ПЕРВОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ АССИРИИ

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРЕОБЛАДАНИЕ АССИРИИ

История древнего Востока. Том 2

Том 2

Тураев Б.А. 'История древнего востока.

 

Книга является подробным курсом по истории Древнего Востока и охватывает материалы древнейших обществ Египта, Вавилонии, Ассирии, Палестины, Сирии, Малой Азии и Ирана. Книга снабжена большим количеством переводов с оригиналов различных литературных памятников и письменных документов социально-экономического характера, рисующих нам различные стороны жизни древне-восточных обществ. Предисловие акад. Б. В. Струве и И. Л. Снегирева посвящено определению значения работы акад. Б. А. Тураева в развитии исторического изучения народов Древнего Востока и характеристике социально-экономической формации Древнего Востока.

 

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРЕОБЛАДАНИЕ АССИРИИ

ПЕРВОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ АССИРИИ

ФИНИКИЯНЕ В X—IX BEKAX

ЕГИПЕТ ПРИ XXI И XXII ДИНАСТИЯХ

СИРИЯ

ВТОРОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ АССИРИИ

ВАНСКОЕ ЦАРСТВО

ЭФИОПСКИЕ ФАРАОНЫ В ЕГИПТЕ

АССИРИЙСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

КУЛЬТУРНЫЙ ОЧЕРК АССИРИЙСКОГО ЦАРСТВА

ПРОРОЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. МИДО-ХАЛДЕЙСКОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ

МИДИЙСКОЕ ЦАРСТВО

ПАДЕНИЕ АССИРИИ

ХАЛДЕЙСКАЯ ДИНАСТИЯ В ВАВИЛОНЕ

ЕГИПЕТ В САИССКУЮ ЭПОХУ

ОТДЕЛ ПЯТЫЙ ПЕРСИДСКАЯ ЭПОХА

ПЕРСЫ. КИР. «ЦАРСТВО СТРАН»

КАМБИЗ. ПОКОРЕНИЕ ЕГИПТА

САМОЗВАНЦЫ И БУНТЫ

ДАРИЙ I

ПЕРСИДСКОЕ ЦАРСТВО ПРИ АХЕМЕНИДАХ

ЕГИПЕТ ПРИ XXVIII — XXX ДИНАСТИЯХ

НАПАТА

ИУДЕЙСТВО

ФИНИКИЯ В ПЕРСИДСКОЕ ВРЕМЯ

ОТДЕЛ ШЕСТОЙ. ДРЕВНЕ-ВОСТОЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

АЛЕКСАНДР И ЭЛЛИНИЗМ

ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ГРЕКО-РИМСКУЮ ЭПОХУ

MEРОЭ

АКСУМ

ПОСЛЕДНИЕ ВЕКА ВАВИЛОНА

СИРИЯ

ПУНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ИУДЕЙСТВО

ИРАН

 

 

Находясь в треугольнике между Тигром, Нижним Забом и горами Загра, Ассирия подвергалась постоянным нападениям Митанни и других окрестных народов. Успешно боролся с ними Самсиадад III (нач. XVII в.), «обладатель страны между Тигром и Евфратом», сообщивший в посвященной сооружению храма Энлиля в Ассуре и найденной германской экспедицией надписи следующее: «я принял дань царей Тукриша (вероятно, у озера Урмия) и царей верхней страны; мое великое имя и мою надпись на камне поместил я в стране Ливана, на берегу великого моря». Однако эти успехи были непрочны. Мы знаем из богазкеойских документов, что прадед Тушратты, Шаушатар около 1430 г. даже овладел Ассуром, последствием чего были вассальные отношения Ассирии к Митанни. Даже Ниневия входила в состав владений еще Тушратты. Против этих врагов, а также для освобождения от вавилонской опеки, ассирийские цари, пока они были слабы, старались опираться на Египет. В Телльамарнском архиве сохранилось два письма ассирийского царя Ассурубалита к Аменхотепу IV. Он припоминает, что сношения с Египтом начались еще при его предке Ассурнадинахи, вероятно современнике Тутмоса III, от которого он получил 20 талантов, может быть, в ответ на упоминаемые в анналах Тутмоса под 23-м годом дары ассирийского царя — «три больших куска настоящего ляпис-лазури и три куска голубого камня из Вавилона». Он и теперь посылает фараону подарки — не только лазоревый камень, но и коней с колесницами, и усиленно просит золота, необходимого ему для постройки дворца, с обычным припевом, что его в Египте столько же, сколько песку. Мы знаем, как на самостоятельные сношения Ассурубалита с фараоном посмотрел вавилонский царь Буррабуриаш. А между тем положение Вавилона в это время было далеко не таково, чтобы повелевать, особенно Ассирией.

 

Ассурубалит был освободителем Ассирии от ига Митанни. Он выдал свою дочь за наследника вавилонского престола, Караиндаша II. Сын последнего, Кадашман - Xарбе II старался провести дорогу через Сирийскую пустыню, и с этой целью копал там колодцы и основывал колонии, может быть, желая пробиться к морю, минуя Месопотамию, но в самый разгар своей деятельности был убит касситами, вероятно недовольными его ассирийскими связями. Они посадили своего царя Шузигаша (или Назибугаша), который был вскоре свергнут Ассурубалитом. «Этот царь, таким образом, из вассала сделался как бы блюстителем законности вавилонского престолонаследия. Он делает вавилонским царем внука своей дочери, Куригалзу III. Это было время, когда новый семитический поток, в виде арамеев, разливался по Передней Азии. Они жили тогда между Евфратом и Xaбором, в их руки попал важный сирийский город Дамаск, откуда арамейские княжества стали все далее и далее распространяться. С этими новыми противниками приходилось вести упорную борьбу преемникам Ассурубалита. С другой стороны, на юге у Ассирии были с Вавилоном общие враги — халдеи. Трудно сказать, что это за народ; скорее всего они принадлежат к тому же семитскому переселению, что и арамеи. Целый ряд халдейских княжеств (Бит-Якини др.) стал обходить земли вавилонских царей с севера и с запада, а с востока попрежнему грозили эламиты. История вавилонских и ассирийских царей долгое время заполнена войнами Эламом, халдеями и друг с другом. Уже при Куригалзу III (1351—27) эламский царь Хурбатила вторгся в Вавилонию, но был разбит; Куригалзу преследовал его, кажется, до самых Суз. Кроме того ему пришлось воевать с ассирийским царем, победителем Каспиев Энлиль-Нирари, который его разбил. Результатом было равноправие Ассирии, как великой державы, и стремление ее к расширению владений. Обстоятельства отчасти благоприятствовали: старый враг Митанни был унижен, хеттам было много дел с Египтом; последний едва мог удержать Южную Сирию. И вот, Салманасар II (нач. XIII в.) начинает собою ряд ассирийских царей-воителей. Он покоряет лежащие к северо-западу горные страны: Уруатри (вероятно, более позднее Урарту), Химме, Луха и т. д., вторгается в Митанни и разбивает на голову царя этой страны Сатуара, имевшего союзниками хеттов и арамеев. Вся область до Кархемиша попадает в его руки. Затем он проник на север, в Армению и настроил здесь ассирийских колоний. Столицей расширившегося государства он сделал Калах по ту сторону Тигра. Такая могущественная держава, конечно, должна была стремиться к расширению и на юг — к господству над священным Вавилоном. Салманасар удачно воевал с вавилонским царем Кадашман - Буриашем. Найденные Винклером в Богазкеое хеттские документы проливают свет и на вавилоно-ассирийскую историю этого времени. Хаттушиль переписывался и с вавилонскими царями Кадашман-Тургу и Кадашман-Буриашем, он был с ними в союзе, как и с Египтом, и имел общего врага — Ассирию. Кадашман-Буриаш вступил на престол еще мальчиком и не без затруднения. Его первый министр Итти-Мардукбалату содействовал его воцарению и затем захватил дела в свои руки. Хаттушиль во время смут вмешался и пригрозил вавилонянам, что если сын его союзника не получит престола, он откажется исполнять свои союзные обязательства. Министр пришел в гнев и написал ему в письме: «ты не пишешь, как брат, а приказываешь, как вассалам», он даже прервал сношения; тогда Хаттушиль написал самому царю письмо с объяснениями и с жалобами на министра, между прочим извещал его о заключении мира с Египтом и напомнил, что о войне с последним он также своевременно известил его отца. Здесь же он касается жалобы вавилонского двора на ограбление каравана, направлявшегося в Северную Финикию. Виновным выставляется аморейский князь Бантишинни, хеттский вассал. Хаттушиль обещается привлечь его к ответственности в присутствии вавилонского посла. В конце письма он говорит: «я слышал, что мой брат созрел до мужества и имеет склонность к охоте. Я рад, что Тешуб благословил сына моего брата Кадашман-Тургу. И вот, иди и разгроми землю врага... не медли, ступай на врага, разбей врага... выступи против страны, сильнее которой ты в два, три и четыре раза»... Само собой разумеется, что этот враг — общий — Ассирия. Мы знаем, что Кадашман-Буриаш последовал этому совету, но не к добру — он был разбит Салманасаром. Преемник последнего, Тукультининиб уже в первый год своего царствования (ок. 1260) покорил племена Киту и Шубару на севере и востоке, разбил коалицию из 40 царей Наири (у оз. Вана), наконец овладел самим Вавилоном и даже увез в Ассирию царя Кашти-лиаша и печать его отца. Вавилонянам скоро удалось освободиться: Тукультининиб был убит собственным сыном, и долгое время Ассирия была в упадке; ее войны с Вавилоном были крайне неудачны, несмотря на то, что последний тоже страдал в это время от частых нашествий эламитов, царь которых Кидинхутрудаш не разграбил между прочим Ниппур, бывший любимой резиденцией касситских царей.

 

 

История Вавилона за это время вообще известна нам несколько лучше, чем я в предшествующий период. До нас дошло значительное количество документов из храмового архива Ниппура, пользовавшегося особым благоволением царей. Эти документы — большей частью письма и донесения царю, как земному представителю Энлиля и покровителю его храма. В них царь называется обыкновенно «господином» почти в божеском значении. Другими важными источниками для внутренней истории Вавилонии являются многочисленные «кудурру», обязанные своим происхождением широко практиковавшейся касситскими, а равно и последующими царями раздаче земель своим приближенным. Цари старались окружить себя преданной знатью среди враждебного населения. Для этого они отчуждали землю у коллективных собственников (большей частью «биту» — племен), иногда путем покупки. Документ, служивший и пограничным знаком, был из камня, может быть, по обычаю горной родины касситов. Смутные времена и неуверенность заставляли помещать на этих камнях многочисленные символы божеств, призываемых в свидетели частной собственности. Многие из этих документов найдены в Сузах, куда были принесены в качестве трофеев эламскими царями, совершившими нашествия на Вавилон. Так, в начале XII в. Шутрук-Наххунте убил вавилонского царя Замама-шум-эддина, уже ослабленного войной с Ассирией, оправившейся при даре Ассурдане. Преемник убитого Бел-надин-ахи был последним царем касситской династии. Один из первых царей, новой IV династии, так наз. Паше — Навуходоносор I не только прогоняет эламитов, но почему-то находит возможным хвалиться в одной из своих надписей, что он был «покорителем могучей страны Лулубеев», «покорил страну Амурра (Сирию) и разграбил касситов». Возможно, что он решился воспользоваться параличом Египта при Рамессидах и напомнить времена Хаммурапи. Хеттское царство еще существовало (преемники Хаттушиля — Дудхалия и Арнуанта), но уже не имело прежней силы — передвижения племен подточили его. Но подъем Вавилона продолжался недолго. В Ассирии современником Навуходоносора был Ассур-решиши, не только отразивший нашествие вавилонян, но и нанесший им поражение. В конце XII в. в Ассирии царствовал Тиглатпаласар I. К его времени из ассирийцев под влиянием постоянных войн выработалась крепкая солдатская нация, которая уже не довольствовалась землями своей родины. Тиглатпаласару I в нескольких походах удалось победить врагов Ассирии на севере, где он совершил трудные походы в горных странах Наири (Армении), и на западе, где он разгромил последнего хеттского царя, сражался с хеттскими племенами мосхов и др., явившихся как результат большого движения народов. Арамейские орды (Ахламу ассирийских текстов) он прогнал за Евфрат и покорил области: Нухашше, Ни, Катну, северную часть Ливана; всего в первые пять лет своего царствования он подчинил 42 страны с их царями, от Нижнего Заба, дальних гор до берегов Евфрата, страны Хатту и Верхнего моря, где заходит солнце. Он дошел до Финикии, плавал на арадских кораблях по Средиземному морю и, что весьма важно, получил почетные дары от царя Египта, в том числе крокодила и гиппопотама — это был поворотный пункт в истории Древнего Востока. Но вавилонские дела его были неудачны. Сначала он даже, кажется, покорил Вавилон, но потом царь последнего Мардукнадинахи не только прогнал его назад, но даже сам вторгся в Ассирию и увез оттуда статуи богов, которые через 418 лет удалось вернуть Синахерибу. Вавилонский царь принял титул царя Сумира и Аккада, Ассирия же потеряла на три века свое значение.

Ассириец

 

 

Однако и Вавилонское царство переживало тяжелые времена, будучи постоянно под угрозой арамеев и халдеев. Невидимому, узурпатор Ададплуиддина (исх. XI в.), свергший преемника Мардукнадинахи, был арамейского происхождения; халдейского происхождения была, повидимому, следующая пятая династия (три царя — 21 год, в полов. XI в.). Один из последующих царей, уже VIII дин., Набуаплуиддин, по поводу реставрации храма Шамаша в Сиппаре, в вводной части своей надписи упоминает об этом смутном времени: «Суту (арамейское племя) враждебные злые люди во время опустошений Аккада разорили Ибарру (храм Шамаша), что в Сиппаре, уничтожили его изваяние. Закон Шамаша был забыт, его изображение исчезло». Осно-вательпятой династии Шильмаш-Шипак не нашел его;при его втором преемнике Кашшу-надин-ахи были голод и неурядица, и храм не мог быть восстановлен. Частичная реставрация была произведена только при основателе шестой династии («дом Бази») Э-ульмаш-шакин-шуме. Но эта династия дала тоже трех царей при 20 годах, уступив престол узурпатору эламиту (конец XI в.). После него до конца IX в. правили 13 царей VIII династии; нам неизвестны даже имена их. В царствование первого из них, Набу-мукин-апла (его грубое, но характерное изображение на одном из кудурру воспроизведено в начале этой главы), набеги арамеев были особенно дерзки, доходили до Вавилона и Борсиппы, так что царь не всегда мог в день нового года совершить обычную церемонию и статуя бога Набу не могла быть доставлена по Евфрату в Вавилон.

Осада ассирийцами горной крепости

 

 

Итак, в Вавилоне в то время цари так же не были могущественны, как и в Египте; Хеттского государства уже не существовало. Таким образом, в Передней Азии не было сильной державы; это благоприятствовало процветанию ряда мелких царств: еврейского, где тогда царствовали Давид и Соломон, городовых царств Финикии (Хиром в Тире) и арамейских княжеств, из которых главное было в Дамаске. Арамеи в это время окончательно осели в Северной Месопотамии до Балиха; там они, между прочим, образовали царство Битадини. Обломки хеттской державы еще существовали: так, на правом берегу Евфрата находилось царство Самаль, состоявшее из отдельных княжеств; оно сильно обарамеилось; в надписях его мы встречаем семитический язык с многими хананейскими формами; древнейшие из них семитологи прямо называют финикийскими. Религия здесь также была близка к ханаанской; главный бог носил имя, известное в Финикии и Вавилоне — Адад, его огромный грубый каменный идол, найденный в Зендширли, находится в Берлинском музее. Полу-хеттами, полу-арамеями были также патинеи (может быть, Падан-Арам библии), жившие на границе Сирии и Малой Азии, в то время как соседний Мараш был уже представителем чисто-хеттской культуры. Но в других пунктах, напр., в Кархемише, хетты удержались еще против арамеев. Вероятно к этому времени относятся также открытые Оппенгеймомв 1899 г. на Хабуре в Месопотамии у Телль-Халафа остатки «дворца царя Капара, сына Ханпана», как гласит клинообразная надпись ассирийского письма на обломках скульптур несомненно хеттского стиля. В числе их следует указать на барельеф бога Тешуба, на единственный в своем роде бюст Астарты под покрывалом, на каменные плиты с рельефными изображениями льва, грифона, охоты на оленя и т. п. Все они крайне интересны в археологическом отношении и указывают (особенно удивительный грифон) на влияние как вавилоно-ассирийского, так и египетского искусства. В архитектуре хетты Северной Сирии выработали своеобразный тип постройки «хилани». Это — монументальные части дворцовых сооружений с толстыми стенами и башнями, заключавшие в себе прямоугольные залы для приемов и аудиенций, но служившие и целям защиты. Тиглатпаласар II говорит, что он заимствовал в стране Хатти идею этих бит-хилани для своего дворца в Калахе. Саргон соорудил в Хорсабаде «аппати по образцу дворца страны Хатти, называемого на языке Запада бит-хилани». Эта хорсабадская постройка по плану напоминает одно из хилани раскопанного германскими археологами дворца в Самале.

 

Много новых сведений об Ассирии за древний период ее истории рассеяно в мало доступных публике отчетах (Mitteilungen) немецкого Orientgesellschaft; здесь же (в 35 выпуске) предварительный отчет Винклера о богазкеойских документах. Надписи, найденные немецкими археологами в Ассуре, изданы по бумагам пок. Мессершмидта — Delitzsch, Keilschrifttexte aus Assur historischen Inhalts, I (Wissenschaftliche Veroffentlichungen d. Deutsch. Oiientgesellschaft, 16). Изданы пока одни тексты, без переводов и исследований. См. заметку Wеidnеr'а в журн. Memnon VI.

 

Документы из Ниппура см. XVII т. I серия The Babylonian Expedition of the University of Pennsylvania. Letters to Cassite Kings from the temple archives of Nippur. Philad., 1908. Тексты изданы, снабжены переводами и исследованиями. Кудурру Британского музеи инданы (факсимиле), переведены и объяснены King, Babylonian Boundary-Stones and Memorial tablets. Lond., 1912. Юридическая работа о кудурру принадлежит Е. Сuq, La propriete fonciere en Chaldee d'apres les pierres — limites (koudourrous) du Musee du Louvre (Nouvelle Revue historique du droit, XXX, 1906, 701—739). Автор сравнивает представляемое в ятих памятниках землевладение с общинным, между прочим, у славян, доказывает, что они создавали отдельные случаи частной и наследственной земельной собственности, ограждая ее от возвращения и избавляя от повинностей в пользу царя (право требовать людей у городов общины для ирригационных работ, для сооружения мостов и дорог, право пастбищ), начальника племени (право выбирать ив сборов жатвы, право требовать подводы и ослов и т. п.), соседей. Существование общинного землевладения на ряду с частным, засвидетельствованным законами Хаммурапи, автор склонен объяснять частью как явление вторичное, обязанное происхождением чуждым племенам, осевшим на окраинах (напр., Хаббан в Намаре), частью в центре страны, как остаток древности, удержавшийся особенно на берегах «анадон, где сложные работы не могли быть предприняты отдельным собственником и поддерживали связь фамилий.

 

Об арамеях, хеттах и др.: П. К. Коковцев, Надписи из Нираба. Зап.-Вост. отд. Р. арх. общ. XII. Sanda, Die Aramaer. D. Alte Orient. IV, 3. M. Strесk. IJeber d. alteste Geschichte der Aramaer. Klio VI. — Ausgrabungen in Sendschirli. Mitteil. a. d. Orientalischen Sammlungen K. Museen. Oppenheim, Der Tell Halaf. D. Alte Orient. X, 1. Puchstein, Die Satile in der assyrichen Architecktur. Jahrb. d. Archaol. Instituts, 1892. Lidzbarski, Die stele v. Ordek-burnu (Ephemeris f. Semitische Kpigraphik III), издание и попытка объяснении плиты с изображением в хеттском стиле и надписью семитическим алфавитом на непонятном языке с отдельными семитическими словами, вероятно происходящей из эпохи самого начала проникновения семитизма в хеттскую среду (X в.). Тураев, К истории хеттского вопроса (история Марата). Зап. клас. отд. Р. арх. общ.