И английских социалистов
Политико-правовые теории французских
Социализм (лат. Socialisme – общественный) как политическая идеология – это порождение многовековых чаяний народных масс об обществе социальной справедливости и равенства, солидарности, социальной защиты личности. Представления о таком обществе существовали уже в древнем мире: легенда о «Золотом веке» – общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности. Мотивы общечеловеческого равенства, братства, самоуправляющихся общин, потребительского коммунизма активно развивались ранним христианством и существенно были усилены в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы. В эпоху Нового времени социализм, освободившись от религиозной оболочки, основывал свои идеи на философии Просвещения, с позиций теории естественного права.
Но свою классическую форму социалистические идеи начали обретать вместе с утверждением капитализма, по мере того как становилось ясно, что буржуазный строй не освободил людей от эксплуатации, не устранил бесправия значительной части населения, резко ухудшил положение трудящихся, особенно наемных рабочих.
Социалистические теории были многочисленны и разнообразны, но все они порицали развивающийся капитализм и резко критиковали его пороки. Они указывали на царящую при капитализме анархию производства, связывали безработицу и кризисы с бесплановым ведением хозяйства, называли фальшивыми рассуждения о правах человека без обеспечения права на труд, вскрывали факты морального разложения имущих классов.
Среди приверженцев социализма наибольшую известность в первые десятилетия XIX в. приобрели имена французов Анри де Сен-Симона(1760-1825 гг.), Шарля Фурье(1772-1837 гг.) и англичанина Роберта Оуэна(1771-1858гг.). Их социализм называют утопическим. Но их идеи значительно отличались как по содержанию, так и по форме от наивного, грубоуравнительного коммунизма предшественников – Т. Мора, Ж. Мелье, Т. Мабли и др. Если последние социалисты делали основной упор на проблемы распределения и потребления материальных благ, то Сен-Симон, Фурье и Оуэн главное внимание обращали на организацию их производства.
Первоочередной задачей общественного преобразования они считали создание крупного общественного производства, базирующегося на свободном труде и плановой экономике. Вся теория Сен-Симона и сен-симонистов основана на идее развития экономики, становления нового «промышленного общества». Сен-Симон полагал, что именно «промышленный строй может доставить людям наибольшую сумму общей и личной свободы, обеспечивая обществу наибольшее спокойствие». С помощью крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы миновать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к высшим этапам развития.
Социалисты отвергали любое серьезное политическое, и в особенности всякое революционное, действие. Преобразование общества они не связывали с классовой борьбой и революцией. Сен-Симон, Фурье и Оуэн были уверены, что достаточно объяснить людям преимущества социализма, показать примеры жизни на новых принципах, – и люди станут жить по-новому. Но их представления о путях, способах строительства социалистического общества были неодинаковы.
Сен-Симон предполагал реформировать капиталистическое общество «сверху» посредством устранения от власти непроизводственных классов (военных, феодалов, наследственную знать) и передачи управления государством высокоталантливым лицам из числа «индустриалов», под которыми он разумел «наиболее видных промышленников». Что касается непосредственно народа, то ему, по Сен-Симону, незачем вмешиваться в дело реорганизации общества. Он рассчитывал освободить народ без участия народа, надеясь на сознательность и высокие нравственные качества состоятельных лиц. В социальном проекте Сен-Симона сохранялась частная собственность. Новый строй будет представлять собой централизованно управляемую промышленную ассоциацию, развивающуюся на основе общего плана, и потому превзойдет старый.
По его мнению, новое общество не будет нуждаться в политических институтах, поскольку господствовать будет принцип равенства, основанный на всеобщности труда нравственно, социально и политически созревшего народа, не нуждающегося больше в опеке со стороны государства. Различие между трудящимися будет заключаться только в том, что одни работают руками, другие – головой. Будущее общество для Сен-Симона – это громадная мастерская, где государственно-правовые институты прежде всего обслуживают нужды производства. Поэтому в написанных им произведениях сравнительно мало уделено внимания политике, государству, праву.
Сен-Симон считал, что торжество новых принципов человеческого общежития вполне может обеспечить и королевская власть при наличии парламента и совета министров. Однако между властью короля и парламентом он предлагает ввести еще две структуры: совет ученых, который явится мозгом всей государственной системы и который образуется из представителей академий наук и искусств, и совет промышленников, в который должны входить представители промышленного, торгового, банковского капитала.
Сен-Симон имел многочисленных последователей в странах Европы. Под влиянием его идей складывались взгляды российских мыслителей А.И. Герцена и Н.П. Огарева.
Фурье предлагал строить социалистическое общество «снизу», создавая в нем производственно-потребительские товарищества (фаланги), которые объединяли бы на акционерной основе, без обобществления всех средств производства, представителей различных групп: собственников, промышленников, рабочих, земледельцев и т.д. По Фурье, главная цель нового строя состоит не в том, чтобы уничтожить собственность, а в том, чтобы всех превратить в собственников. Формы труда, организация хозяйства и управление им, равно как и обслуживание и воспитание членов фаланги должны быть такими, что-бы позволили каждому умножить общественное богатство до колоссальных размеров и на этой основе гармонизировать интересы индивида и коллектива, постепенно стереть классовые антагонизмы.
Таким путем Фурье рассчитывал обеспечить полное развитие способностей каждого человека сделать труд не только основным источником богатства, но и источником радости, наслаждения. Естественно, что в таких социальных образованиях отпадает необходимость иметь власть в собственном смысле этого слова. Право, как инструмент принуждения, здесь также не нужно. Цель управления в фаланге, по Фурье, не в принуждении, а в поддержании гармонии, установлении мирового единства.
Идеи Фурье оказали сильное влияние на развитие социалистических и кооперативных идей в ряде стран Европы, в США. В России их изучали петрашевцы, а затем Н.Г. Чернышевский и другие теоретики русского социализма.
Оуэн считал, что использованию промышленного потенциала в интересах человека препятствует прежде всего частная собственность. Она – плод насилия и несправедливости, источник извращений в человеческих отношениях. Поэтому разумная, справедливая общественно-политическая система должна основываться только на общественной собственности. Но, чтобы провести обобществление собственности, нужно, по Оуэну, осуществить революцию в сознании людей, убедить их в целесообразности такого мероприятия. Способы изменения сознания людей – это наука, просвещение, практические примеры энтузиастов-единомышленников.
Переход в светлое царство разума и справедливости, согласно Оуэну, помогут совершить отдельные индивиды и группы людей, обладающие капиталом и руководствующиеся доброй волей. Они создадут «поселки общности» (коммунистические ячейки) с коллективным трудом, общественной собственностью, равенством прав и обязанностей, отношениями взаимопомощи, заботой о больных и престарелых. Сам Оуэн и его последователи пытались организовать в 30-40-х годах XIX в. подобные коммуны и своим примером увлечь человечество. Эти попытки поглотили его немалое состояние, но все окончились неудачей.