VI. Глоссарий
IV. Контрольные вопросы к экзамену и список литературы к курсу
1. Предмет истории психологии.
2. Функции истории психологии.
3. Место истории психологии в системе наук.
4. Источники изучения истории психологии.
5. Причины возникновения понятия "душа" и его содержание на ранних этапах эволюции общества у примитивных народов.
6. Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике в античном мире.
7. Отличие научного мировоззрения от мифологического.
8. Особенность милетской школы Фалеса в трактовке человека и его психики.
9. Особенности натурфилософского подхода в понимании человека в античной науке.
10. Изучение психических явлений в трудах Гераклита.
11. Душа и ее проявление в концепции Пифагора.
12. Изучение Гиппократа о факторах развития человека и его индивидуальных характеристик.
13. Идеи Алкмеона о строении и уровнях психической деятельности.
14. Концепция ума в учении Анаксагора.
15. Теория познания Эмпедокла.
16. Атомистическая концепция строения мира и души Демокрита.
17. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологии.
18. Особенности объективно-идеалистического телеологического учения Платона.
19. Соотношение мира идей и физического мира у Платона.
20. Соотношение души и тела у Платона.
21. Части и типы души у Платона.
22. Проблемы познания и его ступени в учении Платона.
23. Биопсихология Аристотеля.
24. Соотношение души и тела в учениях Аристотеля.
25. Функции души в учении Аристотеля.
26. Ощущающая способность души у Аристотеля.
27. Стремление и его роль в учении Аристотеля.
28. Учение о характере в учении Аристотеля.
29. Особенности эллинистической психологической мысли.
30. Перипатетика - развитие психологических идей Аристотеля.
31. Учение Эпикура о человеке и его душе в Эллинистический период.
32. Стоики и их концепция человека.
33. Учение Плотина.
34. Учение Галена - вершина психофизиологической античной мысли.
35. Особенности понимания человека в русле христианского вероучения.
36. Учение Ф. Аквинского о душе - основа средневековой схоластики.
37. Борьба номинализма и реализма в средневековой науке.
38. Номинализм У. Оккама, Д. Скотта, П. Абеляра.
39. Психологическая концепция Ибн Сины.
40. Учение Ибн Рушда о душе.
41. Особенности психологической мысли периода Возрождения.
42. Натурфилософское направление психологической мысли Возрождения.
43. Учение Леонардо да Винчи о человеке и познании человеком мира.
44. Учение П. Помпанацци о бессмертии души.
45. Эмпирическое учение Ф. Бэкона о трудностях и путях познания.
46. Рефлекторная концепция Декарта.
47. Интроспективная концепция сознания Декарта.
48. Психологические взгляды Т. Гоббса.
49. Психологическая концепция Б. Спинозы.
50. Эмпирическая концепция Дж. Локка.
51. Проблемы рационального и бессознательного в психике человека в концепции Г.В. Лейбница. Учение о монадах.
52. Особенности психологических идей французских просветителей XVIII в.
53. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно-научных представлений в русской психологической мысли.
54. Концепция человека А.Н. Радищева. Его учение о душе.
55. Особенности развития психологического знания в России в период Просвещения.
56. Эволюционная психология Г. Спенсора.
57. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.
58. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизика, психометрия, психофизиология органов чувств.
59. Психологическая концепция В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
60. Отечественная психологическая наука во второй половине XIX в.
61. Программа развития экспериментальной психологии в России в трудах И.М. Сеченова и его рефлекторная концепция психики.
62. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.
63. Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии.
64. Экспериментальные исследования Н.Н. Ланге.
65. А.Ф. Лазурский - основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.
66. Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала ХХ в.
67. Истоки возникновения бихевиоризма и предбихевиоризма Э. Торндайка.
68. Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
69. Необихевиоризм Э. Толмена и К. Халла.
70. Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера.
71. Особенности русского поведенчества.
72. Предпосылки возникновения и этапы становления учения Фрейда.
73. Структура личности Фрейда и роль бессознательного.
74. Индивидуальная психология К.Г. Юнга.
75. Французская социологическая школа психологии Э. Дюркгейма, П. Жане, Ж. Пиаже.
76. Особенности рассмотрения проблем социальной детерминации психики в психологической науке в СССР (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
77. Истоки возникновения и программа развития гештальтпсихологии.
78. Теория поля К. Левина.
79. Предпосылки выделения гуманистической психологии и научная программа.
80. Концепция и психотерапевтическая практика К. Роджерса.
81. Теория мотивации и модель самоактуализированной личности А. Маслоу.
82. Теория жизненных смыслов В. Франкла.
83. Основные этапы развития психологической науки в СССР.
84. Методологические принципы развития психологической науки в СССР.
85. Основные психологические школы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского.
Полный список литературы к курсу «История психологии»
Основная:
1. Зинченко В.П. Истоки культурно-исторической психологии [Текст] : философско-гуманитарный контекст / Владимир Зинченко, Борис Пружинин, Татьяна Щедрина. - Москва: РОССПЭН, 2010. - 415 с.
2. Саугстад П. История психологии [Текст] : от истоков до наших дней : имена, идеи, биографии, направления, школы / Пер Саугстад ; [пер. с норвеж. Э. Панкратовой]. - Самара: Бахрах-М, 2008. - 544 с
3.Шкуратов В.А. Новая историческая психология [Текст] / В. А. Шкуратов ; Федер. агенство по образованию Рос. Федерации, Южный федер. ун-т, Фак. психологии. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2009. - 208 с.
Дополнительная:
1. Xолл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
2. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.
3. Августин А. О бессмертии души // Творения Блаженного Августина... В 8 т. Т. 2. Киев, 1980.
4. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии. - М.; Л., 1956.
5. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
6. Английские материалисты XVIII в. - М., 1967. - Т. 1,2.
7. Анохон П. К. От Декарта до Павлова (Триста лет теории рефлекса). М., 1945.
8. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1976.
9. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
10. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.
11. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.
12. Батыршина А. Р. История психологии: учебное пособие. М.:Флинта – Наука, 2011.
13. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
14. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.
15. Бехтерев В. М. Объективная психология. - М., 1991.
16. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения.-М., 1979.-Т. 2.
17. Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX-начало XX в.). Нижний Новгород, 1994.
18. Брушлинский А.В. Первая психологическая лаборатория в системе Академии наук СССР // Психол. журн. М., 1995. Т.16, № 3. С.53-60.
19. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX - начало ХХ в.). М., 1960.
20. Введенский А.И. Судьбы философии в России // А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет: Очерки истории русской философии. Свердловск., 1991.
21. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. 1982.
22. Грот Н. Я. Основы экспериментальной психологии. - М., 1986.
23. Декарт Р. Страсти души // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
24. Джемс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998.
25. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.
26. Ждан А.Н..История психологии: от античности к современности : Учеб.для психол.фак.ун-тов. - 2-е изд.,перераб. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 442 с. - Указ.имен:с.429-439. - ISBN 5868250486 : 100-00.
27. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, часть 1. Л. 1991.
28. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.
29. История советской психологии труда: Тексты (20-30-е годы ХХ в.). М., 1983.
30. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. - М., 1990.
31. Карелин А.А., Фролова С.В. История психологии: конспект лекций, М.: ЮРАЙТ-Издат, 2008.
32. Константинов В. В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 – 144 с.
33. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.
34. Курек Н.С. О причинах и следствиях запрета педологии и психотехники в СССР. М., 1996.
35. Ламетри Ж. Человек-машина // Соч. М., 1983.
36. Лейбин В. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
37. Лейбниц Г.В. Монадология // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982.
38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. -Т. 1,2.
39. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
40. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
41. Лурия А.Р. Советские психологи в годы Великой отечественной войны // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. М., 1975. № 5. С. 757-759.
42. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии: учебник для вузов, М: Изд-во: Академический Проект, Трикста: 2011 г.- 528 с.
43. Методологические проблемы историко-психологического исследования. М., 2002.
44. Нарский И.С. Западно-европейская философия 18 в. М., 1973.
45. Носкова О.Г. История психологии труда в России. 1917-1957 гг.: Учебн. пособ. М.: МГУ, 1997.
46. Петровский А.В. История психологии / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - М.: Изд-во УРАО, 1994
47. Смит Р. История психологии. М.: Академия, 2007
48. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1998.
49. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М., 1996.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену представлены в разделе V данного УМК.
V. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по подготовке к написанию эссе (ПР-3), прохождению тестОВ (ПР-1) и экзамену (УО-4)
Методические рекомендации по написанию эссе (ПР-3)
Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно—следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Структура эссе:
1. Введение. Цель – привлечение интереса, выдвижение тезиса. Функция - информирование о позиции автора, способа и пути развития дискурса.
2. Аргументирующая часть. Цель – доказать, что мнение о предмете (тезис) верно. Функция – развитие тезиса.
3. Заключение. Цель – суммирование идеи, подтверждение правильности выводов, предложение пути решения проблемы. Функция – подведение итогов, формулировка выводов.
Рекомендуемый шрифт: Times New Roman, размер: 14 кегль, интервал: 1,5. Объем: 6-10 страниц.
Методические рекомендации по подготовке к тестам (ПР-1)
Вопросы теста сформированы на основе содержания лекционных занятий курса «История психологии». Для успешного решения тестовых заданий необходимо вести конспекты лекций и повторно изучить их содержание при подготовке к проверке знаний. При выраженном несоответствии содержаний лекций и конспектов к ним, изучение последних необходимо дополнить работой с рекомендованной к модулю литературой.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену (УО-4)
Экзамен по курсу принимается в форме тестового задания: 5 вариантов по 40 вопросов.
В тесты включены задания следующего типа: закрытые вопросы с 1 правильным вариантом ответа, открытые вопросы. Время прохождения – 80 минут.
Шкала оценки результатов:
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Количество правильных ответов:
81-100 %– «отлично»
61-80% – «хорошо»
40-60% – «удовлетворительно»
менее 40 %– «неудовлетворительно»
Инструкция: В бланке ответов заполните графу ФИО, курс и группа.
Внимательно прочтите каждый пункт теста и выберите один из предложенных вариантов ответов, который, по вашему мнению, является верным.
В пунктах теста, в которых нужно соотнести, например имя философа (обозначенное цифрой) и направление, им разрабатываемое (обозначенное буквой), следует в соответствующей ячейке бланка ответов последовательно написать цифры от 1 до 4, возле каждой из которых через дефис написать соответствующую букву (обозначающую направление, которое, по вашему мнению, разрабатывает данный ученый).
В пунктах теста, включающих открытый вопрос и предполагающих написание ответа, ответ нужно разборчиво вписать в соответствующую пункту ячейку в бланке ответов. Исправления в бланке ответов не допускаются. На заполнение теста дается 80 минут.
Архаика – начало истории и человечества.
Архетип – в аналитической психологии К. Юнга есть непосредственная психическая данность, не прошедшая сознательной обработки.
Ассоцианизм – ряд теорий сознания, объединённых понятием ассоциации. Претендовал на опытное изучение сознания с помощью самонаблюдения (интроспекции). Развивался в 18-19вв. в Англии. Ассоцианизм не превратил интроспекцию в признанный исследовательский метод, поэтому остался на полпути между философией и психологией.
Ассоциация – психическая связь, когда наличие одного психического элемента влечёт появление другого.
Бихевиоризм – направление и школа в психологии 20в. Определял предметом исследования поведение.
Высшие психические функции – культурно опосредованные психические процессы и свойства личности ( по Выготскому). По Вундту – психические процессы, существующие лишь в человеческой коммуникации.
Герменевтика – теория и практика истолкования сложных символических текстов.
ГештальтпсихологиЯ - направление и школа в психологии 20в. Предметом исследования считает гештальты, целостные образования, первичные по отношению к своим компонентам.
Гилозоизм –отождествление жизни и одушевленности.
Гуманистическая психология – направление и школа психологии, рассматривающая человек как целостное существо с органическими потенциями к творчеству и личностному росту.
Дуализм– учение о субстанциальной независимости тела и души (представители - Аврелий Августин, Декарт).
Интериоризация – переход внешних отношений человека в структуры его психики.
Интроспекция – изучение сознания путем самонаблюдения.
Историзм– принцип познания, состоящий в признании изменчивости всех социальных явлений.
Когнитивная наука – комплексная наука о познании. Возникла на основе психологии познавательных процессов во второй половине ХХ века.
Логос – комплексное представление античности, объединяющее свойства речи, языка и мышления.
Метемпсихоз– доктрина переселения душ, распространённая в древности.
Монада – единичная субстанция, являющаяся целостным духовным существом (понятие Г.В. Лейбниц).
Партиципация - сходство между явлениями по эмоциональному признаку (понятие Л.Леви-Брюля).