Из лекций.

Институты социологии исследовательские, академические

В 1968 г. был создан Институт конкретных социологических исследований АН СССР, переименованный далее в Институт социологических исследований. Теперь он называется Институт социологии. Имел ряд филиалов, в том числе – в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге, называлось это структурное подразделение НИИКСИ, теперь – Социологический институт). Наблюдалась мобильность кадров: из Института философии переходили в Институт социологии, а после открытия Института социально-политических исследований (ИСПИ) АН РАН часть научных кадров перешла из ИСИ в ИСПИ. Академические структуры сегодня выполняют научно-методологические и методические функции, образовательные и просветительские. Имеют четкую ориентацию на международное сотрудничество, работу по крупным проектам и грантам.

 

Исторические школы в российской социологии –различные по направленности исследований группы ученых, объединенных интересом к истории и социальным проблемам общественного развития в конкретно-историческом контексте. Этносоциологическая школа (П. А. Кропоткин, П. Н. Милюков, М. М. Ковалевский и др.) изучали уклад жизни различных этносов, формы самоорганизации больших и малых народов. В русле позитивистской методологии они исследовали родовые, феодально-сословные, всесословно-городские формы обустройства общественной жизни (наблюдали, воссоздавали конструкции, измеряли, используя и генетический метод, "метод следа" – по Ковалевскому). Государственная школа была самой многочисленной из исторических школ в социологии, своего рода ударной силой и против позитивистов, и против антипозитивистов, неокантианцев, особенно в в изучении права. Идею правового государства "государственники" считали центральной, попутно отвергали идею народоправства, демократии, власти простого народа. Представителями этой школы были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин. Они признавали необходимость социальных изменений, реформ, не отрицали воздействия на исторический процесс народного фактора, особенно в создании общечеловеческого фундамента жизни, культурных универсалий.

В. О. Ключевский не отказывался от преимуществ позитивистских исследований (тонкие наблюдения, строгость в описании). Он изучал дифференциацию общества с учетом различных факторов (экономического, географического и др.).

История социологии социологическая научная дисциплина, изучающая процесс возникновения, становления и развития социологического знания и социологической практики в исторической ретроспективе.

 

Кризисы в социологиипереломные моменты в развитии науки. Первый: в конце XIX в. (разразился в Германии), когда антипозитивизм восстал против натурсоциологии. Эволюционистская парадигма была признана несостоятельной, стал утверждаться историзм. Второй начался – в США, когда стали критиковать Толкотта Парсонса за слишком абстрактные объяснения, начались нападки на структурный функционализм. Это конец 1960-х – начало 1970-х годов. Утвердились конфликтные парадигмы. Третий кризис породил альтернативную социологию. Этот кризис отличался попыткой отстоять мультипарадигмы, отказаться от полипарадигмального подхода. Четвертый переживает "социология сегодня", постмодерн. Кризис в отрицании формационного и цивилизационного подходов, попытках полного отказа от методологии марксизма, «советского позитивизма», в актуализации качественной социологии (феноменологии, социологического конструктивизма, качественных методов исследования). Набирают силу феноменологические парадигмы, одновременно заметны попытки утвердить виталистскую парадигму, полипарадигмальность. В отечественной социологии эти кризисы проявляются, как запоздалое научное "эхо".

 

Марксистская исследовательская традиция в социологии – господствующая в советской социологии традиция, в соответствии с которой объяснения общественных процессов даются на основе формационного подхода (единства общественного бытия и сознания при определяющей роли способа производства материальных благ и утвердившихся в обществе производственных отношений, особенно отношений собственности), открытого классиками марксизма материалистического понимания истории, а также классового разделения общества.

 

Международные связи отечественных социологов – участие ученых в исследовательских проектах и международных программах, посещение социологиеских структур зарубежных стран, переписка, подготовка зарубежных студентов и аспирантов, участие в международных конгрессах и симпозиумах, научных и научно-практических конференциях. Российские социологи были представлены в Международной социологической ассоциации (МСА), основанной под патронажем ЮНЕСКО (ООН) в 1949 г. Официально СССР вступил в МСА в 1958 г. Всемирные социологические конгрессы всегда имели делегации социологов от СССР, а затем и от Российской Федерации.

 

Научная школа форма научного сообщества, объединенного общностью исследовательских подходов, теоретических оснований и концептуальных разработок вокруг лидера в условиях смены парадигм, становления новых направлений в науке.

 

Научные направления в социологии – в отечественной социологии заметными направлениями развития исследований были позитивизм, марксизм, неопозитивизм, антипозитивизм, социальный бихевиоризм. В советское время в науке окрепла марксистская исследовательская традиция, тесно опекаемая моноидеологией и требованиями партийности. Исторический материализм стал общей социологической теорией, социология была сведена до "прикладных социологических исследований". Прорыв начался в 1960-1970-е годы.

 

Научные парадигмы исходные основания, поддерживающие устои научных вглядов, теоретико-методологических разработок. Формируется парадигма /ее принципы, основные положения/ конвенциально, с учетом достижений в данной предметной области и при обязательном признании исходных тарктовок частью научного сообщества.

 

Научные социологические общества – инициативные объединения социологов, официально зарегистрированные и признанные определенной частью профессиональных исследователей, ученых. Примером такого общества служит "Социологическое общество им. М. М. Ковалевского", созданное в 1916 г. и воссозданное в 1992 г.

В период распада СССР перестала существовать Советская социологическая ассоциация. Появилось Российское общество социологов (РОС), которое в 1989-1990 гг. возглавлял Н. И. Лапин. С 1992 г. именно это общество обеспечивало преемственность ССА. В 1989 г. было создано научное общество социологов и демографов, перезидентом которого стал Г. В. Осипов. Явные тенденции к "областничеству", созданию регионалтьных научных школ и официальных объединений социологов наблюдались все 1990-е годы. Тогда же началась широкаяы академизация социологических кадров, всех обществоведов. Создавались самодеятельные академии наук по отраслям, которые стали активно заявлять о себе, стимулировать публикации, информационный обмен. В 2003 г. учреждена и официально зарегистрирована РоСА – Российская ассоциация социологов, поставившая целью содействие развитию социологии, ее связей с практикой, надежности исходной информации, профессиональному социологическому образованию. Пока что отечественным научным обществам не удалось восстановить и перенять потенциал ССА. Сегодня есть попытки создать "Союз социологов России" (ССР).

Неокантианская школа в социологии – представители этой школы (Л. И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский, П. Е. Михайлов, П. И. Новгородцев, Е. В. Спекторский, В. М. Хвостов и др.) вслед за учением Иммануила Канта о категорическом и гипотетическом императиве ставили вопрос о свободе воли, нравственных началах правопорядка и правоотношений в обществе, о социальном характере права. Они различали внешнюю, физическую реальность (мыслимые объекты, сооружаемые в некоем пространстве из элементов нашего опыта, это значения, смыслы, конструируемые нашей мыслью) и мир внутреннего опыта (это реальность психическая, выступающая духоностью человека, его чувствами, мыслями, волевыми актами). Сложные единства они называли коллективами, самостоятельными единицами, устойчивыми организмами в природе и обществе и отличали их от механизмов, имеющих заданность цели извне. Человеческое общество они рассматривали как органическое по своей природе единство.

 

Неопозитивизм в социологии–возник через 10-15 лет после появления контовского позитивизма. В России неопозитивизм появился примерно в 1890-1900-е годы, он был попыткой защитить позитивизм от нападок антипозитивистов и одновременно обновить позитивизм, осовременить его основные постулаты. Наиболее видные представители российского неопозитивизма – Е. В. Роберти (главный теоретик неопозитивизма), К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин, А. И. Звоницкая. Для неопозитивистов были характерны такие принципы, как натурализм и сциентизм, понимаемые с позиций принятия у естествознания строгих объективных методов, взаимосвязи законов органической природы и надорганической реальности, наблюдеие за открытым поведением, количественное измерение материала, операционализм, отсутствие идеологических, ценностных примесей в объяснении.

 

Позитивизм в отечественной социологиираспространенное в 1850-1860-е годы вопреки запретам учение Огюста Конта о классификации наук и специфике социологии как самостоятельной науки. Положительное, позитивное осмысление общества опиралось на такие требования, как принцип эволюционизма, точность, наблюдение за объектом, соотнесение социальных процессов и структур с естественными, природными объектами и даже полное отождествление с ними.

 

Предшественники российской социологии представители социальной мысли, общественных течений, отразившие интерес к изучению социальных проблем еще до институциализации социологии. Среди таких предшественников были А. Н. Радищев, многие декабристы, А. И. Герцен, Н. А. Огарев, В. Г. Белинский, Н. В. Шелгунов, Н. Г. Чернышевский и др. Можно характеризовать социологические взгляды, воззрения, идеи предшественников отечественной социологии, однако у них не было попыток создать систематизированное социологическое знание, выстроить социологическую концепцию.

 

Советская социологическая ассоциация (ССА) – организация, созданная по академической линии (при Президиуме АН СССР) в 1958 г. для координации социологических исследований на всем советском пространстве, научного просвещения и подготовки социологических кадров, а также для информационного обмена на основе интереса к общественным проблемам. Председателем ССА с 1962 по 1972 г. был Осипов Г. В. В начале 1990-х годов в ССА входили 1300 коллективных членов и 6000 отдельных ассоциированных участников, имелось 20 региональных иреспубликанских отделений, в том числе мощные отделения на Урале и в Сибири. В отделениях действовало 92 филиала. Последним президентом ССА была Т. И. Заславская.

 

Социальный бихевиоризм направление в социологии, исследующее поведение человека, общества и общественных групп с позиций его непосредственной наблюдаемости, коллективной рефлексивности в условиях социального взаимодействия.

 

Социобиология – ученые этого направления во второй половине XIX в. акцентировали внимание на сходстве поведения человека и животных в их сообществах. Позже в социобиологии достижением стало изучение предсоциальности животного мира, природных основ сосуществования животных в сообществах (стада, стаи и т. п.). В современной социобиологии поведение человека объяснялось генетической статусно-ролевой предрасположенностью, наблюдаются попытки биологизировать процессы адаптации человека, акцент переносится на взаимный альтруизм и кооперацию, способствующие "итоговой приспособленности" (отдельных особей животного мира и человека вместе с их непосредственным родственным окружением).

 

Социологические журналыусловно, в широком смысле – этоиздания, в которых можно было найти или разместить социографические и собственно социологические публикации. Такие журналы служили для социологов местом научного и публицистического базирования. Помимо известных своей особой ролью "Современника", "Отечественных записок", в XIX веке выходили такие журналы, как "Вестник Европы" (1866-1918), "Исторический вестник" (1882-1917), "Мир божий" (1901-1906), "Дело" (1866-1917), "Русское богатство" (1879-1918), "Вестник права" (1899-1917) и др.

В 1910 г. в России издавались 1183 журнала, в 1920 г. их стало 780 по разным направлениям и отраслям знания. Специальные социологические рубрики и разделы были редкими. Их можно найти в таких журналах, как "Вестник знания" и "Вестник психологии". С конца 1920-х годов вплоть до 1974 г. не было ни одного профильного социологического журнала. Однако социологические материалы, зачастую подчищенные и содержащие идеологический пиетет, можно найти в журналах "Под знаменем марксизма", "Красный архив. Исторический журнал", "Научный коммунизм", "Проблемы мира и социализма", "Вестник истории мировой культуры" и др. С 1974 г. Институт социологии стал издавать журнал "Социологические исследования", ставший основным профессиональным журналом и не утративший своего значения на сегодня. Наряду с "Социсом" издаются такие социологические журналы, как "Журнал социологии и социальной антропологии", "Социология: методология, методы, математические модели=4М", "Социологический журнал", "Тезис" и др.

 

Субъективная школа в социологии – представители этой школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, Н. И. Кареев и др.) решительно выступила за исследование проблем личности, ее взаимодействия с обществом и государством. Школа существовала с конца 1860-х до конца 1920-х годов. Предмет социологии, изучаемый субъективным методом, – это критически мыслящий и творчески действующий субъект, способный повести к идеалу массу, толпу. Субъективный метод требовал обращения к суждениям людей, общественному мнению. Главные идеи – борьба за индивидуальность (человека, объединения людей, государства и т. д.), т. е. за сохранение самобытности, кооперация и взаимопомощь в стремлении к идеалу, справедливый паритет личности и общества.

 

Этапы развития отечественной социологии – определенные отрезки исторически конкретного развития социологии как науки и исследовательской практики, имеющие объективное содержание и отличия друг от друга.

Ю. Н. Давыдов и др. делят социологию на периоды по критерию научности: классический тип научности (спенсеровский, контовский проект социологии и теории контистов – прямых последователей Конта); неклассический тип научности (М. Вебер и его прямые последователи); постмодерновый тип научности (феноменологическая, неомарксистская, постструктуралистская радикально-критическая социология). И. А. Голосенко разделил историю социологии на три стадии: конец 1860-конец 80-х годов – "складирование" фактов, заявок на самостоятельность; 1890-1900-е годы – теоретико-методологическая критика (антипозитивизм, неокантианская школа противостоят позитивизму и неопозитивизму); первая четверть XX века – методологическая консолидация, институциализация социологии. Последний этап был прерван отстранением социологов-либералов от социологического теоретизирования и преподавания немарксистской социологии. Сейчас развитие социологии представляется как классический этап, неклассический модерн, социологический постмодерн. Продолжая хронологию периодов развития социологии, можно выделить 1930-сер.1960-х годов, затем – сер. 1960 – конец 1980-х годов ("собирание сил", создание академических структур, издание журнала "Социс", масштабные исследования), постсоветский период – сер. 1980-х годов – начало XXI века ("социологию сегодня").

/Л. Ш./