Древнерусской государственности и политико-правовой мысли
Некоторые особенности становления и развития
Глава IV. Русская политико-правовая мысль в XI-XVII вв.
Некоторые особенности становления и развития древнерусской государственности и политико-правовой мысли. Политико-правовая идеология в древнерусском государстве.
Политико-правовая идеология в период становления и развития Московского царства.
Политико-правовая мысль в России в первой половине XVII в. Абсолютистские направления в политико-правовой мысли во второй половине XVII в. Теократическая концепция власти.
Русская политико-правовая идеология формировалась вместе с развитием российского государства и в значительной мере отражала его своеобразие. Практически вся совокупность важнейших факторов, влиявших на характер российской государственности так или иначе сказалась на генезисе и содержании политико-правовой мысли. К числу наиболее существенных его особенностей относят следующие.
Во-первых, сильнейшее влияние византийской культуры и цивилизации. Становление древнерусской политико-правовой мысли проходило в тесной связи с традициями Византии, пытавшейся установить гегемонию над древнерусским государством. В Византии же ко времени образования русской государственности (Киевская Русь) вполне явно обозначился упадок, хотя её культура еще долгое время продолжала восхищать мир, поэтому Русь, принимая в 988 г. христианство, заимствовала менее динамичную по сравнению с католической православную культуру, не знала институтов и понятий, выработанных римским правом.
Во-вторых, более значительный, чем в западноевропейских странах, патронаж религии, религиозной морали над политикой и определением содержания политико-правовой мысли. Это было обусловлено официально-государственным статусом церкви на Руси. На протяжении ряда веков церковь выступала как объединяющая, общенациональная сила. Помимо этого, на Руси отсутствовали антитеократические теории, аналогичные теориям Макиавелли, трактовавшего политику как самостоятельную сферу духовной деятельности, независимую от морали, божественных установлений.
В-третьих, гораздо менее благоприятные, чем в Западной Европе, условия существования и развития Древней Руси. Суровый климат сдерживал не только прогресс производительных сил, но и становление устойчивых форм государственности. Нельзя не учитывать и внешние условия, фактор защиты национальной независимости Древней Руси. Она оказалась как бы между двух огней: с одной стороны, постоянные набеги кочевников из Азии, что привело в конечном счете к двухсот пятидесятилетнему тюрко-монгольскому политическому господству на Руси; с другой – агрессия немецких, шведских, польских и других феодалов. Так что Русь не случайно оказалась на периферии европейской культуры.
В-четвертых, отсутствие крупных, фундаментальных сочинений политико-правовой тематики, подобных сочинениям Ж. Бодена или Б. Спинозы, Т. Мора или Г. Гроция с их идеями республиканизма, антитиранизма, государственного суверенитета, естественного права, свободы человека и т.д. Политико-правовая мысль в Древней Руси выражалась в письмах, небольших трактатах, сказаниях, статьях, зачастую в образно-символических, аллегорических, легендарно-иносказательных, мифологических формах. До политико-правовых теорий в строгом смысле этого слова дело не дошло. Исключением в этом ряду является лишь сочинение Ю. Крижанича «Политика».
В-пятых, с первых веков существования Руси центральную проблему её политико-правовой идеологии во многом определяла дискуссия о геополитическом положении России, вошедшая в историю как борьба между западничеством и славянофильством. Проблема европеизации многих сфер общественной жизни имела жизненно важное, а иногда и решающее значение. Однако процесс европеизации сводился не только к изучению и переосмыслению западноевропейского опыта, но нередко и к бездумному заимствованию, подражательству, к утверждению концепции долгоиграющего развития, которая с XVIII в. становится ведущей для правящих кругов России. Эта концепция обусловила еще одну особенность российской государственности: если Западная Европа вXIV-XVI вв. осуществила переход от эволюционного социотипа развития к инновационному, то Россия – от эволюционного к мобилизационному, экстенсивному.
В-шестых, формирование государства происходило на Руси при отсутствии развитых рабовладельческих отношений, а становление буржуазных отношений началось значительно позднее. Поэтому периодизация эволюции политико-правовой мысли отличается от западноевропейской. К примеру, в отечественной литературе русское допетровское общество X-XVII вв. считают древнерусским периодом, тогда как Европа X в. – это уже конец раннего средневековья, а все средние века простираются вплоть до середины XVII в.
Совокупность указанных факторов обусловила то, что на Руси X-XVII вв. не могла сформироваться политико-правовая мысль, сопоставимая по уровню развития с наиболее зрелыми идеями и доктринами Западной Европы. Тем не менее в ней протекали процессы и возникали политико-правовые идеи не только типологически сходные с западноевропейскими, но и подчас предвосхищавшие их появление, хотя Русь по форме государственного устройства оставалась древней.
Качественно новый этап в развитии политико-правовой мысли в России начинается с XVIII в., с сознательных и целенаправленных действий Петра Великого по европеизации российской жизни. Западноевропейская культура становится неотъемлемым элементом и все более активно воздействует на развитие социально-политического знания.
Но лишь с середины XIX в. складывается национальное самосознание, и Россия, как бы очнувшись от спячки, форсирует движение по капиталистическому пути развития. Начался процесс исследования собственно российской буржуазной политической практики, поиск адекватных российским условиям форм организации власти, других политических институтов и норм общественной жизни.