Периоды развития художественного образования в России

Теория и история политических учений.

Темы контрольных работ

1. Политическая мысль Древнего Востока (Индия и Китай).

2. Политическая мысль Древней Греции. Учение Платона о государстве.

3. Политическое учение Аристотеля.

4. Политическая мысль Древнего Рима. Цицерон.

5. Политическая мысль Средневековья. Особенности христианской политической доктрины.

6. Политика и мораль в учении Н. Макиавелли.

7. Социально-политические учения Нового времени и эпохи буржуазных революций: общая характеристика.

8. Политическая мысль Англии 17 в. Учение Гоббса.

9. Политическая мысль Англии 17-18 в.в. Учение Дж. Локка.

10. Политические идеи французского Просвещения. Монтескье и Руссо.

11. Политико-правовая мысль России 11-17 в.в. «Москва - третий Рим».

12. Политические учения в США периода Войны за независимость.

13. Политические идеи в немецкой классической философии.

14. Марксистская политическая доктрина.

15. Либеральная политическая идеология: возникновение и освоение идеи.

16. Политическая идеология консерватизма и неоконсерватизма.

17. Политическая идеология западноевропейской социал-демократии.

18. Основные направления развития русской политической мысли конца 17 - 19 в.в.

19. Либеральная политическая мысль России конца 19 - нач.20 в.в.

20. Консервативная идеология в России.

21. Марксизм в России. Учение Ленина о государстве.

22. Политические идеи русской эмиграции: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.

23. Политическая власть в обществе. Основные современные концепции.

24. Политическая система. Современная американская политическая наука о структуре и функциях политической системы, ее типологии.

25. Государство в политической системе. Теории возникновения государства.

26. Легитимность и легитимация власти. М. Вебер о легитимности.

27. Правовое государство и гражданское общество. Кант о правовом государстве.

28. Теории элит в политической мысли 20 в.: В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс.

 

Требования:

Контрольная работа включает в себя: титульный лист, план, введение, основное содержание, заключение, список использованной литературы. К работе должен быть приложен список из 7-10 тезисов (лаконично сформулированных основных положений, идей), которые выносятся на защиту. А также – список из 5-7 терминов/понятий, наиболее часто употребляемых в контрольной работе, и прилагаемых к ним определений (с обязательной ссылкой на используемый словарь/энциклопедию). Необходимый объем работы – 15-20 страницы.

 

Литература:

1. История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. - М., 2008.

2. История политических учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 1997.

3. Политология / Под ред. М.А. Василька. - М., 2007

 

Синхронистическая таблица

 

Выполнили: 2 курс, 4 группа

Савельева А.

Мацкевич Д.

Кулькова С.

Демьянова Ю.

 

Санкт – Петербург

2011год

Период Общая характеристика Периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
Языческая Русь ( до Крещения 988 года)   Ограниченность числа источников приводит иногда к диаметрально противоположным оценкам состояния воспитания в этот период. Большое значение самых ранних форм религии (магия, фетишизм,тотемизм). Языческие верования не представляли какой-либо строгой системы. Первоначальные верования – обожествление сил природы. ( отражалось в символике искусства: Матерь-Земля – специфические квадратичные узоры; символы воды – узоры, гуси) Начало 1 тыс. н.э. божества принимают антропоморфную форму.(главные боги: Сварог, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Перун) Боги имели свои символы в искусстве (некоторые символы сохранялись в народном творчестве до XX века) На позднем этапе развития древнеславянского язычества важен культ предков, семьи и домашнего очага. Сложение трёхуровнего представления о мире. Отражение языческих верований и традиций в прикладном искусстве и фольклоре. Узелковая письменность (доступна только жрецам и высшей знати). Пиктографическое письмо . Передача знаний устным путём.     Славяно-русская мифология не зафиксирована в каких-либо литературных произведениях (что не даёт установить иерархию и чёткое разделение ролей божеств) Создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки.   Фольклор как основной способ передачи из поколения в поколение традиций, культурных ценностей, а также как средство воспитания Как воспитывались дети можно представить только в общих чертах. Первобытнообщинные традиции: включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, различие в воспитании мальчиков и девочек, обряды инициаций. Воспитание прежде всего в семье. Особенно существенно влияние матери. Большое значение придавалось военному обучению. Последовательное развитие процесса разделения видов труда, обособление ремёсел и их усложнения, возрастание длительности подготовки к профессиональной деятельности. В VI-IXвв. Обозначилось ученичество. Мастер должен был обучать специальным навыкам и умениям, знакомить с определёнными культовыми знаниями, ремесленники считались чародеями.    

 

Период   Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
  Киевская Русь и Период монголо – татарского нашествия.     Крещение Руси в 988 г. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира, способствовало становлению городской культуры. С XI в. принцип родового наследования княжеской власти становится доминирующим, что обострило борьбу за престол и привело к распаду Киевской Руси на отдельные княжества.   Церковь, занявшая центральное место в обществе, способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, распространению просвещения. Культурные контакты с Византией. Появление каменного строительства. Восприятие от Византии монументальных жанров живописи(мозаика, фреска), станковой живописи – иконопись. Единство, параллелизм культуры Древней Руси Анонимность культуры, неразрывно связанная с каноничностью, господством величественных форм и стилей. Приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры «Русская Правде» (XI века). «Правда Ярославичей». Основы «школьного устройства», которые заложил Всеволод Ярославич, создали условия для развития просвещения в Чернигове «Слово о князьях» (1175). Памятники суздальского летописания сохранились в Лаврентьевской летописи.     В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т.е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля.   «Учение им же ведати человеку числам всех лет».(Составил Кирик Новгородец). Берестяные грамоты с письменами и рисунками мальчика Онфима. Как установили ученые, эти рисунки относятся к 1224—1238 гг. Уже в XI веке рукописная книжная графика и миниатюра достигают достаточно высокой ступени развития («Остромирово Евангелие»1056 — 1057 гг, «Изборник Святослава» 1073 г, «Трирская Псалтырь» 1078 — 1087 гг, «Добрилово Евангелие» 1164 г   Князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главным образом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях. В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище,. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени. Дети простых людей воспитывались в семье. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению. Мастера грамоты Одна из старейших и лучших певческих школ, учреждённой Андреем Боголюбским во Владимире в 12 веке. В X—XI веках греческие и византийские учителя познакомили жителей Руси с методами работы на деревянных досках, покрытых воском. Каждый вид работы (стилусом, пером, кистью) требовал своей методики обучения . Эти навыки приобретали в монастырских школах (мужских и женских). Рисовальные навыки ученики получали во время переписывания книг, копирования прописей и заставок. Специальные задания и упражнения по рисованию не давались. Более серьезно обучение рисунку проходило у русских иконописцев. С рисунка начиналась всякая работа. Везде нужен был прежде всего точный рисунок. Вначале обучение ограничивалось копировкой подлинников, а затем уже переходили к самостоятельному рисованию .. Начиная с рисунка на левкасе и кончая обработкой готовой иконы узорочьем, рисунок строго соблюдался, тщательно прорисовывались детали. Ученики долго обучались техническим приемам. Обучение рисованию и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте. иконописного канона. Использование в виде образцов древних икон, иконописных подлинников, прорисей . Киевская иконописная школа. (первая из русских иконописных школ, унаследовала сложившуюся в Византии иконографию и систему расположения сюжетов) Последующие местные школы брали за образец произведения киевских мастеров. Сложение Тверской школы иконописи в XII веке.

 

Период Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
  Московская Русь (характеристика XV века) Государство, формировавшееся с середины XV века называли Московией. Первые два века существования Московской Руси были временем «собирания земель» в единое централизованное государство. Начало этому положил Иван III, продолжил его сын Василий III. Во время правления первого официально титулованного русского царя Ивана Грозного IV объединённая Русь превратилась в сильное государство     Утверждение Москвы в качестве политического и религиозного центра Руси стимулировало развитие всех видов худ. творчества Идея соборности, воплощённая в храмовом строительстве, в иконописи. Изобретение иконостаса.     Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Чёрный Из "Азбуковника" видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношений с родителями учеников, вносившими учителю по договоренности и по возможности каждого плату за обучение своих деток - частью натурой, частью деньгами. После прохождения первоначального образования ученики приступали к изучению «семи свободных художеств»: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия ("геометрией" тогда называлось "всякое землемерие", включавшее в себя и географию и космогонию), наконец, "последней по счету, но первой действом" в перечне наук, изучавшихся тогда, называлась астрономия (или по-славянски "звездознание"). В училищах занимались изучением стихотворного искусства, силлогизмов, изучали целебры, знание которых считалось необходимым для "виршеслогательства", знакомились с "рифмом" из сочинений Симеона Полоцкого, узнавали стихотворные меры - "един и десять родов стиха". Учились сочинять двустишия и сентенции, писать приветствия в стихах и в прозе. Различия в прорисях, возникшие в разных областях России, уже в конце XV века стали вызывать среди художников ожесточенные споры. Возникла необходимость создания общего для всех объединенных русских земель свода изображений, узаконенного и утвержденного государственными и церковными службами. Первая попытка создания такого свода относится к началу XVI века. Составить его было поручено семи иконописцам: Ивану Дерме Ярцеву, Ивану Шишкину, Якову Тевлеву, Петру Тучкову, Ивану Машкину, Михаилу Елину, Даниле Можайскому и «митрополичью» иконописцу Григорию. До нас не дошли сведения, чем закончилась эта работа. Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. (Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный) Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия Псковская школа сложилась в период феодальной раздробленности и достигла расцвета в 14-15 вв.

 

Период Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
XVI век   На рубеже XV-XVI вв. завершился процесс объединения русских земель, конец феодальной раздробленности, исчезли последние остатки зависимости от татаро-монгольских ханов, сложилось русское централизованное государство. Идея самодержавия. Церковная реформа Никона. Раскол. Сложение двух враждующих партий в русском обществе – грекофильская и западническая. Однако наблюдается подъем образованности в Московской Руси по сравнению с удельной эпохой.   Осталось влияние культуры и идеологии монголо-татарских завоевателей. Культура целиком подчинена была задачам служения русскому государству. На это направлены общественная мысль, литература, архитектура и живопись. Культура и искусство Москвы постепенно становятся общерусскими. Расцвет московской архитектуры, которая заимствовала традиции владимиро-суздальской и псковско-новгородской архитектуры. Приглашались иностранные архитекторы. Вживописи происходит усиление символического начала. Для изучения особенностей иконописного рисунка, а также для копирования использовались специальные тетради и альбомы рисунков-подлинников.(Альбом Антониева-Сийского монастыря, составленный в XVII веке художником-монахом Никодимом, который содержит линейные рисунки с икон Прокопия, Чирина и других иконописцев) Дионисий Марк Фрязин Алевиз Новый Напечатанная в 1574 году славянская «Азбука» первопечатника Ивана Федорова.Специальные учебники: по чтению — «Азбуковник»; по грамоте - «Начало грамоты греческой и русской» (автор Максим Грек), «Беседа о учении грамоте...»; по арифметике — «Книга рекома по-гречески арифметике, по-немецки - Алгоризма, по-русски - цифирная мудрость». 1574 год во Львове издается первая русская азбука. «Часослов» «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя»целиком посвящен вопросам воспитания детей   Идеи И. Федорова, его система обучения использовались затем в русских учебных книгах — букварях и азбуках. Главенствующую роль в церк. пении и в обучении этому искусству стал играть Новгород, на долгие годы сохранивший за собой ведущее положение. Братья С. и В. Роговы –основоположники московской школы церковного пения. Как педагог особой славой пользовался Савва Рогов. Его ученик - Фёдор Крестьянин (позже известный педагог) и Иван Нос были взяты Иваном Грозным в качестве придворных мастеров пения в Москву. Традиции новгородской школы развивал ученик Рогова - Стефан Голыш, деятельность которого проходила в Приуралье во владениях купцов Строгановых. Наряду с деятельностью монастырей и княжеских властей по созданию в Москве и других княжествах книгохранилищ, переписке книг и открытию школ, заметно оживляется частная педагогическая практика светских «мастеров грамоты». Деятельность некоторых учителей из простого народа отличалась по своему содержанию от просвещения, насаждаемого церковью, большим свободомыслием, гуманизмом и рационализмом, характерными для еретических движений. Мастерские митрополита Макария. Конец XVI века. Годуновская школа. Строгановские иконы. Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Конец XVI – начало XVII веков ознаменовано развитием "строгановской школы" (которая, несмотря на название, также состояла в основном из придворных царски хмастеров) отличающейся изысканностью цвета и внимательной проработкой деталей, тенденцией к некоторой декоративности и "красивости" живописи. Московское иконное письмо в общем воспроизводило манеру и традиции старого русского искусства, развивавшегося под византийским влиянием. Но в XVI веке можно заметить в нем уже реалистические черты, навеянные западным, итальянским влиянием. Этот «фряжский» стиль, отличающийся стремлением к природе, знакомство с анатомией человеческого тела.  

 

 

Период Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
XVII век.   Начало века – кризис государственной власти, быстрая смена царей, военная польская интервенция, смута. Избрание на престол Михаила Романова, основатель последней русской царской династии. Окончательное оформление абсолютизма. Окончательное закрепощении крестьян. Проведение во время правления Алексея Михайловича реформы Никона, что привело к расколу. Сложение в обществе двух враждующих партий – грекофильской и западнической.   Усиление связей с Западной Европой. Начало секуляризации культуры. Значительное распространение грамотности привело к вовлечению в круг читателей новых слоёв населения (новые требования к литературе). Новый жанр – демократическая сатира. Рождение стихосложения. (основоположник – Симеон Полоцкий) Начало распространения научных и технических знаний, пришедших из Европы. Появление театра. Активное развитие гражданского, светского градостроительства. Новый стиль в храмовой архитектуре, которому присуща затейливость и ассиметричнось конструкций. Появление парсуны. Появление новой музыки, средством распространения которой стали псалмы и канты. Появление светских кантов. Начало переломного момента в культуре.     Систематический свод правил пения дан в трактате Н. П. Дилецкого "Мусикийская грамматика" "Азбуковника" и вмещающей в себя несколько разных учебников того времени, сочиненных каким-то "первопроходцем", отчасти списанных с других, таких же, изданий, которые озаглавлены были тем же именем, хотя и различались содержанием и имели различный счет листов". Иосиф Владимиров - трактат об искусстве Симон Ушаков Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. Появление первого высшего учебного заведения в России – Славяно-греко-латинской академии под руководством братьев Лихудов. Основу русского образования в составляла начальная школа, но ее дополняло приватное обучение в монастырях, у частных учителей (в том числе иностранных), а также в сфере материального производства. Важным элементом образования было самостоятельное изучение богословской, естественнонаучной и художественной литературы. В XVI–XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии,создавались и издавались учебники. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Демократический (внесословный) характер образования. Живописные школы: первая половина столентия – спор между годуновской и строгановской школами иконописи. Со второй половины XVII века в древнерусском искусстве формируются новые требования к рисунку — помимо четкости и слаженности, рисунок должен был быть правдоподобным. Эти зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры, встречаются в высказываниях Иосифа Владимирова и Симона Ушакова. Однако до XVIII века в основу обучения и собственно рисования был положен копировальный метод, перерисовывание образцов. После Смутного времени для царя продолжали работать иконописцы «строгановской школы» — Прокопий Чирин, младшее поколение Савиных. Ок. 1620 г. при дворе был создан Иконный приказ с Иконной палатой, просуществовавший до 1638 г. Его главной целью было возобновление «церковного благолепия» в храмах, пострадавших во время Смуты. В 1642 г., , учредили особый приказ, ведавший росписью кремлевского Успенского собора, которому надлежало точно восстановить роспись нач. XVI в. по снятым с нее прорисям. под руководством Ивана Паисеина, Сидора Поспеева и других царских «изографов» трудилось ок. 150 мастеров из разных городов России. «Школу Успенского собора» прошли такие известные художники XVII в., как костромичи Иоаким (Любим) Агеев и Василий Ильин, ярославец Севастьян Дмитриев, Яков Казанец и Степан Рязанец.    

 

 

Период Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
  XVIII век   . первая четверть века, связанная с реформами Петра; . эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета; . последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.   Реформы Петра I, которые вызвали экономический рост, расширение территорий. Создание нового аппарата государственного управления.Церковь стала частью бюрократической системы. Появление армии и флота нового типа. Бурный рост промышленности послужил толчком к развитию системы светского образования и науки в России. Сложение абсолютистского гос-ва со светской культурой, открытое, активно контактирующее с другими странами, отказавшееся от политики изоляционизма и национальной замкнутости.     Петербург стал центром художественного образования в России. Основное содержание нововведений в культуре: секуляризация (её продолжение) и европеизация. Распространение идей Просвещения. Расчленение единой до этого русской культуры на светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть культуры уходила на периферию, а светская укоренялась в центре культурной и общественной жизни. Сакрализация важнейших светских институтов (придание религиозного оттенка тем сторонам культуры, которые не являлись собственно религиозными) Введение атрибутов европейского образа жизни. Утверждение нового взгляда на человеческую личность, внедрение представлений о гражданской чести и достоинстве. Формирование новых видов и жанров искусства, демократизация худ. Культуры, появление авторского начала. Начало века – подготовительный этап развития литературы. Развитие поэзии, появление прозаических произведений – «гисторий». Архитектура. Принцип регулярности в градостроительстве.     Иван Никитин Андрей Матвеев Б.К. Растрелли Д. Трезини А. Кантемир В. Тредиаковский «Тилемахида» М.В.Ломоносов И.Вишняков Братья Гроот Н.Новиков Журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк», «Пустомеля» И.Крылов И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. И. И. Шувалов Публикации практических учебных пособий (сначала переводных). "Клавирная школа, или Краткое и основательное показание к согласию и мелодии" Г. С. Лелейна (1773-74)   Важнейшее значение начинает приобретать музыкальное обучение в светских, а не только в духовных образовательных институтах. Музыкальное. обучение знати осуществлялось приезжими придворными капельмейстерами, концертмейстерами оркестров и клавиристами. В нач. 18 в. в Москве, а затем в Петербурге выписанные из-за границы и служившие при дворе музыканты оркестров обучали игре на духовых (медных и деревянных) и ударных инструментах молодых людей из состава придворных. певчих. Придворная капелле (переведена в Петербург в 1713). В 1738, на Украине в г.Глухове была открыта школа пения и инструментальной. Музыки. Петербургская театральная школа (осн. в 1738, но окончательно сформировалась к 1783. классы Академии художеств. открытые в 1760-х гг. и просуществовавшие несколько десятилетий (среди воспитанников - комп. Б. И. Фомин).. . Первой светской школой, в программу которой с 1730-х гг. входили систематические занятия музыкой, был Кадетский корпус (затем Сухопутный шляхетский), музыкальные классы, учреждённые в гимназии при Академии наук, - в Московском университе (дворянской и разночинной гимназиях и Благородном пансионе при ун-те), в Смольном институте благородных девиц и "мещанском отделении" при нём, в Московском и Петербургском воспитательных домах, в Казанской гимназии и в ряде гимназий других губерний. Музыкальные школы для крепостных начали функционировать с 1770-х гг.   ПетрI приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство. Рисовальная школа при петербургской типографии и "живописная команда" при "Канцелярии от строений", ведавшей постройкой и убранством царских дворцов в Петербурге и его окрестностях. В 1724 г. возник проект (не осуществленный при жизни Петра) создания «академии наук и курьёзных художеств». План Петра отчасти осуществился: в открытой при Екатерине I (в 1725 году) Академии наук было введено преподавание искусств — живописи и скульптуры. При Елизавете Петровне преподавание искусств в Академии наук было значительно поднято И. И. Шувалов - предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию», которая и была основана В 1757 году. Через семь лет – статус императорской. Начал складываться музей Академии. Академия считала важнейшим жанром искусства историческую живопись. Начиная с 30-х годов XVIII в. в Академии наук складывается система профессиональной подготовки мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства. С самого начала при академии были созданы разнообразные "художественные палаты" - инструментальная, гравировальная, ландкартная, рисовальная, словолитная, камнерезная. Все ученики, независимо от специализации, поступали в рисовальную палату, обучение в которой длилось от 7 до 12 лет. Помимо рисования ученики младших классов обязательно посещали занятия по арифметике, геометрии и иностранным языкам в академической гимназии. Обучение в академии было бесплатным.  

 

 

Период Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
  Образование в России XIX века В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии, Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией. Тесное общение и взаимодействие России с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. А.А. Писарев «Предметы для художников, избранные из всех русских сочинений в стихах и позе». П.Н.Петров «Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии Художеств». Д.И.Иванов, В.К.Шебуев, А.Г.Венецианов, П.В.Басин, Ф.А.Бруни, А.Т.Марков, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, И.Н.Крамской, Н.Н.Ге, И.Е.Репин. Развитие школ в Петербурге и Москве шло гораздо быстрее, чем в других городах. Новые принципы в системе образования: 1. Бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу России. Интерес русского общества к своему прошлому. Высшее образование в 1913/1914 гг было представлено 63 учебных заведений высшей школы, в которых обучалось 71379 студентов. Из них художественных– 1 (260 учащихся)   2. В Академии художеств историческая живопись приобрела невиданный прежде общественный резонанс. Наряду с произведениями романтиков и «классиков» возникают реалистические картины. Кризис академической живописи. Большое внимание уделялось изучению природы и анатомии. Развитие русского градостроительства в первой половине XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик

 

 

Период Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
Россия в XIX – XX вв.   Самобытность России влияет на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. Успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. В истории русской культуры конец XIX — начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» — это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры. В этом объединении участвовали почти все известные художники. Популяризация русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов». С. Дягилев, А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Труды В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина Сформулированы основные положения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современного искусства и культуры в целом — это исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства — воспитание эстетических вкусов русского общества, прежде всего через знакомство с произведениями мирового искусства. Рядом с «мирискусниками» виднейшим направлением рубежа века был символизм — многогранное явление, не вмещающееся в рамки «чистой» доктрины. Академия теряет прежнюю популярность, возникают многочисленные кружки, школы, мастерские, общества, кружки, училища, как в столице, так и в других городах. Популярным становится выезжать заграницу для получения художественного образования. Новые направления в искусстве способствуют образованию сообществ и центров.

 

Период Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
XX век. Советский период. Советское образование и педагогика, порожденные тоталитарным общественным строем и коммунистической идеологией, имеют некоторые особенности в различные временные периоды. 20-е годы -«школа труда» Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники., Школа была сориентирована на традиционную методику и дидактику, восходящую к официальной дореволюционной школе. Происходила дальнейшая интенсивная идеологизация содержания образования. (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский). Культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества. Сконцентрированные в революции и гражданской войне пафос и трагедия, надежды и их крушение нашли выход в творчестве писателей, художников, поэтов, актеров, скульпторов. Творческие группировки, организации, различные течения появлялись,как грибы после дождя. Заметным явлением стал Пролеткульт. Его членысчитали, что сначала нужно предпринять широкомасштабные пропагандистскиекампании, чтобы вдохнуть пролетарскую сознательность в население.   А.Макаренко, В.Сорока-Росинский, С.Шацкий, Л.Выготский, Д. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик, А. Лай, Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, И. Глазунов,Шилов, К. Васильев, П. Корин, А. Богданов , П.Флоренский, М.Нестеров, А.Пластов, И.Бродский. Первые послереволюционные годы соединили в себе ориентацию на «трудовую школу» с идеями «свободного воспитания», приправленными революционной романтической фразой. Единая трудовая политехническая школа, стремление к гуманизации образования, творческая переработка западного опыта. «Школа учебы», в основном ее авторитарный вариант: не опора на личный опыт, не открытие знаний, а потребление готовых образцов. В школах жесткая регламентация, идеологические схемы. Несмотря на то, что целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле готовились послушные исполнители, «винтики» системы, «кадры социализма». Все эти тенденции сохранялись на протяжении всего существования советской школы, хотя в 50-60 гг. , после разоблачения культа личности Сталина, появились интересные и продуктивные педагогические теории (развивающего обучения, проблемного обучения, коллективных творческих дел). Бесплатность всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования. Уровень образования в художественных училищах и академиях очень высокий.  

 

 

Период Общая характеристика периода Характеристика культурной ситуации   Имена Труды Общая характеристика художественно - эстетического образования Обучение ИЗО, ДПИ, архитектуре.
  XX - XXI века   Перспективная эпоха жизнеутверждения человечества, «век скоростей», «век интеграции», «век информации». Образование в данном случае следует толковать объемно — как многомерный порождающий ресурс стратегического порядка гражданской, нравственной, познавательной направленности. Основной капитал, ведущая ценность— внутренний личностный рост, человеческие качества, самовозвышение индивидуальности на базе творчества. Трансформация материального производства в духовное, частичного существа — в универсальное, мира отчужденного бытия — в мир культуры. Фикс-пунктом становятся безотходные, безлюдные, трудосберегающие технологии, передающие, перерабатывающие не сырье, а знания. Форматным агентом производительного сектора оказываются «слуги общества»,— художники, музыканты, артисты, ученые. А.Сахаров, С. Капица, Ю.Башмет, А.Кудрявцев, С.Михалков, Н.Михалков, О.Табаков, В. Фокин, Д.Лихачев, З.Церетели. Система худ. образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное худ. образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства. Основное в образовательном процессе — добиться соответствия человеческого материала качеству решаемых обществом проблем. Широкое развитие профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Существуют школы, лицеи, училища, институты, университеты, академии художественной направленности в различных городах. Есть возможность обучения бесплатного, а так же за границей и в частных учебных заведениях.