И английских социалистов

Политико-правовые теории французских

 

Социализм (лат. Socialisme – общественный) как политическая идеология – это порождение многовековых чаяний народных масс об обществе социальной справедливости и равенства, солидарности, социальной защи­ты личности. Представления о таком обществе существовали уже в древнем мире: легенда о «Золотом веке» – общинно-ро­довых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности. Мотивы общечеловеческого равенства, брат­ства, самоуправляющихся общин, потребительского коммуниз­ма активно развивались ранним христианством и существенно были усилены в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы. В эпоху Нового времени социализм, освободившись от религиозной оболочки, основывал свои идеи на философии Просвещения, с позиций теории естественного права.

Но свою классическую форму социалистические идеи на­чали обретать вместе с утверждением капитализма, по мере того как становилось ясно, что буржуазный строй не освободил людей от эксплуатации, не устранил бесправия значительной части населения, резко ухудшил положение трудящихся, осо­бенно наемных рабочих.

Социалистические теории были многочисленны и разнооб­разны, но все они порицали развивающийся капитализм и рез­ко критиковали его пороки. Они указывали на царящую при капитализме анархию производства, связывали безработицу и кризисы с бесплановым ведением хозяйства, называли фальшивыми рассуждения о правах человека без обеспечения права на труд, вскрывали факты морального разложения имущих классов.

Среди приверженцев социализма наибольшую известность в первые десятилетия XIX в. приобрели имена французов Анри де Сен-Симона(1760-1825 гг.), Шарля Фурье(1772-1837 гг.) и англи­чанина Роберта Оуэна(1771-1858гг.). Их социализм называют утопическим. Но их идеи значительно отличались как по со­держанию, так и по форме от наивного, грубоуравнительного коммунизма предшественников – Т. Мора, Ж. Мелье, Т. Мабли и др. Если последние социалисты делали основной упор на проблемы распределения и потребления материальных благ, то Сен-Симон, Фурье и Оуэн главное внимание обращали на орга­низацию их производства.

Первоочередной задачей общественного преобразования они считали создание крупного общественного производства, базирующегося на свободном труде и плановой экономике. Вся теория Сен-Симона и сен-симонистов основана на идее разви­тия экономики, становления нового «промышленного обще­ства». Сен-Симон полагал, что именно «промышленный строй может доставить людям наибольшую сумму общей и личной свободы, обеспечивая обществу наибольшее спокойствие». С помощью крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы миновать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к высшим этапам развития.

Социалисты отвергали любое серьезное политическое, и в особенности всякое революционное, действие. Преобразование общества они не связывали с классовой борьбой и революци­ей. Сен-Симон, Фурье и Оуэн были уверены, что достаточно объяснить людям преимущества социализма, показать приме­ры жизни на новых принципах, – и люди станут жить по-ново­му. Но их представления о путях, способах строительства со­циалистического общества были неодинаковы.

Сен-Симон предполагал реформировать капиталистичес­кое общество «сверху» посредством устранения от власти не­производственных классов (военных, феодалов, наследственную знать) и передачи управления государством высокоталантли­вым лицам из числа «индустриалов», под которыми он разумел «наиболее видных промышленников». Что касается непосред­ственно народа, то ему, по Сен-Симону, незачем вмешиваться в дело реорганизации общества. Он рассчитывал освободить народ без участия народа, надеясь на сознательность и высо­кие нравственные качества состоятельных лиц. В социальном проекте Сен-Симона сохранялась частная собственность. Но­вый строй будет представлять собой централизованно управ­ляемую промышленную ассоциацию, развивающуюся на осно­ве общего плана, и потому превзойдет старый.

По его мнению, новое общество не будет нуждаться в по­литических институтах, поскольку господствовать будет прин­цип равенства, основанный на всеобщности труда нравствен­но, социально и политически созревшего народа, не нуждаю­щегося больше в опеке со стороны государства. Различие меж­ду трудящимися будет заключаться только в том, что одни ра­ботают руками, другие – головой. Будущее общество для Сен-Симона – это громадная мастерская, где государственно-пра­вовые институты прежде всего обслуживают нужды производ­ства. Поэтому в написанных им произведениях сравнительно мало уделено внимания политике, государству, праву.

Сен-Симон считал, что торжество новых принципов чело­веческого общежития вполне может обеспечить и королевская власть при наличии парламента и совета министров. Однако между властью короля и парламентом он предлагает ввести еще две структуры: совет ученых, который явится мозгом всей го­сударственной системы и который образуется из представите­лей академий наук и искусств, и совет промышленников, в ко­торый должны входить представители промышленного, тор­гового, банковского капитала.

Сен-Симон имел многочисленных последователей в стра­нах Европы. Под влиянием его идей складывались взгляды рос­сийских мыслителей А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

Фурье предлагал строить социалистическое общество «сни­зу», создавая в нем производственно-потребительские товари­щества (фаланги), которые объединяли бы на акционерной ос­нове, без обобществления всех средств производства, предста­вителей различных групп: собственников, промышленников, рабочих, земледельцев и т.д. По Фурье, главная цель нового строя состоит не в том, чтобы уничтожить собственность, а в том, чтобы всех превратить в собственников. Формы труда, организация хозяйства и управление им, равно как и обслужи­вание и воспитание членов фаланги должны быть такими, что-бы позволили каждому умножить общественное богатство до колоссальных размеров и на этой основе гармонизировать ин­тересы индивида и коллектива, постепенно стереть классовые антагонизмы.

Таким путем Фурье рассчитывал обеспечить полное разви­тие способностей каждого человека сделать труд не только ос­новным источником богатства, но и источником радости, на­слаждения. Естественно, что в таких социальных образовани­ях отпадает необходимость иметь власть в собственном смысле этого слова. Право, как инструмент принуждения, здесь также не нужно. Цель управления в фаланге, по Фурье, не в принуж­дении, а в поддержании гармонии, установлении мирового един­ства.

Идеи Фурье оказали сильное влияние на развитие социали­стических и кооперативных идей в ряде стран Европы, в США. В России их изучали петрашевцы, а затем Н.Г. Чернышевский и другие теоретики русского социализма.

Оуэн считал, что использованию промышленного потен­циала в интересах человека препятствует прежде всего частная собственность. Она – плод насилия и несправедливости, источ­ник извращений в человеческих отношениях. Поэтому разум­ная, справедливая общественно-политическая система должна основываться только на общественной собственности. Но, что­бы провести обобществление собственности, нужно, по Оуэну, осуществить революцию в сознании людей, убедить их в целе­сообразности такого мероприятия. Способы изменения созна­ния людей – это наука, просвещение, практические примеры энтузиастов-единомышленников.

Переход в светлое царство разума и справедливости, соглас­но Оуэну, помогут совершить отдельные индивиды и группы людей, обладающие капиталом и руководствующиеся доброй волей. Они создадут «поселки общности» (коммунистические ячейки) с коллективным трудом, общественной собственностью, равенством прав и обязанностей, отношениями взаимопомощи, заботой о больных и престарелых. Сам Оуэн и его последова­тели пытались организовать в 30-40-х годах XIX в. подобные коммуны и своим примером увлечь человечество. Эти попытки поглотили его немалое состояние, но все окончились неудачей.