Тема 1: История психологии: предмет, задачи и методы
Модуль 1. Донаучный и философский этапы развития психологии
III. Учебные модули
II. Учебно-тематический план курса
Требования к уровню усвоения содержания курса
В результате освоения данной дисциплины студенты должны:
Знать:
· историю возникновения и развития основных отечественных и зарубежных психологических теорий;
· творческий вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии;
· историю научных школ и научных направлений;
· современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии.
Уметь:
· ориентироваться в обширном материале, накопленном в ходе развития психологического знания;
· анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки;
· выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций;
· формировать целостную картину генезиса психологических идей.
Владеть:
· навыками определения динамики и исторического контекста развития психологической мысли.
· навыками проведения историко-сравнительного исследования;
· навыками использования методов биографического, тематического, категориально-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 90 часов. Экзамен.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего часов | Аудиторная работа | СРС | ||||||
Лек-ции | Семи-нары | |||||||
Модуль 1. Донаучный и философский этапы развития психологии | ПР-1, ПР-3 | |||||||
1.1 | История психологии: предмет, задачи и методы | Уст.с | - | |||||
1.2 | Античная психология | Уст.с | - | |||||
1.3 | Развитие психологических знаний в средние века и эпоху Возрождения | Уст.с. | - | |||||
1.4 | Психологическая мысль Нового времени | Уст.с | - | |||||
Модуль 2. Развитие психологии как науки и методологический кризис | - | ПР-1, ПР-3 | ||||||
2.1 | Зарождение психологии как науки | Экз. с. | - | |||||
2.2 | Развитие отраслей психологии | Экз. с. | - | |||||
Модуль 3. Формирование психологических школ, развитие психологии в России | - | ПР-1, ПР-3 | ||||||
3.1 | Основные психологические школы | Экз. с. | - | |||||
3.2 | Развитие психологии в России | Экз. с. | - | |||||
ЭКЗАМЕН | УО-4 | |||||||
ВСЕГО | - |
Формы контроля (условные обозначения): 1. УО – устный контроль: УО-4 – экзамен по дисциплине..
2. ПР – письменные работы: ПР-1 – тесты, ПР-3 – эссе.
Условные сокращения: Уст.с. – установочная сессия, Экз. с. – экзаменационная сессия.
Цель модуля: Сформировать у студентов научные представления о возникновении и динамике развития психологических знаний в период от античности до Нового Времени.
Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Подходы в определении предмета истории психологии: логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки. Проблема периодизации в истории психологии. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания.