Обязательства бюджетного учреждения
В соответствии с БК РФ под бюджетнымиобязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В свою очередь, расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.
Публичные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.
Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Действующим законодательством предусматриваются следующие этапы реализации обязательств:
- принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение обязанности оплаты денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- непосредственно оплата денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Принятие бюджетных обязательств получателями бюджетных средств происходит согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по соответствующим кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. На это указано в статье 161 БК РФ.
Подтверждение обязанности оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета оформляется платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-разыскных мероприятий, – в соответствии с платежными документами (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств. Такой порядок устанавливает соответствующий финансовый орган.
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н.
В рамках санкционирования получатели средств федерального бюджета (администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета) представляют в органы казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802); сотрудниками органов казначейства осуществляется проверка представленных получателями средств документов.
Приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н вступил в силу с 1 января 2009 г. При этом его положения в части проведения органами казначейства проверки на соответствие информации по денежному обязательству получателя средств федерального бюджета по государственному контракту на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) или договору аренды реквизитам и показателям учтенного органами казначейства бюджетного обязательства, вытекающего из соответствующего контракта, а также информации об указанном государственном контракте на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), отраженной в установленном порядке в реестре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказа, вступают в силу с 1 января 2010 г.
Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатели средств бюджета обязаны вместе с заявкой представить указанные в ней соответствующий государственный контракт на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.
Какие-либо документы не представляются в случае санкционирования оплаты денежных обязательств, связанных с:
- обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров (выполнению работ, оказанию услуг, аренде));
- социальными выплатами населению;
- предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
- предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг);
- предоставлением межбюджетных трансфертов;
- предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
- обслуживанием государственного (муниципального) долга;
- исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
- выполнением оперативно-разыскных мероприятий.
При положительном результате проверки в представленной на бумажном носителе заявке уполномоченным сотрудником органа казначейства проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета (администратора источника финансирования дефицита федерального бюджета) с указанием даты, подписи, расшифровки подписи, содержащей фамилию, инициалы указанного работника.
Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (пункт 5 статьи 219 БК РФ). Как исключение из данного правила, оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права.
В части неденежных операций исполнение обязательств подтверждается на основании проверки документов, подтверждающих проведение таких операций по исполнению обязательств получателей бюджетных средств.
Наряду с бюджетным учетом обязательства учреждения также подлежат учету в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н.
В соответствии с утвержденным Порядком бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета учитываются в территориальных органах Федерального казначейства.
Бюджетные обязательства учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств или на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых в установленном порядке в органах Федерального казначейства.
Отдельно учитываются бюджетные обязательства, принятые на текущий финансовый год, на первый и второй годы планового периода, третий, четвертый и пятый годы после текущего финансового года.
Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702). Данные сведения представляются получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам.
Обязательства, возникающие на основании государственных контрактов иных договоров, учитываются в органах казначейства в соответствии с приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н с 1 января 2010 г.
В свою очередь, бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в т. ч. по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.
Документы для оплаты денежных обязательств представляются в соответствии с утвержденным Минфином России Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Имеется в виду Порядок санкционирования, определенный приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н.
Постановка на учет бюджетного обязательства подтверждается его учетом на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств и отражением его в Выписке (ф. 0531759) из данного лицевого счета. Каждому принятому на учет бюджетному обязательству присваивается уникальный номер, состоящий из 16 разрядов.
В дальнейшем при внесении изменений в бюджетное обязательство по государственным контрактам и иным договорам получатель средств федерального бюджета обязан представить в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания Заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство (ф. 0531705).
Такая заявка может представляться вместе с документами для оплаты денежных обязательств по соответствующим контрактам (договорам).
В случае необходимости внесения изменений в бюджетное обязательство, возникающее в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в т. ч. по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется, они оформляются Заявкой на кассовый расход (ф. 0531801).
Для полного аннулирования бюджетного обязательства и (или) для аннулирования неисполненной части бюджетного обязательства учреждение представляет в орган казначейства Заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство (ф. 0531705).
Неисполненная часть бюджетного обязательства по государственным контрактам и иным договорам на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации и учету в очередном финансовом году. При этом, если коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым бюджетное обязательство было поставлено на учет в текущем финансовом году, в очередном финансовом году являются недействующими, перерегистрация бюджетного обязательства осуществляется по новым кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Для перерегистрации бюджетного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на перерегистрацию бюджетного обязательства (ф. 0531706). Заявка может представляться вместе с документами для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам и иным договорам.
В особом порядке подлежат учету в органах казначейства бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета по исполнительным документам.
По запросу получателя средств федерального бюджета органы казначейства выдают ему Справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств (ф. 0531707).
В отдельном порядке действующим законодательством предусматривается принятие, санкционирование и оплата денежных обязательств за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
До вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств (в т. ч. добровольных пожертвований) и средств от иной приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения вправе на основании закона (решения) о бюджете использовать внебюджетные средства на обеспечение своей деятельности. При этом операции с указанными средствами осуществляются в установленном соответствующим финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах. Иное может быть предусмотрено только самим Законом.
Например, средства в валюте Российской Федерации, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержден приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н.
В соответствии с положениями приказа Минфина России от 01.09.2008 № 88н федеральные бюджетные учреждения должны представлять в территориальные органы Федерального казначейства генеральное разрешение (разрешение) на осуществление приносящей доход деятельности, смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности, а также сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов (ф. 0531737).
На основании проведенной проверки показатели сведений о сметных назначениях отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств.
Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности федеральные бюджетные учреждения представляют в органы казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).
Орган Федерального казначейства проверяет представленные получателем заявки на:
- правильность их оформления;
- соответствие подписей в заявках имеющимся образцам подписей в Карточке образцов подписей (ф. 0531753), хранящейся в органе Федерального казначейства по месту обслуживания получателя;
- соответствие указанных в заявках кодов классификации расходов федерального бюджета, содержащих код главы по бюджетной классификации и код КОСГУ, текстовому назначению платежа;
- соответствие кодов классификации расходов федерального бюджета, указанных получателем, кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году;
- соответствие кодов классификации расходов федерального бюджета, указанных в заявках, кодам бюджетной классификации, указанным в сведениях о смете, учтенных в органе Федерального казначейства;
- непревышение сумм, указанных в заявках, над суммой остатка средств от приносящей доход деятельности за минусом средств, зачисленных на лицевой счет получателя без права расходования.
В случае соответствия заявок установленным требованиям лицом, уполномоченным руководителем органа Федерального казначейства, проставляется отметка о регистрации (с указанием даты, подписи и расшифровки подписи, содержащей инициалы и фамилию), подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя, после чего заявка принимается к исполнению.
Оплата денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности, прошедших процедуру санкционирования, осуществляется в пределах остатка средств от приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств.
В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету обязательства бюджетных учреждений учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 030000000 "Обязательства".
В составе обязательств бюджетных учреждений учитываются:
- обязательства, связанные с привлечением заемных средств (долговые обязательства);
- обязательства перед работниками учреждения;
- обязательства учреждений перед бюджетом по налогам и сборам;
- обязательства перед поставщиками и подрядчиками;
- все виды обязательств, которые могут возникнуть в деятельности органов, организующих исполнение бюджета.
При организации и ведении бюджетного учета обязательств применяется метод начислений. Это означает необходимость признания обязательств в учете по мере их возникновения (а не в момент их погашения).