать и те, кто создает право, и те, кто его применяет, Паунд выделил следующее: в цивилизованном обществе любой человек должен быть уверен в том, что:
1) он не станет объектом нападения;
2) блага, созданные его трудом и приобретенные в соответствии с правилами, существующими в данном обществе, будут находиться в его распоряжении, и он может использовать их по своему усмотрению;
3) окружающие его люди будут вести себя так, что: а) их действия будут соответствовать тому, что разумно ожидать, исходя из обещаний и поведения; б) в своих поступках они будут руководствоваться представлениями, диктуемыми общественной моралью; в) возмещать причиненный ими ущерб, который в данных условиях не может быть признан разумным и неизбежным;
4) каждый будет проявлять должную осмотрительность при осуществлении своих действий, с тем чтобы не подвергнуть других лиц неразумно высокому риску причинения вреда;
5) ущерб, причиненный в результате совершения действий, представляющих опасность, будет возмещен.
Ценность и постулаты изображены Паундом как идеальные и вечные начала, но при этом он допускал, что в современном индустриальном обществе возможны и новые тенденции и связанные с ними постулаты. Эту идеализированную схему ценностей и интересов общества позднее назовут «состоянием всеобщего благоденствия».