СТРУКТУРА БЫТИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КУЛЬТУРЫ
Культура есть культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.
Человек является природным существом – особого вида животным. Но система его бытия
Культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.
Начинается этот человекотворческий акт с того, что наш предок встал на ноги. Потом все дети будут повторять это, но уже с помощью мамы. Этот факт обнаруживает свою внегенетическую, человечески-самостоятельную, т.е. – культурную сущность.
Изменение анатомии человеческого тела имело решающее значение на развитие мозга, а именно асимметрию полушарий.
Деятельность левого полушария привела к возможности абстрактного мышления и его словесному выражению. Т.е. произошло «овнешнение» мысли. Интеллектуальная информация опредмечивалась в речи. Это послужило условием её обобществления – т.е. передачи другим людям в ходе совместной коллективной деятельности.
Таким образом, первичная форма существования культуры – физическая культура. Это физическая форма культуры, фундамент всей вырастающей на нём сложнейшей духовной и художественной культуры.
не одномерно-биологична (позитивисты),
не одномерно-социальна (вульгарные социологи),
не одномерно-духовна (теологи и религиозные философы),
не одномерно-культурна (антропологи-рационалисты от К.Линнея, автора выражения
человек разумный, до Й.Хёйзинги),
не двухмерна – биосоциальна (zoon politikon – по Аристотелю,
общественное животное – по К.Марксу),
а трёхмерна – биосоциокультурна.
Т.е человек есть животное, творящее культуру и творимое культурой, живущее в обществе и по законам общества.
Сложность системы человеческого бытия объясняется рядом факторов:
- деятельность человека управляется программами, которые и в онтогенезе, и в филогенезе транслируются не биогенетическим путём, а социокультурной генетикой. Эта трансляция обеспечивается механизмом опредмечивания и распредмечивания:
- деятельность человека (а тем самым и сущность культуры) определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически неопределённого поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур.
- ширина спектра индивидуального разброса человеческих качеств, которой не было в природе, и которая конституировала неповторимость индивида как уникального системного объекта.
- превращение психической активности, которая присуща животным, в специфически культурную духовную деятельность человека. Это оказалось необходимым для собственно культурной (т.е. для генетически не программируемой) деятельности человека и стало возможным благодаря работе человеческого мозга.
Благодаря этому ансамблю качеств культурастановится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.
(конспект)
Человек, общество, культура являются системными объектами, но несравненно более сложными, чем природные системы.
Система – взаимосвязанное множество.
Бытие – это система (или метасистема, от гр. meta – после, за, через).
Основные формы бытия:
- природа – непосредственная, стихийная форма существования материи, охватывающая неорганические и органические её структуры; это наличное бытие материи, реальность её конкретного существования;
- общество (людей) – внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности;
- человек – воплощённое единство природы и общества.
- культура, охватывающая
1)человека как субъекта деятельности (творец культуры);
2)способы деятельности, которые не врождены человеку;
3)многообразие материальных, духовных и художественных предметов
(опредмечивание);
4)вторичные способы деятельности (распредмечивание);
5)человека как продукта культуры (творение культуры);
6)общение – способ реализации потребности человека в человеке как субъекта в
субъекте.