Психологические механизмы воображения
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются на основе предшествующего опыта человека, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.
Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непри-вычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах (рис. 3).
Агглютинация |
Гиперболизация, или акцентирование |
Заострение |
Схематизация |
Соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов (образы русалки, кентавра). Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования агглютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна |
Увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой (различные литературные персонажи: великаны, гномы и т.д.) |
Подчеркивание каких-либо признаков (дружеские шаржи, карикатуры и т.п.). |
Сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира) |
Типизация |
Выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (типизация образа в художественной литературе: Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи) |
Формы синтеза представлений |
Рис. 3. Формы синтеза представлений в процессах воображения
Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым
художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, – пусть это будет, скажем, змея, – то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».
Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприя-тия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представ-лениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.
Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.
Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.
И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.
Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.