Г. Гроций – один из основателей доктрины естественного права
Список рекомендуемой литературы
Темы рефератов
1. Социально-культурная сущность Возрождения и Реформации.
2. «Государь» Н. Макиавелли и его роль в истории политико-правовой мысли.
3. Гуманизм, идея личности (человека) в политико-правовых учениях XVI в.
4. Идея натуралистической (географической) типологиза-ции государств Ж. Бодена.
5. Учение М. Лютера.
6. Политическая программа Т. Мюнцера.
7. Кальвинизм.
8. Контрреформация. Орден иезуитов.
9. Тираноборцы.
Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы
1. Аргументируйте или опровергните утверждение тех мыслителей, которые полагали, что правители государства не должны в своей деятельности руководствоваться обыденными моральными нормами.
2. Кто из мыслителей считал, что в основе законодательных норм лежат, как правило, реальные, постижимые сознанием правила человеческого поведения?
3. Как Вы понимаете сущность принципа политического реализма, обоснованного И. Макиавелли?
4. Кто из идеологов Реформации проповедовал религиозную нетерпимость?
5. Какие отличительные признаки суверенитета государства сформулировал Ж. Воден?
6. Какое устройство государства Ж. Воден считал лучшим?
7. Почему нельзя было реализовать идеи европейских социалистов в XVII в.? Осуществимы ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.
Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Николо Макиавелли. М., 1977.
Бонташ П.К., Прозорова Н.С. Томас Мор. М., 1983.
Гердер Н. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.,2004.
Кампанелла Т. Город Солнца. М., 2002.
Лейст О.Э. Вопросы государства и права в трудах утопистов. М., 1966.
Мор Т. Утопия. М., 2002.
Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения: гуманизм конца XIV - XV в. Л., 1984.
Темпов Е.И. Макиавелли. М., 2005.
Глава VΙ. Политические и правовые учения в Голландии
и Англии в период ранних буржуазных революций
Раннебуржуазные учения о государстве и праве Г. Грация и Б. Спинозы. Концепция абсолютизма Т. Гоббса. Дж. Локк – основоположник доктрины раннебуржуазного либерализма.
§1. Общая характеристика начального периода
кризиса феодального строя.
На рубеже XVI-XVII вв. в Западной Европе кризис феодального строя достиг апогея началось его революционное низвержение. В начале XVII в. победоносно завершилась длительная национально-освободительная борьба Голландии против господства феодально-монархической Испании. К власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика. Вторая буржуазная революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1642-1649 гг. и «Славная революция» 1688-1689 гг.).
Результаты буржуазных преобразований требовали не только идейно-политической защиты, но и теоретического осмысления и обоснования идей, принципов и концепций, которые соответствовали бы потребностям времени и определяли перспективу прогрессивного развития и социальных, и политико-правовых форм человеческой жизни. Итогом разработки раннебуржу-азными идеологами новых воззрений на природу, человека, общество, государство и право стали теории естественного права и общественного договора, основанные на гуманизме и рационализме, т.е. на оценке общественных отношений с позиций «здравого разума», на исследовании природы и страстей человека, на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными стремлениями и разумом.
Одним из первых творцов нового права, «отвечающего законам разума», был голландский юрист Гуго Граций (1583-1645гг.). Всю социальную проблематику он исследовал с позиций естественного права, сквозь призму идей и требований правовой справедливости, которые должны господствовать в. отношениях между индивидами, народами и государствами.
Справедливость, по Грецию, это необходимый признак права. При этом справедливость трактуется им как требование разума, веление природы разумного существа. «...Право есть то, что не противоречит справедливости», – писал он. «Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом».
Вслед за Аристотелем Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право, согласно Гроцию, – это «предписание здравого разума, право в собственном смысле слова». Его источником является не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению.
Волеустановленное право, имея своим источником волю (человеческую или божественную), соответственно делится на право человеческое и право божественное. Волеустановленное право, считает Гроций, должно соответствовать предписаниям естественного права: «Ведь так как естественное право вечно и незыблемо, то Бог, которому чужда неправда, не мог предписать чего-либо, противного этому праву».
Человеческое право в свою очередь подразделяется Гроцием на внутригосударственное право и человеческое право в узком и широком смыслах. Внутригосударственное право исходит от гражданской власти. Это так называемое позитивное право (гражданские законы). Государство при этом определяется как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Речь, следовательно, идет о договорной концепции государства.
Догосударственный период жизни людей Гроций характеризует как «естественное состояние». Люди жили крайне непритязательно. Отсутствовала частная собственность. Имущество было общим, люди доброжелательно относились друг к другу. Но по мере развития ремесел и искусств возрастали потребности людей, появились и развились человеческие пороки. Каждый стал считать себя собственником всего, что он произвел, добыл или чем успел завладеть. В результате в отношениях между людьми ослабли справедливость, доброжелательность, исчезло равенство. Возникли конфликты. Стремление же людей к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными, их способность к знанию и деятельности, согласно общим правилам, побудили их заключить договор о создании государства.
Начиная с Гроция, почти все концепции XVII-XVIII вв., трактующие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки. Теория договорного происхождения государства резко противостояла феодальным теософским концепциям «богоустановленности» власти.
Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных на сопротивление верховной власти или подчиненным органам. Но его позиция в этом вопросе явно противоречива. С одной стороны, он признает, что «все по природе имеют право противиться причинению им насилия», с другой – народ, заключив соглашение об учреждении государства и гражданской власти, добровольно передал свой суверенитет избранным им лицам, т.е. тем, кто юридически осуществляет верховенство. Поэтому государство «может наложить запрет на это всеобщее право сопротивления ради сохранения общественного мира и государственного порядка... Ибо если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа, как у циклопов».
Гроция считают основоположником науки международного права. В своих «Трех книгах о праве войны и мира» он критикует распространенное мнение, что в международных отношениях все решает сила, что война несовместима с правом и справедливостью. Гроций отмечает, что война как таковая не противоречит естественному праву: «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Источниками последнего, по Гроцию, являются природа и соглашение народов.
Гроций различает войны справедливые и несправедливые. Справедливой причиной войны «может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым Гроций относил войны оборонительные, войны для сохранения целостного государства, защиты территории, населения, имущества от агрессии.
Несправедливые войны – это войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она, по мнению Греция, должна вестись ради заключения мира и так, чтобы не страдало мирное население. Он подчеркивал необходимость гуманного поведения воюющих сторон в отношении женщин, детей и стариков, пленных, а также лиц, сдавшихся неприятелю.
Идеи Греция способствовали формированию нового типа международного правопорядка, основанного на принципах равенства, сотрудничества и взаимопонимания в отношениях между людьми, народами и государствами.