России в индустриальной цивилизации

Российская модель развития экономики. Место и роль

Порядок подготовки к семинарскому занятию

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Требования к рейтинг-контролю

V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

· следящий контроль (проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий);

· текущий контроль (оценивается работа студентов вне аудиторных занятий);

· промежуточный контроль (рейтинговые точки);

· итоговый контроль (экзамен).

 

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ весь курс Истории делится на два модуля, прохождение которых завершается проверкой их усвоения студентами.

Модуль № 1 включает 1,2 и 3 темы курса. На седьмой неделе проводится промежуточный (рубежный) контроль в форме тестирования студентов по пройденному материалу. Максимальное количество баллов, которое может получить студент за первые 7 недель занятий – 30. Они складываются из итогов тестирования (до 15 баллов) и текущей успеваемости (15 и более баллов). Тестирование включает 30 вопросов, каждый из которых оценивается 0,5 балла. Учет текущей успеваемости ведется на семинарских занятиях, где применяется следующая шкала баллов: полный ответ и сообщение – от 3 до 5 баллов; дополнение – от 1 до 3 баллов, рецензирование – от 2 до 3 баллов. (Примерный перечень тестов для проведения рубежного контроля прилагается.).

Модуль № 2 включает 4-9 темы курса и также завершается тестированием, включающим 30 вопросов, каждый их которых оценивается 0,5 балла. Учет текущей успеваемости осуществляется также как и в первом модуле. (Примерный перечень тестов для проведения рубежного контроля прилагается).

Текущая проверка знаний студентов, полученных в ходе самостоятельной работы, проводится в форме собеседований на семинарах и коллоквиумах, а также сообщений (по 5 бальной системе). Коллоквиумы проводятся по двум темам курса: « Российская модель развития экономики» и Россия и мир. Международное положение и основные направления внешнеполитического курса».

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение литературы и источников по тем темам курса, которые не выносятся на лекции и практические занятия, подготовку к семинарам и коллоквиумам, а также подготовку сообщений на семинарах.

 

 

Порядок подготовки к семинарскому занятию включает несколько этапов.

Во-первых, необходимо внимательно изучить все вопросы и задания, выносимые на обсуждение. Как правило, это 2-3 вопроса.

Во-вторых, ознакомиться с рекомендациями, содержащимися в учебно-методическом комплексе по отечественной истории.

В-третьих, подобрать необходимую литературу, используя список, предложенный к данной теме, а также литературу, которую преподаватель может рекомендовать дополнительно (журнальные статьи, научные сборники).

В-четвертых, составить конспект ответа на каждый вопрос. Конспект составляется в свободной форме. Однако, рекомендуется оставлять рабочие поля для дополнений, замечаний и др.

Последний этап состоит в проверке уровня своей подготовки, используя, где возможно, вопросы для самопроверки.

 

Порядок подготовки и проведения коллоквиума по теме:

 

Проверка результатов самостоятельной работы проводится в форме коллоквиума. Группа из 25-30 студентов делится на 4 подгруппы по 6-8 человек. Каждая подгруппа по жребию получает один из представленных вопросов, по которым проводится собеседование с предоставлением конспекта. Время для подготовки 2-3 недели. Для изучения предлагаются следующие вопросы.

 

1. Специфика экономического развития России в ХV-ХVII вв. Роль России в общемировом процессе развития цивилизации.

2. Экономические реформы Петра I. Социально-экономическая политика во второй половине ХУIII в.

3. Развитие капитализма в России в пореформенную эпоху и его особенности как «догоняющей» модели, страны второго эшелона.

4. Попытки преодоления экономического отставания России от передовых стран Запада в начале ХХ в. П.А.Столыпин.