ПРЕВРАЩЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ БЫТИЯ В АНТРОПОСОЦИОКУЛЬТУРНУЮ

(конспект)

Ключевым понятием, позволяющим выявить системно-синергетический характер исторической «перестройки» человеческого бытия, является понятие функциональной асимметрии.

 

Открытие функциональной асимметрии человеческого мозга – одно из самых значительных научных открытий 20 века. Оно стало возможным благодаря разработанным зарубежными и отечественными учёными (А.В.Шубников, В.В.Копцик) теории симметрии и теории систем (П.К.Анохин). Антропосоциокультурная система относится к классу систем, которые исследователи (П.К.Анохин) называют функциональными. Их имманентным структурным свойством является асимметрия.

 

Это свойство человеческого мозга исторически сформировалось в процессе антропогенеза, благодаря развитию тех предпосылок, которые уже имелись в зарождавшейся асимметрии двуполушарного мозга высших животных.

В процессе онтогенеза асимметрия формируется каждый раз заново в развитии психики индивида. Но исследования филогенеза показали, что функциональная асимметрия сформировала не только мозг человека, но и другие стороны его телесного и духовного бытия:

  1. Соотношение передних и задних конечностей. Четыре симметричные лапы звериного предка превратились в асимметричную биокультурную системуруки-ноги. В филогенезе это превращение закрепилось анатомически и повторяется в развитии каждого ребёнка как чисто культурный феномен. Слово приручить точно фиксирует роль руки в отношениях человека и природы.Потребность приручить природу определила и асимметричное строение кисти и стопы (функция определила структуру).
  2. Асимметричное развитие самих рук – функциональное различие правой и левой руки. Исследования установили перекрёстную связь рук с работой правого и левого полушарий мозга. Большинство людей праворукие, левшей – примерно 5 %. Примечательно, что обезьяны, как правило, являются амбидекстрами, т.е. пользуются в равной мере правой и левой конечностями, и дети примерно до 7 месяцев тоже «обоерукие» (М.П.Нестурх). С культурологической точки зрения особо интересным является метафорическое перенесение пространственного положения рук на ценностное определение различных форм поведения в быту, нравственной и познавательной деятельности: человек прав, правильное поведение, юридические понятия право, оправдание и – левые заработки и др.
  3. Развитие абстрактного мышления – как следствие функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Праворукость человека, обеспечивалась потребностью в практической деятельности. У животного, которого природа обеспечила механизмом не только кодирования и трансляции специфической анатомо-физиологической структуры вида, но и его поведенческих программ, не было необходимости в познании природы. Потребность «пасынка природы» в самостоятельном познании природы помогла развиться способности левого полушария к абстрактному мышлению и его вербальному выражению. Как показали исследования В.Л.Бианки, зарождающаяся у животных функциональная асимметрия мозга имеет «предпосылочное» содержание по отношению к этому свойству человеческого свойства. В работе правого полушария животного доминирует холистский (от греч. holos – целый) способ обработки информации. Целостное восприятие предполагает зрительное восприятие того, что здесь и сейчас. Такой тип восприятия предполагает иконический характер кодирования. Восприятие временных отношений вневизуально и аналитично. Оно требует абстрагирования, т.е. – символического способа кодирования (В.Л.Бианки). Для ранних периодов человеческой истории характерна специфическая форма психической деятельности – воображение и его «крайняя» форма – фантазия (фантазия – это неподконтрольная разуму деятельность воображения, которая создаёт образы небытия, неспособные реализоваться). Поскольку деятельность левого полушария ещё только формировалась, воображение слабо контролировалось мышлением и фантазия оказывалась безграничной. Так рождалась мифология, и мировосприятие людей имело мифологически-религиозный характер. Образы, создаваемые работой правого полушария, имеют конкретно-чувственную, а не абстрактную форму. Они – художественные. Мифология – художественно-образный способ освоения действительности, воспринимаемый как её адекватное описание. Миф есть бессознательно-художественное (К.Маркс). Художественно-образное (холистское, фантасмагорическое) мышление ребёнка опережает развитие абстрактного, левополушарного мышления (изоморфизм онтогенеза и филогенеза). Но в онтогенезе мышление не становится мифологическим, так как ребёнку «мешают» взрослые: их разъяснения компенсируют функциональную неразвитость левого полушария. Тем не менее, и в онтогенезе, и в филогенезе активность фантазии основана на необходимости для человека воображения как способности предвосхищать в сознании результаты своей практической деятельности. Это – проективная (предвосхищающая, предвидящая) деятельность сознания. Она культурна и по происхождению, и по функциям. «Чтобы создать хотя бы самый примитивный топор, нужно иметь предварительно представление о конечном продукте. Поэтому можно заключить, что уже Homo habilis обладал, по крайней мере до известной степени, этой способностью предвосхищения» (Дж.Экклес). Способность человека творить ещё-не-бытие асимметрична по отношению к способности человеческой психики отражать «наличное бытие» (М.С.Каган): асимметричная структура отражения реальности – опережающее отражение. Следствие неравномерности продуктивной деятельности правого и левого полушарий – неразличение формирующимся человеком состояний бодрствования и сна. Отсюда – уверенность древнейшего человека в существовании другого – посмертного – мира, вера в бессмертие, обычай захоронения человека с женой, слугами, животными, вещами.
  4. Семиотический аспект функциональной асимметрии.Правое полушарие сохранило унаследованную от животных предков способность управления конкретно-образными средствами общения (жесто-мимическими и звуко-интонационными). Левое полушарие специализируется на управлении абстрактным мышлением и словесно-речевой деятельностью. Сначала все эти средства общения функционировали совместно, нераздельно. Потом всё сильнее стала проявляться их духовно-коммуникативная асимметрия. Языки жестов и интонаций, способные выражать эмоции, стали основой танца и музыки. Поэтому в бытовой речи они играют роль «паралингвистических» средств по отношению к слову, которое выражает мысль. Прозаическая речь стала основным средством общения, но это не привело к отмиранию языков музыки и танца, которые сохранились в синкретичных религиозно-художественных обрядах и в десакрализованной художественной деятельности. Левое полушарие не только исторически развивается позже правого (в филогенезе), но «оно и в онтогенезе начинает функционировать последним» (Дж.Экклес). В силу функциональной асимметрии взаимоотношение различных языков культуры – это отношения дополнительности, комплементарности (от лат. complementum – средство пополнения).
  5. Асимметрия зрения и слуха. У животных оба анализатора вместе с обонянием связывают его с природой и в этом смысле их действия симметричны. У человека зрение сохранило информационную связь с природой и материально-пространственным бытием вещей. Слух специализировался на духовной связи человека с человеком, так как эта связь осуществляется 1)при помощи звуковой речи и 2)при помощи музыки, которая обращена не к зримой природе, а к не видимому, но переживаемому миру – человеческому духу. Эта асимметрия имеет значение и индивидуально-психическое, и историко-культурное. Есть культуры, ориентированные оптически (античная, ренессансная), и культуры, ориентированные акустически (религиозно-мистическая картина мира средневековья, в которой слуховое восприятие обладает большей ценностью, чем зрительное, так как Бога нельзя видеть и общение с ним может осуществиться только звучащей молитвой). Отсюда оппозиция свет-тьма с самого начала приобретает главенствующее значение в ценностном сознании и закрепляется в образах добрых духов, которые связываются со светом, и злых духов, связанных с тьмой. Аналогичную традицию можно проследить и в повседневных речевых структурах: тёмное дело, свет разума и др.
  6. Гендерный аспект функциональной асимметрии: асимметрия мужского и женского и дихотомия Восток – Запад. Человек унаследовал от животного биологически обусловленные различия функций полов. Специфика асимметрии у самцов больше соответствует групповой деятельности, а у самокиндивидуальному поведению, характерному для ухода за потомством. (исследования В.Геодакяна, В.Л.Бианки, Е.Б.Филиппова и др.). С точки зрения теории систем, причины полового диморфизма связаны с тем, что для каждой функционирующей и развивающейся системы необходимы два механизма: один направлен вовне и регулирует отношения системы со средой, другой направлен вовнутрь и регулирует отношения между компонентами самой системы. Функция самца – добывание пищи и защита потомства, т.е. внешняя регуляция. Функция самки – воспроизводство вида, т.е. внутренняя регуляция. Постепенный выход человека за пределы биофизиологических форм поведения и появление новых способов социального существования способствовали увеличению функциональной асимметрии деятельности мужчины и женщины. Материнство предполагает особую силу чувственности, эмоциональности – деятельность правого полушария. Облавная охота и война – особую активность рационально-познавательной деятельности левого полушария. Это различие стало явлением культуры. Два типа общины (матриархальный и патриархальный) доказывают механизм превращения биологического смысла полового разделения труда в социокультурный. В искусстве это находит подтверждение в двух пластически противоположных стилях изображения мужчины и женщины. Образы женщин создаются, как правило, в скульптуре, символически воплощают функцию продолжательницы рода, они статичны и монументальны. Образы мужчин созданы в наскальных гравюрах, передают социальную функцию охотника и воина, они динамичны и экспрессивны. Следует предположить, что конкретное соотношение правополушарной и левополушарной деятельности мозга складывается по-разному не только в индивидуальной, возрастной, гендерной, исторической сферах, но и в региональной (Восток – Запад).
  7. Аксиологический аспект асимметрии в сфере общественной психологии. Этот аспект принято обозначать формулой мы–они. Первобытная родоплеменная община воспринимает другие общности людей не так, как себя Сама для себя она является как бы субъектом (протосубъектом), а в других видит объекты (поэтому их можно превращать в рабов, убивать, есть). Симметричное самосознанию коллектива отношение к другим, как к себе (мы – вы), рождается много позже (Б.Ф.Поршнев). Отношение мы – они сохраняется в шовинизме, фашизме, расизме, национализме.

 

В процессе перехода от биологической формы жизни к культурной следует выделить наиболее важные и решающие функции культуры: