Определение исторического источника

История источниковедения

Классификация исторических источников.

Раздел 1. Объект и предмет источниковедения.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение исторических источников на основе применения количественных методов и новых информационных технологий.

Источниковедческий синтез

 

На исходе ХХ столетия все более определяется стремление к формированию единой науки о человеке. Эта тенденция сталкивается с огромным количеством подходов к предмету изучения, наличием множества понятий, по-разному определяющих аналогичные процессы и явления. Замена «устаревшей» марксистско-ленинской методологии и написание «объективной» истории зачастую осуществляется на основе прежнего исследовательского методического аппарата и лишь компрометирует такие попытки.

Необходим поиск новой эпистемологической системы, основой которой может служить источниковедческая составляющая. Она базируется на рассмотрении исторического источника как продукта культуры, в качестве общего объекта гуманитарных и социальных наук. Данная парадигма гуманитарного знания восходит к наследию выдающегося мыслителя начала ХХ века А.С. Лаппо-Данилевского, который стремился путем интерпретации исторического источника понять его автора – человека прошлого. Как целостная концепция она разработана и представлена в учебнике Российского государственного гуманитарного университета «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие для гуманитарных специальностей» (далее - «Источниковедение ...» РГГУ, 1998), авторами которого являются И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская и М.Ф. Румянцева.

Не менее существенное значение имеет и направление, разрабатываемое коллективом исторического факультета МГУ: изучение скрытой информации источников на основе применения количественных методов (широко представленное в работах И.Д. Ковальченко, Л.И. Бородкина и др.).

Еще в середине 1960-х гг. Д.С. Лихачев подчеркивал, что разделение наук на добывающие материал и его обрабатывающие отходит в прошлое. Он и М.Н. Тихомиров в связи с тем предложили ввести понятие «специальные дисциплины» вместо «вспомогательные». Следующим шагом явились работы С.О. Шмидта, в которых источниковедение рассматривалось не только в качестве информационного обеспечения исторических исследований («вспомогательная» функция включена в структуру, но лишь в качестве «составной» части), но и как методики и теории добывания исторической информации. А это уже с неизбежностью вело к необходимости объяснения природы данной информации. Логическим результатом стало закрепление такого подхода в учебнике РГГУ 1998 г. и определение метода источниковедения как основы междисциплинарного синтеза гуманитарного знания.

Данное пособие, ориентированное, прежде всего, на студентов гуманитарных факультетов учебных заведений, имеет целью обобщение всех имеющихся разработок в сфере теории и методики источниковедения и на основе доступного изложения способствовать выработке целостной концепции восприятия и изучения исторических источников. Издание содержит обширные «Приложения», указаны программа курса, литература по тем или другим вопросам и имеются тесты для самопроверки.

Авторы будут признательны за все замечания и пожелания, которые позволили бы улучшить пособие.

 

 

Есть известная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». По отношению к научному знанию это определяет стремление составить собственную точку зрения на тот или другой предмет изучения. «Ad fоntes» («К источникам») -- говорили древние. Действительно, исследователь может обратиться к научным разработкам своих предшественников, но при этом он лишь составит впечатление о степени разработанности проблемы. Необходимость обращения к источнику всегда рассматривалась как важный этап подготовительной работы.

По образному представлению российского историка Б.Г. Литвака процесс исследования по своим основным этапам схож со строительством дома: прежде необходимо оценить, что за материал имеется в наличии, всего ли хватает и чего недостает, какого качества материал и т.д.

Сейчас однако очевидно, что, если говорить о научном подходе, то весь процесс изучения от его подготовки до завершения так или иначе связан с источником познания (или же в традиции «историческим источником»). Это собственно есть то, что отделяет профессионала-исследователя от любителя (читателя).

Определений исторического источника существует много. Однако в большинстве из них отмечаются следующие критерии:

1. это определенная фиксированная информация (объект). Человек накапливает повседневный опыт и передает его последующим поколениям через закодированную в материальных объектах информацию;

2. источник содержит информацию о реальной жизни человеческого общества в прошлом.

3. мы получаем необходимую информацию только тогда, когда начинаем изучать исторический источник.

Таким образом, исторический источник – это объект, который содержит информацию о реальной жизни человеческого общества и включен в процесс исторического исследования.

До настоящего времени идет дискуссия о том, какие объекты следует относить к историческим источникам: только те, которые являются следствием человеческой деятельности или же и те, которые определяют эту деятельность. В первом случае под историческим источником понимаются «продукты деятельности человека», «произведения», созданные в процессе целенаправленной человеческой деятельности. Даже в таком понимании категория «исторические источники» включает огромное разнообразие объектов: от летописей до каналов, плотин и космических кораблей.

Другую точку зрения отстаивают прежде всего те исследователи, которые определяют необходимость изучения человека и как биологического существа. Они подчеркивают, что не только человек оказывает воздействие на окружающую его природу, но и природа воздействует на него. При этом степень такого обратного воздействия была особенно сильна в эпоху первобытности. Поэтому, например, авторы уже пятого издания «Истории первобытного общества» В.П. Алексеев и А.П. Першиц утверждают: «Теоретически совершенно очевидно, что человеческая история разыгрывалась на каждом из своих отрезков в определенных условиях географической среды и что биологическая динамика человеческого вида является таким же важным источником для реконструкции многих событий человеческой истории, как и другие собственно исторические источники. Поэтому дискуссия о том, есть ли естественноисторическая информация исторический источник или нет, в сущности говоря, бесплодна». (М., 1999. С. 15).