Социальная организация
Функциональность современной вещи в старинной вещи становится историчностью. Современная вещь – холодная; старинная – тёплая.
Жан Бодрийяр. Система вещей. М., 1968.
Вещи не обладают самостоятельным смыслом, но обладают всеобщей функцией знаковости (эта мысль Ж.Бодрийяра созвучна рассуждениям Р.Барта о таксономической функции вещи).
Ж.Бодрийяр рассматривает несколько типов вещей, например:
- старинная вещь;
- коллекционная вещь;
- гаджет;
- «штуковина»;
- робот.
У каждой вещи – 2 функции:
- быть используемой;
- быть обладаемой.
Из второй функции вещи вырастает вещь коллекционная, которая, прежде всего – прекрасная вещь. Вещь коллекционная – таимая вещь, вызывающая ревность.
Страсть к вещам – смягчённая форма сексуальной перверсии. Склонность к коллекционированию – это компенсаторный фактор, характеризующий кризисные фазы сексуальной эволюции (подростковый возраст и возраст около 40 лет; как правило – у мужчин).
Промежуточное положение между вещью и человеком занимают домашние животные. Вещь – это безупречное домашнее животное.
Гаджет – это вещь с функциональным отклонением, осложнённой функцией. В гаджетах проявляется тяга к бесцельному формализму, технической эксцентричности, деталям, т.е. вещь поглощается сферой воображаемого (вилка, которая «растягивается»; тостер, поджаривающий в 26 вариантах и пр.).
«Штуковина» – вещь псевдофункциональная, т.е. с «нераспознанной» функцией, не известно для чего сделанная.
Робот – вещь метафункциональная, т.е. имеющая множество функций.
Организация – опредмеченное бытие общественных отношений, результат деятельности людей, направленный на укрепление общества с помощью стабильных и прочных структур, независимых от каждого отдельного человека.
Первой организационной формой была родовая структура.
Затем наметились два типа организаций:
- организации, регулирующие практическую жизнь;
- организации, регулирующие формы духовной деятельности.
Кроме того, уже в первобытной культуре обнаружилась ещё одна проблема – формирование нового поколения людей, и постепенно началась история школы как педагогической организации.
Развитие цивилизации вело к усложнению и дифференциации организаций.
В экономической жизни формируются цех, мануфактура, промышленные и торговые компании, фирмы, корпорации, банки и др.
В политической сфере – государство, политические партии.
В правовой сфере – суд, прокуратура, арбитраж, юридические органы государственной власти.
В нравственной сфере – семья, религиозные организации.
Религия заимствовала у государственной власти форму учреждения; у права – систему пенитенциарных органов (от лат. покаянный, исправительный – т.е. относящийся к н государственной власти форму учреждения; у права – систему пенитенциарных органов (от лат. покаянный, исправительный – т.е. относящийся к наказанию); у просвещения – структуру учебных заведений; у экономики – собственные финансовые органы типа банков; у художественной культуры – организации творчества различных мастеров. Именно эта разветвлённая и взаимосвязанная организационная структура, а не только психологическое воздействие обеспечила религии долгое господство в общественной жизни.
Чем сложнее структура общественной жизни, тем большую роль играет в ней организационный фактор как носитель культурной энергии (например, культура производства зависит не только от сознания работников, но, прежде всего, оттого, как это производство организовано).
Естественно, что возрастает роль в культуре тех организаций, которые специально созданы для трансляции социального опыта, т.е. для образования и воспитания нового поколения – школы.
Наряду со школой формируются и другой тип организаций детской жизни, неформальные организации – компания, бойскауты, октябрята, пионеры, спортклубы и т.п.
Социальные организации также становятся образами искусства.
ТРИ ФОРМЫ ДУХОВНОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ –