СЛОЕВОЕ СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Временная координата – историческая. Несмотря на то, что изменения в истории происходят разного характера (количественные и качественные, эволюционные и революционные, плавные и скачкообразные), относительная «простота» диахронического аспекта заключается в том, что диахроническая ось структурирует историю культуры стадиально.
Типология культур определяется структурой хронотопа – диахроническим и синхроническим его измерениями.
Культура – не только внеприродная и антиприродная сфера, но и специфический аспект «сверхъестественного» бытия, диалектически взаимосвязанный с социальным и человеческим его аспектами.
Культура может быть рассмотрена по отношению к другим подсистемам бытия (экстракультурологический аспект) и в аспекте внутренних отношений (интракультурологический аспект).
Экстракульурологический аспект предполагает рассмотрение отношений:
- культура – природа (натура);
- культура – общество;
- культура – человек.
Интракультурологический аспект предполагает рассмотреть:
- строение культуры, её сущностные и структурные характеристики, сохраняющиеся при всех модификациях культуры в пространстве и времени;
- основные направления модификаций и отношения, которые складываются между разными культурами.
Так как субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым, то культура обладает тремя масштабами модуса:
- культура человечества;
- культура социальной группы (макрогруппы: этнос, нация, класс, сословие; микрогруппы: семья, дружеский и профессиональный коллектив и т.п.);
- культура личности.
Такое трёхслойное строение культуры обусловлено философской триадой общее-особенное-единичное.
Интракультурологический аспект предполагает типологическое рассмотрение культуры.
Сложность синхронистического аспекта связана с многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта культуры.
Система культуры формируется взаимодействием множества субкультур: этнической, национальной, демографической, образовательной, социологической, профессиональной, конфессиональной (объединение на основе веры).
Эти субкультуры могут быть представлены в виде иерархически систематизированных уровней:
- этнический и национальный;
- демографический;
- социологический (сословия и классы);
- образовательный и профессиональный;
- конфессиональный (объединения на основе веры).
Культура является динамической развивающейся системой, в ней диалектически сопрягаются дифференцирующие и интегрирующие процессы.
Таким образом, интракультурологическое синхронистическое рассмотрение культуры охватывает три круга вопросов:
1. филогенетические проблемы – изучение законов самодвижения культуры в его относительной самостоятельности по отношению к влиянию экстракультурологических факторов – развитию природы, общества и человека;
2. типогенезис культуры – изучение законов самодвижения конкретных социальных форм культуры: национальных, сословно-классовых и т.п. как относительно автономного процесса, имеющего свою внутреннюю логику;
3. онтогенетические проблемы – изучение законов формирования и развития культуры личности как биографического, психолого-педагогического и самодеятельного процесса.
(конспект)
Культура как система имеет три подсистемы:
- материальная.
- духовная,
- художественная.
Каждая из них имеет ряд модификаций.
Материальная культура:
- физическая,
- техническая,
социальные организации (политическая культура).
+материальное общение.
Духовная культура:
- мир знаний,
- мир ценностей,
- мир проектов.
+ духовное общение.
Художественная культура:
- пространственные искусства,
- временные искусства,
- пространственно-временные искусства.
+ художественное общение.
Онтологическая структура культуры может быть представлена как взаимодействие её модальностей.
Модальности (от лат. modulus – мера) культуры (или модусы существования культуры)– это формы её бытия:
- человеческая модальность: качества человека, которые не врождённы ему, а приобретены в ходе жизни (знания, умения, ценности, способности, потребности, отношение к себе и людям);
- деятельностная модальность: способы человеческой деятельности, в которых реализуются культурные качества человека;
- предметная модальность: опредмеченные плоды культурной деятельности человека, «вторая природа», создаваемая как искусственная среда его обитания (материальная, духовная и художественная).