Культура – реальный способ связи природного и социального в человеческом бытии.

Культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.

Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).

Человек является природным существом – особого вида животным. Но система его бытия

не одномерно-биологична (точка зрения позитивистов),

не одномерно-социальна (точка зрения вульгарных социологов),

не одномерно-духовна (точка зрения теологов и религиозных философов),

не одномерно-культурна (мнение антропологов-рационалистов от К.Линнея, автора выражения человек разумный, до Й.Хёйзинги),

не двухмерна, т.е. не биосоциальна (zoon politikon – по Аристотелю, общественное животное – по К.Марксу),

а трёхмерна – биосоциокультурна.

 

Т.е человек есть животное, творящее культуру и творимое культурой, живущее в обществе и по законам общества.

Сложность системы человеческого бытия объясняется рядом факторов:

  1. деятельность человека управляется программами, которые и в онтогенезе, и в филогенезе транслируются не биогенетическим путём, а социокультурной генетикой. Эта трансляция обеспечивается механизмом опредмечивания и распредмечивания:


  1. деятельность человека (а тем самым и сущность культуры) определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически неопределённого поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур.
  2. ширина спектра индивидуального разброса человеческих качеств, которой не было в природе, и которая конституировала неповторимость индивида как уникального системного объекта.
  3. превращение психической активности, которая присуща животным, в специфически культурную духовную деятельность человека. Это оказалось необходимым для собственно культурной (т.е. для генетически не программируемой) деятельности человека и стало возможным благодаря работе человеческого мозга.

Таким образом, движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью, – это круг культуры.

Если рассматривать эти процессы в исторической плоскости, это – спираль культуры.

 

Благодаря этому ансамблю качеств культурастановится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.

Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.

Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.

 

Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны.

 

Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что

История человечества – постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Отсюда следует, что культуре имманентно такое качество деятельности, как творчество. Закон существования культуры – диалектическое отношение традиция/инновация.

Таким образом, культурапроизводна от деятельности человека. Человеческая деятельность должна рассматриваться как целостная система. В том, что и какчеловек делает и как это на нём отражается, есть нечто общее, отличающее деятельность человека от поведения животных. Это общее, единое, целостное и есть культурное качество.

Структура этого качества – взаимосвязь трёх модальностей:

  • человеческой (культура выступает как совокупность ненаследуемых качеств человека и человечества);
  • деятельностной (культура предстаёт как способ деятельности, её технология);
  • предметной (культура является инобытием человека и охватывает все его творения; это «вторая природа» человека, «человеческий мир», «ноосфера»).

Таким образом,

культура – преображение человеком природы по законам общества.

Культура противостоит природе, но близка человеку и обществу.