I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
IV. Контрольные вопросы к экзамену и список литературы к курсу.24
Политика Временного правительства
Успехи. Введение полного перечня демократических свобод. Провозглашение республики. Применение демократического избирательного законодательства. Отмена смертной казни за политические преступления.
Неудачи. Продолжение участия России в I Мировой войне. Затмевание решений аграрного вопроса. Периодическое откладывание выборов в учредительное собрание. После неудачного наступления на фронте восстановление смертной казни за военные преступления в зоне военных действий. Введение военно-революционных судов.
V. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по подготовке к написанию эссе (ПР-3), прохождению тестОВ (ПР-1) и экзамену (УО-4) 28
VI. Глоссарий.. 29
VII.Учебно-методическое обеспечение курса.. 30
Спецкурс «История психологии» является дисциплиной специализации и предназначен для профессиональной ориентации студентов дневного обучения в системе подготовки психологов-специалистов.
1.1 Цель освоения дисциплины - формирование у студентов ОЗО (с высшим образованием) научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории.
1.2 Задачи курса:
- Формирование знаний о развитии основных зарубежных и отечественных направлений, психологических подходов;
- Формирование знаний о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории развития научного и донаучного психологического знания;
- Формирование систематизированного представления об основных этапах и периодах развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований;
- Формирование понимания логики становления психологии как науки, причины изменения ее предмета и смены ведущей проблематики;
- Формирование научного мировоззрения, исторического мышления, гуманистических установок, конструктивных взглядов при восприятии событий и идей прошлого.
Приобретение таких знаний и навыков составляет важное условие для квалифицированного решения психологом широкого спектра задач в различных областях научной и педагогической психологии.
1.3 Место дисциплины в системе социогуманитарного образования:
Курс «История психологии» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла подготовки специалиста. Программа курса ориентирована на формирование у студентов широкого научного мировоззрения и культурно-исторического мышления.
Курс «История психологии» является центральной теоретической дисциплиной учебного цикла на психологическом факультета и весьма существенен для профессионального мировоззрения и самоопределения студента. Он суммирует знания, полученные из других курсов, вводя представления о предмете психологии и психологической профессии в исторический контекст. Курс истории психологии смыкает психологическую теорию с философскими знаниями, получаемыми студентами. Центр курса – блок современной психологии - находится в обрамлении сведений по досовременной психологии (учения о душе) и постсовременных исследований. Следует иметь в виду, что именно посредством истории психологии в психологические науки идёт поток гуманитарной инноватики и корректируется образ психологической науки в познании и обществе. Поэтому курс ориентирует выпускника на постоянное изменение содержания и форм психологической практики, на самообразование, на анализ запросов социальной среды и активное конструирование своей профессиональной позиции.
Курс «История психологии» имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с рядом дисциплин базовой части профессионального цикла: «История и теория религии», «Антропопсихология». Данный курс является основой для последующего освоения дисциплин «Методологические основы психологии», «Методика преподавания психологии» и др.