Тема: «Третьеиюньская» политическая система. Реформы П.А. Столыпина.

Лекция 4

План лекции:

I. «Российский бонапартизм». Премьер-министр П.А. Столыпин. Отмена выкупных платежей. Концепция столыпинских реформ. Проведение аграрной реформы. Деятельность III и IV Государственной Думы. Итоги аграрных преобразований: новые подходы и оценки.

Цели и задачи: раскрыть сущность понятий «Российский бонапартизм», выкупные платежи, аграрная реформа.

Уметь сопоставить реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, определить основные силы, противоборствующие реформам.

Показать на карте район России, где велись успешно аграрные преобразования, а также места размещения переселенцев.

Подчинять оппозицию и усмирять последние революционные беспорядки выпало на долю сменившему Горемыкина на посту премьер-министра П. Столыпину, министру внутренних дел в предыдущем кабинете. Борец за сохранение монархии путем ее модернизации, монархист консерватор по воззрениям, бывший предводитель дворянства В Ковко, где наблюдая жизнь польско-литовских крестьян стал убежденным сторонником частной собственности, он направил свою деятельность на решение трех основных задач: 1) подавление волнений,

2) контроль за выборами во Вторую Думу

3) аграрный вопрос.

Крестьянские бунты, вспыхнувшие во время обсуждения аграрного вопроса на заседаниях Первой Думы, были жестоко подавлены с помощью специальных карательных отрядов и массовых репрессий. Чудом избежав покушения со стороны эсеров (12 августа 1906 г.), Столыпин учредил множество военно-полевых судов, которые в течение восьми месяцев вынесли около 1000 смертных приговоров. Одновременно с этим в ходе подготовки новой избирательной кампании Столыпин направил свои усилии на подрыв деятельности оппозиционных партий. 260 отдельных и периодических изданий были приостановлены с июля по октябрь 1906 г. Обещанная в 1905 г. свобода слова была забыта. Власти прибегли еще к одному достаточно действующему средству борьбы с оппозицией: оппозиционным партиям было отказано в «административной санкции», своего рода свидетельстве лояльности по отношению к властям, без которой ни одна партия не могла проводить публичных заседаний. Воспользовавшись роспуском Думы, Столыпин подготовил два ставших знаменитыми земельных закона. Согласно первому (от 5 декабря 1906 г.) крестьянам наконец предоставлялись равные с остальным населением страны юридические права. Второй закон (9 ноября 1906 г.) разрешал любому крестьянину, обрабатывающему землю на условиях общинного землепользования, в любой момент потребовать причитавшуюся ему долю в полную собственность. Цель данного закона, подписавшего смертный приговор извечной крестьянской общине – повернуть аграрную проблему другой стороной: вместо того, чтобы экспроприировать помещиков, обезземеливалась община, так как принадлежащие ей земли распределялись между крестьянами. Пока составлялись крестьянские запросы и проходили земельные бунты – община утвердилась как настоящий орган крестьянского самоуправления. И вновь в центре конфликта между правительством и Второй Думой, собравшиеся 20 февраля 1907 г. Встал земельный вопрос. Предвыборная кампания прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей, однако Вторая Дума оказалась еще более радикальной, чем Первая. В нее вошли более 100 депутатов-социалистов, 100 трудовиков, 100 кадетов и 80 депутатов от национальных меньшинств трудно определяемой политической ориентации.

Наученная предшествующим опытом Дума решила действовать в рамках законности, избегая ненужных конфликтов. Комиссии преступили к разработке многочисленных законопроектов. После начального периода затишья с марта по апрель 1907 г. Споры разгорелись по двум вопросам: аграрной политике и принятию чрезвычайных мер против революционеров. Правительство потребовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Дума называлась рассадником «бунтов и неповиновения», правительство решило объявить о ее роспуске. 1 июня Столыпин потребовал от Думы исключения 55 депутатов (социал-демократов) и лишения 16 из них парламентской неприкосновенности. На данном этапе победа была несомненно на стороне царской власти. Страна, уставшая от двух с половиной лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о выборах. Правительство получило покорную Думу, функции которой ограничивались утверждением представленных ей законов. Таким образом, государственный переворот 3 июня 1907 года знаменовал собой поражение революции 1905 г. И явное восстановление самодержавия. Страна пробудилась к политической жизни, самодержавие не представлялось отныне единственно возможной формой правления, вопрос о выборе режима стоял на повестке дня. Народное движение все больше подпадало под влияние других идей, в особенности социалистических. В итоге события 1905-1907 г. не привели Россию к политической интеграции с демократическими режимами остальных европейских стран. Они всего лишь подорвали доверие к либералам и усилили конфронтацию между представителями крайних течений.