ЛИТЕРАТУРОЙ
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
Методические указания
При изучении данной темы необходимо проследить, каким образом генезис русской политической мысли связан с историей государства. Проведите исследование по этапам развития русского государства и особенностям тематики политико-правовой мысли.
Каким образом трактовались такие проблемы, как происхождение Древнерусского государства, родословная русских князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношения церкви и государства, отправления правосудия в стране.
Проанализируйте сущность концепции «Москва – третий Рим». Проведите различия между взглядами нестяжателей и иосифлян. Прокомментируйте тезис И.С.Пересветова :«Государство без грозы, что конь без узды».
Как А. Курбский трактовал источник власти и понятия «право» и «справедливость»?
Проведите анализ политических учений в России в XVII в. Какие уроки Смутного времени сформулировал И.Тимофеев во «Временнике»?
Прокомментируйте тезис И.Тимофеева: «Бог карает людей, когда народ не находит мужества прекратить злодейства».
Проведите анализ политических учений о просвещенной абсолютной монархии в России. Как Симеон Полоцкий обосновывал правомерность просвещенной абсолютной монархии? Какое он проводил различие между абсолютизмом и тиранией?
Какие три этапа выделяют в истории русской политико-правовой мысли в IX – XVII вв.?
Прокомментируйте тезис В.Н.Татищева: «Государство – поиск общей пользы». Докажите, что концепции естественного права и договорного происхождения государства являлись теоретической базой взглядов В.Н.Татищева. На основе изучения «Книги о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова раскройте сущность его взглядов на сословия.
Докажите, что на политико – правовые учения России XVIII в. большое влияние оказали идеи Просвещения. Проанализируйте идеи феодальной аристократии, просветительство того периода. Раскройте сущность взглядов М.М.Щербатова, С.Е.Десницкого, А.Н.Радищева.
При анализе политико-правовых учений XIX в. необходимо исходить из положения, что идейный акцент в этот период смещается с тезиса о богоустановленности царской власти к идеям конституционализма и просвещенной монархии. Все большую роль начинают играть идеи, выдвигаемые дворянским сословием. Происходит радикализация российской общественной мысли, что было связано с развитием социального реформаторства.
Проанализируйте истоки двух идейных течений, надолго определивших особенности российского понимания сути государства и права -западничества и славянофильства.
Проведите анализ трех основных течений политико-правовой мысли: либеральной, радикально – революционной и консервативной, охранительной.
В чем сущность русского реформизма? Каковы истоки возникновения данного течения политико-правовой мысли?
Дайте характеристику русского утопического социализма. В чем его отличия от западноевропейского аналога?
Прокомментируйте тезис А.И.Герцена : «Государство служит тому, с чьей стороны сила».
Проведите анализ консервативной политико-правовой мысли России.
Почему К.П.Победоносцева считали «особым типом юриста, не подходящего к большинству русских ученых»?
Проведите анализ философии права В.С.Соловьева.
На основе классификации русских правовых школ Б.А.Кистяковского выделите основных представителей четырех направлений в изучении права.