ВОПЛОЩЁННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Проект

Философия является миро-воззрением в буквальном смысле слова, т.е. осмысливает мир как таковой, мир в целом, в единстве всех его сторон (материальной и духовной, природной и социальной, количественной и качественной, физической и психологической). Смысл существования философии в «теле» культуры – осознание ценностной связи субъекта и объекта на самом высоком уровне рационально-теоретического обобщения.

Ценность

Знание

ПРОЕКТ

ЦЕННОСТЬ

ЗНАНИЕ

(конспект)

Особенность духовных предметов состоит в том, что материальная форма их воплощения приобретает знаковый характер. Тем самым возникает система языков культуры.

Выработка знаний, обладание знаниями, хранение и передача знаний – одно из великих изобретений культуры.

Информационный потенциал животных, почти полностью врождённый у каждой особи и генетически транслируемый из поколение в поколение, не является знанием в точном смысле этого слова.

«Я знаю» – это формула сознания, которая фиксирует добытую человеком информацию. Соответственно уровень культуры каждого человека и всего человечества на каждой стадии онтогенеза и филогенеза определяется характерным для него объёмом и глубиной знаний.

Условие полноты знания – в его трёх уровнях: 1) отражение реально существующего в его единичности, конкретности, неповторимости; 2)выявление общего, сущностного; 3)познание связи единичного и общего в формах особенного.

Соотношение единичного, общего и особенного в различных сферах бытия, а, следовательно, и в различных сферах знания, разное.

 

Изначально в первобытной культуре познавательная деятельность была синкретически слита с другими формами духовной активности людей – ценностно-осмысляющей и преобразовательно-проектирующей ивместе с ними вплетена в материальную практику.

Познавательная деятельность людей предстаёт в трёх формах:

  • практическое познание;
  • мифологическое познание;
  • игровое познание.

(здесь должен быть рисунок о формах знания)

При переходе от инстинктивно-биологического способа регуляции человеческой деятельности к ценностно-ориентированному возникла единая ценностная антитеза – недифференцированная изнутри положительная и отрицательная оценки сознанием всего существующего.

 

На раннем этапе познавательное и ценностное сознания не отделялись друг от дуга. Необходимо было найти способы обобществления, социального закрепления ценностных позиций, т.е. культуре нужны были сверхбиологические способы сохранения и трансляции системы ценностей. Эту роль сыграли мифология и игра.

 

Мифология стал праидеологией и содержала начала религиозного, нравственного, эстетического, философского сознания. Она была и праискусством.

 

Ценностная ориентация обыденного сознания и его познавательный потенциал имеет два вектора:

  • оценивание объекта внешнего мира и других людей;
  • оценивание себя самого как субъекта.

 

Идеологические формы образуют свою сферу в культуре – возвышение над общественной психологией, использование вербальных и преимущественно письменных средств опредмечивания, специализация в той или иной ценностной области (политической, этической, эстетической и т.п.).

 

Существенное отличие художественной ценности от всех других её видов определяется иллюзорностью создаваемого в искусстве мира образов.

 

Необходимость в прообразах сказалась уже на самых первых этапах человеческой деятельности, так как любое неинстинктивное, целенаправленное действие осуществлялось на основе предваряющего проекта, т.е. способ достижения цели превращался из естественного, биологического в искусственный, культурный.

Продуктивное воображение формируется в сферах мифологии, свободного творчества, игры.

Миф стал моделью бытия в целом. В мифологии еще нет разницы между реальным бытием и вымыслом.

Творчество – это «игра по правилам».

У религии нет собственных сфер проектирования, она использует и силу художественного воображения, и теоретического мышления. Поэтому религиозное сознание по сути своей эмоционально, интуитивно, мистично.

 

Род проекта, воплощающий представление о совершенстве человека и совершенной организации – идеал. В отличие от ценностно нейтрального проекта, идеал – это носитель наивысшей ценности, он служит критерием оценки реальности.

 

ПРЕДМЕТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ –

(конспект)

Дополн.материал

Основная категория искусства, его «визитная карточка» – художественный образ.

Художественный образ – универсальная эстетическая категория, специфические для искусства способ и форма познания и отражения жизни, «язык искусства и одновременно – его высказывание» (И. Роднянская).

В сфере гуманитарного знания целостность человека, органичность этой целостности с наибольшей очевидностью явлена в категории художественного образа. Художественный образ – коронованный Гегелем «абсолют» искусства, его синоним. Образ способен схватывать явление «сплошь», он богаче, больше суммы составляющих его элементов и поэтому точнее перечня.

Категория художественного образа родилась в связи с пониманием искусства как особой формы познания. Сам факт существования понятийного и образного сознания доказывает незаменимость и суверенность каждого из них.

Истоки теории художественного образа – в учении Аристотеля о мимесисе: поэзия должна «производить свойственное ей удовольствие, подобно единому и целостному живому существу».

Классическим стало определение образа, данное Г.В.Ф. Гегелем: «Мы можем обозначить поэтическое произведение как образное, поскольку оно ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную её реальность».

Художник «мыслит образами» (В.Г. Белинский), образ – это и «есть художественная мысль» (П.В. Палиевский). Образному мышлению учил актёров К.С. Станиславский: для художника понять – «значит почувствовать».

Понятие образа разномасштабно: это и целое произведение, и его мельчайшие единицы (слова, фразы, события, персонажи и пр.). Целое не «состоит», не «смонтировано» из более «мелких» образов, оно «живородящее» (А.А. Григорьев). Произведение не разложимо на любом своём уровне. Вырванная деталь перестаёт быть «образом», становится «мёртвой» деталью (И.Роднянская).

Основные положения статьи А.Ф. Лосева «О поэтическом образе»:

· Образ прежде всего – живой организм.

· Поэтический образ есть символ, т.е. он значит больше, чем он есть, он – бесконечность.

· Истинно поэтический образ всегда мифологичен. В поэтическом образе отдельные его моменты тоже объединяются не в порядке их естественного происхождения или логического соотношения, но в порядке их жизненно-человеческого общения, т.е. объединяются мифологически.

· Поэтический образ есть результат активных усилий творящего индивидуума и в то же время результат действия судьбы.

· Поэтический образ есть волшебство, он вырывает нас из бытовой обстановки и делает нас равнодушными к логической последовательности мысли; в поэтическом образе обязательно есть нечто донаучное, сверхнаучное, вненаучное, то, что хватает людей за душу, как некоего рода волшебное видение.

· Искусство всегда неожиданно, непредсказуемо (ср. шутливое высказывание Ю.Н. Тынянова об искусстве, которому «заказывают Индию, а оно открывает Америку»).

· Образ обладает эстетическим качеством. Он – предмет любования. Эстетическое качество образа не зависит ни от предмета изображения, ни от темы произведения. Часто говорили, что любование красотой размагничивает людей, ослабляет их волю к жизни. Это совершенно неправильно. Любуясь красотой, человек становится чище, здоровее. Он получает художественную «зарядку», ему есть с чем противостоять несовершенствам жизни.

Основные положения работы П.В. Палиевского «Внутренняя структура образа»:

· образ – это целостность, искусство захватывает действительность «сплошь», это сложная «система отражений»; образ является «носителем нерасчленённых, отрицающих друг друга противоречий»;

· вся художественная мысль есть одно сплошное иносказание, она сообщает нам свой смысл через иные, чем понятия и суждения, формы, поэтому искусство не может быть подменено никакими иными формами мысли;

· элементарная модель художественной мысли – сравнение, это первый инструмент художественной фантазии;

· фантазия, вымысел – обязательное качество художественной мысли; образ – это мышление с помощью индивидуальности, созданной воображением;

· образ воплощает жизнь как тенденцию, по аналогии;

· образ неисчерпаем, так как предмет не сводится к сумме перечисляемых понятий; внутри образа всегда протекает синтез;

· образ всегда содержит в себе то, что очеловечивает внешний мир и самого человека.

Всякий художественный образ в какой-то степени всегда является символом. «Если бы стихотворение о грусти не имело никакой другой задачи, как заразить нас авторской грустью, это было бы очень грустно для искусства…настоящая природа искусства всегда несёт в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство…Страх, боль, волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе ещё нечто сверх того, что в них содержится» (Л.С.Выготский).

Символ (от греч. знак, опознавательная примета) – и знак, и образ. В художественном произведении символ – «это эстетически оформленная и художественно-локализованная единица речи» (В.В. Виноградов).

Основные положения статьи С.С. Аверинцева «Символ»:

· Символ – образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак – наделённый всей органичностью и неисчерпаемостью, многозначностью образа.

· В символе два полюса: 1)предметный образ 2)глубинный смысл. Они немыслимы один без другого.Переходя в образ, символ становится «прозрачным», «просвечивает» сквозь него, существует как «смысловая глубина» образа, его «смысловая перспектива».

· Символ отличается от аллегории тем, что его нельзя расшифровать рассудочно, он не существует в качестве рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ, а потом «извлечь» из него.

· Символ отличается от знака своей многозначностью: для знаковой системы многозначность, как правило, – помеха, а символ, чем многозначнее, тем содержательнее.

· Смысл символа не дан, а задан: он осуществляет себя не как «наличность», а как динамическая тенденция, это вектор, множественность инстанций, бесконечная символическая связь смыслов.

· Истолкование символа – диалогическая форма знаний: символ реально существует только внутри человеческого общения;

· В символе есть теплота сплачивающей тайны: по символическим осколкам узнавали себя люди, связанные наследственной дружбой.

 

По М.С.Кагану

Художественная культура – относительно самостоятельный слой культуры; это внутренне организованное сложное многомерное целое, которое имеет устойчивую и, одновременно, исторически меняющуюся структуру и определённые социальные функции; это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.

Художественная культура охватывает:

· все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.п.);

· все процессы, протекающие «вокруг» искусства (созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений);

· все процессы, обеспечивающие функционирование художественной культуры (воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и др.).

Художественная культура отличается от эстетической культуры. Эстетическая культура выражает универсальность проявления эстетической активности человека. Она не имеет границ. Это не область культуры, а её аспект. Этот аспект обнаруживается и в художественной культуре, и в других областях культуры: в культуре быта, в физической культуре, политической, юридической и т.п.

Эстетическое (от греч. чувствующий, чувственный, чувственно воспринимаемый) – «замкнутая и самодовлеющая» (М.С. Каган), бинарная коммуникативная система, представленная «отправителем» эстетической информации и её «получателем» (объектом и субъектом).

Художественное – «открытая, несамодовлеющая» (М.С. Каган), сложная коммуникативная система, предполагающая наличие четырёх компонентов:

1) воспринимаемого (объекта),

2) воспринимающего (субъекта),

3) произведения искусства (нового объекта),

4) второго воспринимающего (второго субъекта) – зрителя, слушателя, читателя.

 

Эстетическое восприятие не заключает в себе внутренней необходимости реализационного импульса.

В художественном сознании реализационный импульс – внутренний.

 

Эстетическое сознание активизируется прежде всего вследствие недостаточности красоты объекта, что провоцирует вспышку эстетического чувства и создание эстетической установки. Эстетическая «достаточность» «паралитична» (М.С. Каган), это условие эстетической недееспособности.

Художественное в этом смысле – перевёрнутое эстетическое. Красота заразительна, степень эстетического совершенства прямо пропорциональна творческой энергии. В этом – диффузная зона контакта создающих и воспринимающих художественные произведения людей, единое лоно творческого, центр креативности, «рассеивающийся» не только среди творцов художественных произведений, но и в среде «вторичного» творчества (критиков, исполнителей), в среде художественно одарённых слушателей, читателей, зрителей.

 

Эстетическое и художественное – взаимосвязаны, и связь эта исторически изменчива.

 

Духовное и материальное в художественной культуре органически сливаются, взаимно отождествляются и порождают нечто новое, качественно своеобразное и особенное – духовно-материальную целостность. Это и есть художественность.

Художественность – сложный комплекс внутренних структурных характеристик, определяющих принадлежность созданного предмета к сфере искусства, особое качество произведения, отличающее его от явлений жизни и культурного творчества, степень эстетического совершенства произведения, «способность писать хорошо» (Ф.М. Достоевский).

Выявление специфических черт художественности – одна из самых сложных в искусствознании. Тем не менее, существует длинный ряд произведений, которые традиционно определяются как художественные. В современном искусствознании определение художественный часто используется как элемент сравнительной конструкции, в связи с чем появилось понятие «как-художественного текста» (имеется в виду текст в широком смысле слова: словесный, изобразительный, музыкальный и др.).

В «хорошо» (художественно) созданном тексте приёмы перерождаются в художественный эффект, в силу чего, как правило, ускользает понимание того, как это сделано, что именно производит впечатление, т.е. «поражённый» читатель (зритель, слушатель и т.п.) не всегда способен «раскрутить» образ в обратную сторону и обнаружить приёмы, которые привели к художественному эффекту. Важнейшие элементы художественности непредсказуемы.Художественность – всегда некая таинственность, загадочность, «невыразимость», «нереферентность» (Ц. Тодоров) по отношению к внешнему миру. Художественный текст отличается особой слитностью всех элементов (когерентностью), отчего он становится автотеличным, т.е. имеющим цель в самом себе. Поэтому художественное произведение не может быть описано извне, оно само себя описывает и иначе никак быть описано не может. Художественное творчество – это не простое материальное воплощение результатов работы мышления, а особое «мышление «в материале» (в цветовых, пластических, звуковых формах).

 

Художественная культура имеет трёхмерное строение:

1. информационный (духовно-содержательный) уровень. Это – специфический для искусства тип (строй) художественного сознания. Художественная культура «начинается» с выработки определённой образной картины мира и места человека в мире. В отличие от философии (которая имеет цель – быть теоретическим мировоззрением общества), художественная информация вырабатывает не воззрение на мир, а образ мира. Она воплощает в системе образов целостное представление о мире и о человеке в их взаимосвязи.

2. институциональный (организационно-функциональный) уровень. Художественное сознание – идеальное образование. Оно становится реальным феноменом культуры благодаря его опредмечиванию в процессах производства художественных ценностей и их потребления. Организация этих процессов осуществляется в различных институциональных формах (институт – от лат. – установление – совокупность норм права, регулирующих несколько отношений, связанных друг с другом, например, институт семьи, институт брака и др.). Процесс производства художественных ценностей включает в себя следующие процессы:

· художественная деятельность начинается с процесса созидания произведений искусства (деятельность писателей, композиторов, художников – «первичное» производство; деятельность исполнительская, режиссёрская и т.п. – «вторичное» производство);

· чрезвычайно показательны и важны процессы воспроизводства самих творцов (средневековая мастерская или современный художественный институт);

· организация хранения художественного наследия (кунсткамеры, библиотеки, архивы, музеи т.п.);

· художественное потребление, т.е. система восприятия художественных творений. Две стороны этого процесса – 1)акт общения человека с искусством; 2)формирование публики. Есть два типа художественного потребления: индивидуальный и коллективный. На этом уровне встаёт проблема тиражирования художественных произведений (книгопечатание, грамзаписи и пр.).

· функционирование эстетической и художественной критики, искусствознания.

3. морфологический (видовой) уровень. Художественная культура – это совокупное функционирование и развитие всех областей искусства – литературы, музыки, живописи, театра и др. Важно учитывать их динамику, место и роль в культуре (например, греческая культура, представленная, прежде всего, скульптурными произведениями; средневековый синтез искусств; особая «востребованность» живописи в Возрождении, музыки – в Романтизме, литературы – в 19 веке и т.п.).