СЛОЕВОЕ СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Временная координата – историческая. Несмотря на то, что изменения в истории происходят разного характера (количественные и качественные, эволюционные и революционные, плавные и скачкообразные), относительная «простота» диахронического аспекта заключается в том, что диахроническая ось структурирует историю культуры стадиально.

Типология культур определяется структурой хронотопа – диахроническим и синхроническим его измерениями.

Культура – не только внеприродная и антиприродная сфера, но и специфический аспект «сверхъестественного» бытия, диалектически взаимосвязанный с социальным и человеческим его аспектами.

Культура может быть рассмотрена по отношению к другим подсистемам бытия (экстракультурологический аспект) и в аспекте внутренних отношений (интракультурологический аспект).

Экстракульурологический аспект предполагает рассмотрение отношений:

  1. культура – природа (натура);
  2. культура – общество;
  3. культура – человек.

Интракультурологический аспект предполагает рассмотреть:

  1. строение культуры, её сущностные и структурные характеристики, сохраняющиеся при всех модификациях культуры в пространстве и времени;
  2. основные направления модификаций и отношения, которые складываются между разными культурами.

 

Так как субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым, то культура обладает тремя масштабами модуса:

    • культура человечества;
    • культура социальной группы (макрогруппы: этнос, нация, класс, сословие; микрогруппы: семья, дружеский и профессиональный коллектив и т.п.);
    • культура личности.

Такое трёхслойное строение культуры обусловлено философской триадой общее-особенное-единичное.

 

Интракультурологический аспект предполагает типологическое рассмотрение культуры.

Сложность синхронистического аспекта связана с многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта культуры.

Система культуры формируется взаимодействием множества субкультур: этнической, национальной, демографической, образовательной, социологической, профессиональной, конфессиональной (объединение на основе веры).

Эти субкультуры могут быть представлены в виде иерархически систематизированных уровней:

  1. этнический и национальный;
  2. демографический;
  3. социологический (сословия и классы);
  4. образовательный и профессиональный;
  5. конфессиональный (объединения на основе веры).

 

Культура является динамической развивающейся системой, в ней диалектически сопрягаются дифференцирующие и интегрирующие процессы.

Таким образом, интракультурологическое синхронистическое рассмотрение культуры охватывает три круга вопросов:

1. филогенетические проблемы – изучение законов самодвижения культуры в его относительной самостоятельности по отношению к влиянию экстракультурологических факторов – развитию природы, общества и человека;

2. типогенезис культуры – изучение законов самодвижения конкретных социальных форм культуры: национальных, сословно-классовых и т.п. как относительно автономного процесса, имеющего свою внутреннюю логику;

3. онтогенетические проблемы – изучение законов формирования и развития культуры личности как биографического, психолого-педагогического и самодеятельного процесса.

(конспект)

Культура как система имеет три подсистемы:

- материальная.

- духовная,

- художественная.

 

Каждая из них имеет ряд модификаций.

 

Материальная культура:

- физическая,

- техническая,

социальные организации (политическая культура).

+материальное общение.

 

Духовная культура:

- мир знаний,

- мир ценностей,

- мир проектов.

+ духовное общение.

Художественная культура:

- пространственные искусства,

- временные искусства,

- пространственно-временные искусства.

+ художественное общение.

 

Онтологическая структура культуры может быть представлена как взаимодействие её модальностей.

Модальности (от лат. modulus – мера) культуры (или модусы существования культуры)– это формы её бытия:

  1. человеческая модальность: качества человека, которые не врождённы ему, а приобретены в ходе жизни (знания, умения, ценности, способности, потребности, отношение к себе и людям);
  2. деятельностная модальность: способы человеческой деятельности, в которых реализуются культурные качества человека;
  3. предметная модальность: опредмеченные плоды культурной деятельности человека, «вторая природа», создаваемая как искусственная среда его обитания (материальная, духовная и художественная).