И учебная дисциплина

История политических и правовых учений как наука

История политических иправовых учений является одной из дисциплин юридического образования исторического и тео­ретического профиля одновременно. Такаяеё особенность обус­ловлена тем, что она исследует и освещает специфический пред­мет – историю теорий государства, права иполитики.

Теоретически оформленная в доктрину система взглядов на государство, право и политику основывается на понятийно-ка­тегориальном аппарате. Все политические и правовые доктри­ны, как правило, исходят из трех категорий: справедливости, власти и свободы. Первая из них наиболее адекватно выража­ется в праве, вторая – в государстве, третья – в положении лич­ности. Поэтому можно и иначе определить предмет истории политических иправовых учений: это процесс развития пред­ставлений (теорий) о том, какой должна быть государственная (политическая) власть и её деятельность, чтобы оказались реа­лизованными принципы справедливости и свободы личности.

Историяполитических и правовых учений охватывает бо­лее трех с половиной тысячелетий развитиячеловеческой мыс­ли. За это время кардинально менялись социальные условия жизни людей и формы их политической организации, что неиз­бежно влияло на их мировоззрение и содержание политико-правовых учений. Тем не менее со временем сложился традици­онный круг проблем, составивших содержание политических и правовых учений, решением которых занимались и продолжа­ют заниматься мыслители всех времен и народов.

К ним обычно относят следующие вопросы:

– Что такое государство? Создается оно людьми по их воле или высшими силами? Служит государство общему благу или интересам отдельных групп, находящихся у власти?

– Какова лучшая форма государства? Чему отдать предпочтение: воле большинства, наследственным правам мо­нархов, богатству или компетентности правителей?

– Каковы пределы деятельности государства, обязанностей и прав гражданина?

– Что такое право: божественное установление, веление разума или распоряжение правителей?

– Что является первостепенным для права, свобода или государственное принуждение?

– В чем состоит справедливость? Справедливо равенство или неравенство? Следует ли терпеть несправедливость или бо­роться с ней?

– Политика и мораль. Должен ли государственный деятель соответствовать определённым нравственным представлениям?

Таким образом, в общем движении политико-правовой мысли на протяжении десятков веков прослеживается своего рода историческая эстафета: от автора к автору, от страны к стране, в конечном счете – от эпохи к эпохе. Без учета фактора преемственности история политических и правовых учений спо­собна превратиться в некий калейдоскоп,в котором переходы и этапы, имена и течения, поиски истины, открытия и заблуж­дения предсталибы как не связанные друг с другом случайные и независимые феномены.

Действительно, употребляемые категории и понятия почти одни и те же, проблемы схожие, варианты решения так же в чем-то близки, как бы повторяются. Но следует иметь в виду, что эта схожесть и повторяемость относительна, ибо история– процесс развития, а не движение по кругу, не чередование идей, а их постепенное усложнение, обновление, наполнение старых понятий новым смыслом.

К тому же необходимо учитывать, что политико-правовая мысль, как и всякая другая, не развивается только из самой себя врезультате интеллектуальных усилий илитературного твор­чества мыслителей. Инициирует это творчество конкретная историческая ситуация. Она ставит перед мыслителями прак­тические задачи и придает соответствующий смысл вечным ка­тегориям. Среди факторов, влияющих на политико-правовую мысль, наряду с традиционной любознательностью, стремле­нием постигнуть причины и истоки сущего, важное значение имеют экономический и общественный строй, распределение богатства, собственности, а также политические учреждения и традиции, уровень развития политико-правовойтеории.

Но основная причина и стимул теоретической деятельнос­ти – это идеологическая борьба, борьба мировоззрений, стрем­ление опровергнуть противостоящую политико-правовую иде­ологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразо­вать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-пра­вовое сознание общества, отстоять идеалы своего класса или группы и опровергнуть идеологию противоположных классов или групп.

Классовый характер политико-правовых доктрин часто скрыт, далеко не всегда очевиден. Но давно замечено, что «уче­ния о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с честолюбием, ни с их вы­годой или вожделениями». «Я не сомневаюсь, – писал Гоббс, – что если бы истина, что три угла треугольника равны двум уг­лам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, уче­ние геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено со­жжением всех книг по геометрии».

Предпринималось немало попыток создать политико-пра­вовые концепции и доктрины, своим бесстрастием подобные математике или аппелирующие к «всенародной воле», «обще­му благу» и т. п. Однако все они заведомо были обречены на неуспех. Распространялись, принимались и включались в исто­рию политических и правовых учений лишь те, которые совпа­дали с интересами какой-либо социальной группы, отвечали её общественному идеалу. Поэтому к политико-правовым докт­ринам применяется критерий не истинности, а способности выражать социально-классовые интересы, которые и создают почву для восприятия идей и их распространения.

Разумеется, наряду с классовыми интересами в полити­ко-правовых доктринах нередко находили выражение и об­щечеловеческие ценности и идеалы. Прежде всего это идеи справедливости, свободы, равенства людей перед законом, элементарные нормы морали и др. Но нередко эти идеи лишь терминологически включались в системы взглядов, направ­ленных на оправдание и укрепление жестокой и несправед­ливой для большинства людей социально-политической дей­ствительности.

Чтобы определить, действительно ли в той или иной докт­рине речь идет об общечеловеческих ценностях или же в них соответствующая терминология используется лишь формально, необходима конкретизация этих понятий и норм примени­тельно к специфике государства и права.

Что касается актуальности истории политических и право­вых учений, её значимости для практической и теоретической деятельности, то здесь следует иметь в виду следующее.

Формирование всех политико-правовых доктрин начина­ется с возникновения идей о природе и смысле государства, пра­ва и политики. Эти идеи стали ядром, центром всех последую­щих представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свобо­дах человека, о господстве права, о правовом законе и право­вом государстве. И в том, что сегодня эти правовые и полити­ческие идеи стали общепризнанными мировым сообществом ценностями, – неоспоримая заслуга истории политических и правовых учений. Это и определяет её важное место и значение в системе юридических и других социально-гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами изучения которых являются право, государство и политика. Это теория государства и пра­ва, их отечественная и зарубежная история, политология, фи­лософия и социология права и др.

Вместе с тем очевидна взаимосвязь и взаимовлияние исто­рии политических и правовых учений, с одной стороны, и тео­рии и истории государства и права – с другой. Без знания госу­дарственно-правовых форм, учреждений, институтов невозмож­но уяснить конкретное содержание соответствующих полити­ко-правовых доктрин и концепций, как и без соответствующих теоретических положений невозможно научно осветить и трак­товать исторически развивающуюся политико-правовую реаль­ность.

История политических и правовых учений способствует формированию теоретического мышления и исторического со­знания студента-юриста, воспитывает умение сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины совре­менности. Многие проблемы, относящиеся к государству, пра­ву, политике, неоднократно обсуждались в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов и аргу­ментов в пользу того или иного решения. Представление о раз­личных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях этих решений – необходимая и важнейшая предпосылка разви­тия современного политического и правового совершенствования теоретических разработок проблем государства и права. Кто не владеет прошлым, тот не способен объяснить настоя­щее.

История политических и правовых учений, ввиду совмеще­ния в ней исторического и теоретического направлений иссле­дования, использует практически все методы социальных наук, причем отдать приоритет какой-либо одной группе методов довольно сложно. Это и правовые, и социологические, и исто­рические, и общелогические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование) методы. Среди других методов можно выделить сравнительно-исторический, системный.

Общей методологической основой исследований для боль­шинства аналитиков остается диалектико-материалистический метод. В свете событий последнего времени некоторые иссле­дователи поспешили отказаться от диалектического метода познания, видя в нем некую теоретическую схему обоснования коммунистического тоталитаризма. Если принять во внимание, что основателями диалектики являются не Маркс или Сталин, а Зенон Элейский и Гераклит, то подобный отказ выглядит поспешным и несостоятельным. Сущность диалектики состав­ляют освоенные теоретически разумом и современной культу­рой идеи развития, целостности, противоречия, детерминизма. Плодотворность их использования в историко-теоретическом анализе не вызывает сомнений.

Сознательное применение диалектики дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, вскрывать дей­ствительные закономерности и движущие силы развития.