Обязательный понятийный минимум дисциплины

Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами

Задачи дисциплины

Цель дисциплины

Студенты изучат основные закономерности исторического развития России, осмыслят логику и целостность исторического пути, пройденного страной с начала образования Древнерусского государства и до современности.

В ходе изучения дисциплины студенты:

- В области теоретического знания:

1) ознакомятся с общетеоретическими факторами своеобразия российской истории;

2) узнают методы и источники исторического исследования;

3) получат системное представление об основных закономерностях исторического развития России;

4) изучат главные исторические события и персоналии, спорные проблемы отечественной истории и дискуссии в современной российской и зарубежной историографии.

- В области практических навыков:

1) будут самостоятельно анализировать конкретно-исторический материал, исторический опыт проведения реформ, проблемы становления и развития социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, учиться аргументировать свои выводы;

2) делать и вести дискуссии по исторической тематике;

3) научатся использовать при анализе современную историческую терминологию.

История является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Преподавание истории в вузе опирается на базовое знание студентами отечественной истории и строится по системно-аналитическому принципу. Такой подход к изучению отечественной истории способствует углубленному усвоению студентами основных проблем и тенденций развития Российского государства на различных исторических этапах и способствует подготовке к усвоению дисциплин профессионального блока.

Знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины будут востребованы в общих гуманитарных и социально-экономических дисциплинах: а) федерального компонента – «Социология», «Философия», Психология и педагогика»; б) национально-регионального компонента – «Правоведение», «Русский язык и культура речи», «Культурология»; в) дисциплинах и курсах по выбору студентов – «Политология», «Логика и теория аргументации», «Психология и педагогика», «Правоведение»; в общих профессиональных дисциплинах: а) федерального компонента – «Искусство и литература», «Мировая культура и искусство», «Экономическая теория», «Деловое общение»; б) дисциплинах и курсах по выбору студента – «Имиджелогия», «Религиоведение», «Краеведение», «Этнопсихология»; в дисциплинах специализации: а) федерального компонента – «Массовые коммуникации и медиапланирование»; б) национально-регионального компонента – «Психология СМИ».

Абсолютизм, автономия, автокефалия русской церкви, белые слободы, бортничество, варяги, вассалитет, Верховный тайный совет, вече, вира, воевода, вотчина, вотчинные мануфактуры, вятичи, гласность, гражданское общество, ГКО, губные старосты, ГУЛАГ, движение сопротивления, дворяне, дворянский банк, деспотизм, дети боярские, Деулинское перемирие, дефицитная экономика, диспропорция, диссиденты и правозащитники, древляне, дружина, ересь, Жалованная грамота городам (дворянству), железный занавес, закупы, заповедные лета, Земский собор, Золотая Орда, Избранная Рада, иго, импорт, иосифляне, казаки, князь, коллегия, колхоз, командно-административная система, комбеды, конверсия, кондиции, континентальная блокада, коренной перелом, кормления, крепостное право, крещение Руси, культ личности, купец (купечество), легитимизм, ленд-лиз, Ливонская война, Любечский съезд князей, Малахов курган, манифест «О вольности дворянства», мануфактура, медный бунт, мелкотоварное ремесло, меркантилизм, мирное сосуществование, митрополит, многоукладность, монастыри, монотеизм, МТС, национализация, натуральное хозяйство, Негласный комитет, Ништадтский мир, новое политическое мышление, норманнская теория, норманны, оброк, община, опричнина, Орден рыцарский, патриарх, Переяславская Рада, печенеги, подворная подать, подсечно-огневое земледелие, подушная подать, политический плюрализм, половцы, полюдье, поляне, поместье, посессионные крестьяне, правовое государство, Преображенский полк, Приказ Тайных дел, приказы, приписные крестьяне, продналог, продразверстка, промышленный переворот, просвещенный абсолютизм, протекционизм, ревизии, реквизиция, рекрутские наборы, ремесло, репарации, репрессии, Речь Посполитая, «Русская Правда», рядовичи, секуляризация, Семеновский полк, Семибоярщина, Сенат, Синод, система коллективной безопасности, словене ильменские, служилые князья, смерды, Соборное Уложение, совхоз, Соляной бунт, соседская община, Союз благоденствия, Союз спасения, сталинизм, Стоглавый собор, Столбовский мир, стрельцы, Судебник, СЭВ, Табель о рангах, Тарутинские маневры, теория «Москва – третий Рим», теория официальной народности, Тильзитский мир, тоталитаризм, трехполье, тягло, угро-финны, удельные князья, Указ о вольных хлебопашцах, Указ о единонаследии, урочные лета, утопический социализм, фабрика, фашизм, федерация, феодальное землевладение, Флорентийская уния, Хазарский каганат, хазары, ханы, хозрасчет, холодная война, холопы, царь, централизация государства, челядь, черносошные крестьяне, чудь, экспансия, Юрьев день, ярмарки.