Консервативно-охранительная идеология Н.М. Карамзина
Выдающийся русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.)известен не только как автор фундаментального труда – 12-томной «Истории государства Российского» и множества литературных произведений, но и как политический мыслитель, апологет самодержавного правления, последовательный пропагандист и защитник официальной кон-сервативно-охранительной идеологии.
Мировоззрение Карамзина формировалось под сильным влиянием русского масонства и философии Просвещения. Вслед за Вольтером он рассматривал историю человечества как развитие человеческого духа в восходящем направлении. Уровень развития общества определялся степенью просвещения и нравственности. Карамзин разделял теории общественного договора и естественного права. Вопрос о формах политической власти решался им также с просветительских позиций. Форма государства ставилась в зависимость от своеобразия национальных традиций, обычаев, исторического опыта. «Всякие гражданские учреждения, – писал он, – должны быть соображаемы с характером народа: что хорошо в Англии, то будет дурно в иной земле».
Связывая политико-правовой режим с нравственным состоянием общества, Карамзин считал, к примеру, что деспотизм – это наказание за пороки. Почти так же выражена эта мысль у Вольтера: «Чистый деспотизм – это возмездие людям за дурное поведение».
Трагические события Французской революции 1793-1794 гг. заставили его отойти от идеологии Просвещения, стать противником революции, а после обстоятельного анализа социально-политических проблем современной ему Европы он разочаровался и в республиканизме. Карамзин считал республиканский строй основой безначалия, которое, по его мнению, «хуже всякой власти». Под влиянием Французской революции консервативные начала в мировоззрении Карамзина усилились, а просветительские идеи были приспособлены им для обоснования необходимости сохранения самодержавия и крепостного права. Для подтверждения своих идей он обратился к научному изучению истории России. Историческими фактами Карамзин стремился доказать, что истинное самодержавие – естественная форма правления для России, соответствующая духу русского народа и его традициям. «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием».
Карамзин обосновывает разумность и необходимость монархии не только ссылками на российскую историю. Поучительным является, по его мнению, и исторический путь Франции. До революции, отмечал он, Франция достигла высокой степени просвещения и нравственности. При монархическом строе «бедный находил себе хлеб, богатый наслаждался своим избытком». Но как только народ Франции захотел повелевать сам собой, «прекрасное здание общественного благоустройства разрушилось; неописанные несчастия были жребием Франции, и сей гордый народ, осыпав пеплом главу свою, проклиная десятилетнее заблуждение, для спасения политического бытия своего вручает самовластье счастливому корсиканскому воину». Карамзин восхищался Наполеоном потому, что тот «умертвил чудовище революции».
Но, обосновывая самодержавие, Карамзин решительно отделяет его от деспотизма, осуждает тиранические правления Ивана IV, Петра I, Павла I. Не считал он, что все обстоит благополучно и в современной ему России Карамзин видел её культурную и хозяйственную отсталость. Его недовольство вызывали царившие при дворе фаворитизм, чинопочитание, роскошь, расточительство, карьеризм, злоупотребления царских бюрократов.
Самодержавие Карамзин понимал как всесословную надклассовую власть, считал, что оно по природе есть отеческое правление и как гарант единства народа не должно быть ограничено никакими учреждениями. Но самодержавие в его понимании не означает произвола властителя, оно предполагает наличие «твердых уставов» – законов, по которым самодержец управляет государством. Правда, единственной гарантией от превращения самодержавной власти царя в деспотическую Карамзин считал только добродетели государя и сложившиеся в стране традиции. «Государь имеет только один верный способ обуздать своих наследников в злоупотреблениях власти: да царствует добродетельно! Да приучит подданных ко благу!.. Тогда родятся обычаи спасительные; правила, мысли народные, которые лучше всех бренных форм удержат будущих государей в пределах законной власти».
К государю, как носителю верховной власти, Карамзин предъявлял высокие требования. Критерием для оценки деятельности монарха служили не только соблюдение им общественного договора, но и обеспечение блага подданных. Интересам общества более всего отвечал «просвещенный» монарх. Но из многих самодержцев России, как казалось Карамзину, никто не отвечал этим требованиям. Поэтому он считал необходимым и важным воздействие общества на монарха: в обязанность патриотов вменялось говорить монархам «правду», указывать на недостатки правления и таким образом воспитывать их. Этим, очевидно, объясняется постоянное стремление и самого Карамзина поучать Александра I.
В «Записке» (1811), подготовленной специально для Александра I, Карамзин яркими красками рисует «идеальный тип» самодержавного правления. «Записка» стала своего рода манифестом русского политико-правового консерватизма начала XIX в. В ней сформулированы классические принципы этой идеологии: «требуем более мудрости хранительной, нежели творческой»; «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости»; «для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу»; «сила народного повиновения есть сила государственная».
Сам Карамзин, стремясь сохранить в неприкосновенности существующие в России порядки, протестовал против каких-либо реформ, особенно по крестьянскому вопросу, объясняя нежелательность преждевременного освобождения крестьян их непросвещенностью. Крепостнический строй он рассматривал как естественный для России, как результат патриархальных самобытных черт русского народа, который «всегда чувствовал необходимость повиновения».
В силу национального характера крестьяне, по его мнению, не могут самостоятельно вести хозяйство, они нуждаются в попечительстве помещика. Поэтому Карамзин советует Александру покончить с либеральными колебаниями, основываться на исконно русских явлениях в общественно-политической жизни. «Русское право, – полагал он, – также имеет свои начала, как и Римское, – определите их, и вы дадите нам систему законов».
Карамзину казалось, что процесс совершенствования самодержавия опережал развитие общества. Оно оказывалось всякий раз не готовым к пониманию и выполнению тех задач, которые выдвигала власть. Петр I направил Россию на путь просвещения, Екатерина II раскрыла перед ней будущее через законодательство, Александр I продолжил эту политику, но все усилия монархов упирались в стену невежества. Из этого следовало, что виною всех бед в России была непросвещенность подданных.
В связи с этим Карамзин придавал большое значение просвещению всех сословий. «Просвещение, – писал он, – всегда благотворно; просвещение ведет к добродетели, доказывая нам тесный союз частного блага с общим... в одном просвещении найдем мы спасительный антидот от всех бедствий человечества».
Просвещение рассматривалось Карамзиным не только как средство против революций. Он призывал правителей особое внимание уделять просвещению крестьян. Доказательства правомерности их просвещения Карамзин строил на теории естественного равенства. Но если у идеологов Просвещения из естественного права вытекала необходимость предоставления всем людям политических прав: права свободы, равенства перед законом, права собственности и т.п., то у Карамзина оно не влечёт за собой равенства в правах, а только в чувствах.
Карамзин старался поднять значение подданных в самодержавном государстве: подданный, доказывал он, не раб, а гражданин. Но, говоря о необходимости уважения к высокому сану человека, он имел в виду в первую очередь дворян. Карамзин выступал ярым защитником дворянства, протестуя против того, чтобы расширить его сословные рамки за счет простолюдинов. В этом он видел оскорбление дворянства, которое составляло опору самодержавия.
Другой опорой самодержавия он считал православие. Соединив в одной формуле Бога и государя (монарх – помазанник Божий на земле), Карамзин тем самым заложил основы теории «официальной народности» с её знаменитой триадой, сформулированной позднее графом С.С. Уваровым: самодержавие, православие, народность (самобытность), на которой базировалась официальная идеология XIX в. Эта доктрина сыграла в отечественной истории неоднозначную роль. её считали идейным оплотом реакционного курса внутренней политики Николая I, концепцией, направленной против революционного движения. Вместе с тем она способствовала консолидации русского общества в обстановке нарастания кризисных явлений в политической жизни, возрождала традиционные национальные ценности русского народа, формировала русское национальное самосознание.