Предметная деятельность – сознательный, целенаправленный, свободный в избираемых целях и средствах способ опредмечивания человеческих замыслов.

КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Превращение психических способностей в реальный поведенческий акт осуществляется благодаря желанию, установке, целеполаганию, воле, духовного удовлетворения от работы (принцип обратной связи). Основная оппозиция, характеризующая деятельность человека на этом уровне, – репродуцирование– творчество.

Способность общения

Способность опережающего отражения

Способность выработки ценностей

Способность познания

Способность практического созидания

Каждая способность человека имеет психологическое обеспечение. Ещё в античной философии, а позже в учении Лейбница духовные силы человека представлялись как мысль, чувство и воля. Иногда к ним добавляли память, ощущения, воображение.

 

В основании всех психических способностей человека лежат те, которые даны ему от природы – способы чувственного восприятия, т.е. различные ощущения (зрительные, слуховые и т.д.) и самоощущение (самочувствие). Человек существенно развил имеющуюся у животных способность представления.

 

Для ориентации в пространстве и времени человек обладает способностью различать прошлое, настоящее и будущее. Знания о прошлом даёт память, о будущем – предчувствие (не осознаваемая форма) и предвидение (осознаваемая форма), о настоящем – те же ощущения.

Для переработки информации инструментом является способность к абстрактному мышлению. Высшим проявлением целостного единства способов переработки информации является интеллект.

 

Для творческой деятельности, создания иллюзорного мира – способность к «продуктивному воображению» (И.Кант), к фантазии, т.е. художественно-образному мышлению. Талант по сути является именно синтезирующим психическим качеством – соединением воображения, переживания и мышления.

Потребность в иллюзорном мире обеспечивается сложным психическим образованием – художественным вкусом, который является способностью переживать и размышлять над вымыслом.

Невозможность переработать информацию на уровне логически-рациональном обеспечивается наличием под-сознания, над/сверх-сознания.

Дефицитинформации компенсируется верой и надеждой (надежда – модификация веры; надеются на то, что может когда-то сбыться, а вера не имеет никакой локализации).

 

Для удовлетворения потребности вценностях необходима способность к переживанию (эмоциональная активность в очеловеченной – окультуренной – форме).

 

Для удовлетворения потребности в других людях – эротическая способность, имеющая у человека чрезвычайно широкий спектр проявлений (любовь к партнёру, детям, родителям, вещам, природе и т.п., дружба, самоуважение, ненависть, нарциссизм, эгоизм и др.), но обладающая двумя главными векторами: 1)любовь к значимому Другому и 2)к самому себе. Особо следует отметить эстетическое отношение как «незаинтересованное наслаждение» (И.Кант) или «бескорыстную любовь» (Н.Г.Чернышевский).

 

Работая вместе, эти способности человека делают возможной его практическую деятельность.

 

Психические способности реализуются на уровне умений.

Человек представляет собой трёхуровневое единство:

  1. индивидуальный субъект – личность;
  2. совокупный субъект – женщина, русский, спортсмен и т.п.
  3. родовой субъект – Homo sapiens (на языке биологической таксономии) или «транцендентальный субъект» (на языке гносеологии).

 

(конспект)

 

Способы предметной деятельности, как и формы общения, человечество изобретает, а каждый человек вырабатывает их в собственной жизни.

Это – телеологическое (от греч. – цель, результат) и технологическое измерение культуры (представляется чрезмерно узким сведение культуры только к технологии деятельности – Э.Маркарян, З.Файнбург).

 

Одно из самых важных понятий, характеризующих сущность культуры – свобода. Традиционная трактовка свободы восходит к Гегелю и Ф.Энгельсу: «свобода есть осознанная необходимость».

Однако осознание необходимости не рождает свободы действия, так как свобода предполагает выбор действия.