Тема: Адыгский этикет и этикет балкарцев.

Внутренние войска МВД России на современном этапе.

Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. В феврале 1992 года был утвержден штат Главного управления командующего внутренними войсками (ГУКВВ) МВД России. После распада Советского Союза миротворческие операции внутренних войск ограничиваются Северо-Кавказским регионом - Северной Осетией, Ингушетией, Чечней, Дагестаном. В районах чрезвычайного положения личный состав внутренних войск нес службу по охране общественного порядка, обеспечивал общественную безопасность.

В сентябре-октябре 1993 года в Москве начались массовые беспорядки, переросшие 3-4 октября в вооруженные столкновения.

В этой сложной обстановке внутренние войска обеспечивали общественный порядок и безопасность населения, проявляя при этом высокую организованность, строгое соблюдение законности, твердость духа и решительность в действиях. К сожалению, не обошлось без потерь.

Соединения и части внутренних войск МВД России продолжали выполнять задачи по охране важных государственных объектов, исправительно-трудовых учреждений, нести службу по охране общественного порядка.

Ярко и всесторонне облик внутренних войск, их боевые возможности, выучку и твердость духа военнослужащих, их верность присяге и воинскому долгу выявили боевые действия в Чеченской республике.

Война в Чечне - это доблесть и боль внутренних войск. Доблесть, так как личный состав с честью выполняет свои задачи, демонстрирует смелость, отвагу и мужество в боях с бандитскими формированиями. Боль, потому что войска при выполнении задач по защите конституционного строя России теряли военнослужащих...

За умелое и решительное выполнение боевых задач в Северо-Кавказском регионе, проявленные при этом мужество, героизм и отвагу более 18 тысяч военнослужащих внутренних войск награждены государственными наградами, 76 человек удостоены звания Героя Российской Федерации.

Переход бандитов от прямых боестолкновений к диверсионно-террористическим методам борьбы вызвал изменения в тактике действий внутренних войск. На первый план вышли войсковая и инженерная разведка, спецоперации, засады, секреты, разминирование, оперативная работа. Подразделения внутренних войск выполняют локальные (адресные) задачи.

В настоящее время внутренние войска представляют собой хорошо слаженный, мобильный личный состав, оснащенный современным вооружением и техникой, накопивший богатый боевой опыт, готовый успешно выполнить задачи по обеспечению безопасности и государственной целостности России.

 

 

1. Основные положения и особенности Адыгского этикета и этикета балкарцев.

2. Обычай гостеприимства.

3. Уважительное отношение к старшим.

4. Почтительное отношение к женщине.

5. Застольный этикет.

6. Ритуалы приветствия и прощания.

 

Литература:

 

1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

2. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1999.

3. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

4. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990.

5. Маф1эдз Сэрэбий. Адыгэ Хабзэ. Нальчик, 1994.

6. Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

7. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.

8. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.

9. Гутов А.М. Этюды о Кавказском этикете. Нальчик, 1998.

10. Адыгская (черкесская) энциклопедия. Москва, 2006.

 

1. Основные положения и особенности этикетных норм в традициях кабардинцев и балкарцев.

Начнем с того, что такое этикет. Этикет – это французское слово – etiquette, этикетка. В дословном переводе на русский язык это слово означает – «ярлык». В русском словоупотреблении это реклама на товар.

Сегодня под этикетом понимается совокупность правил поведения человека в обществе, семье и в различных жизненных ситуациях.

Этикет – это составная часть внешней культуры общества. Это культура поведения.

Этикет имеет сложную систему детально разработанных правил учтивости, правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах: придворный этикет, дипломатический этикет, этикет высшего общества, внутрисемейный этикет и т.д.

Под этикетом в традиционном смысле мы понимаем: учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах. Всё это аккумулировано в правовых нормах «Адыгского этикета» («Адыгэ Хабзэ») и «Тау адет».

«Адыгэ Хабзэ» в культуре адыгов занимает особое место. В самом широком смысле слова «хабзэ» - это свод неписанных правовых норм, правил поведения, нравственных положений, определяющих необходимые позитивные качества личности в адыгском обществе.

Складывалась «Адыгэ Хабзэ» в течений многих веков и в силу этого, естественно сохранило следы различных исторических формаций: первобытности, раннеклассового общества, военно-феодального быта и т.д. В связи с этим она охватила очень широкий круг проблем, начиная от простейших житейских вопросов, кончая обязательными принципами правовой регуляции. И трудно даже сказать, что самое главное в «Адыгэ Хабзэ»: то ли многообразие правил и законов, регулирующих поступки человека в обществе, то ли психологически точно выверенный вариант решения для данной ситуации, то ли естественность манеры поведения, или же мастерское соблюдение простым людьми тонкостей правил поведения.

Составной частью Адыгэ Хабзэ являлись адыгагъэ или адыгэ нэмыс, которые в совокупности обуславливали такие важные нравственные категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыдливость, умение вести себя в коллективе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т.д.

Адыгэ Хабзэ своей строгостью и изысканностью стало нарицательным и общепризнанным среди народов Северного Кавказа. Европейские ученые и путешественники XVIII – XIX веков сравнивали адыгский этикет с рыцарским этикетом первых королей в Германии и Франции.

Ученые отмечают, что Адыгский этикет типологически сходен с этикетом японцев, китайцев и арабов… Это сходство заключается в том, что его правовые нормы особенно строго и изысканно соблюдались в среде княжеско-дворянского сословия. Существовал особый дворянский этикет – «Уэркъ Хабзэ». Этикет господствующего класса «Уэркъ Хабзэ», как и этикет у японцев предписывал внешне спокойное перенесение любых видов страданий, презрение к смерти, чрезвычайную скромность, вежливость и почтительно-величавое отношение к женщине. В адыгском, значит и дворянском этикете особое место занимало воспитание толерантности: уважительное отношение к другой культуре, к другому языку, к другой религии и другим народам.

Дворянский этикет предполагал такое понятие как – «уэркъ - напэ» - рыцарская честь. Оно включало в себя основные нравственные качества, которыми должен был обладать дворянин. Это храбрость, красноречие, гостеприимство, щедрость, верность данному слову, умение хранить тайну, человечность и т.д.

Более всего презиралисьтрусость и жадность. Рыцарю, уличенному в трусости, осмеянному в народной песне, подчас до конца жизни не удавалось смыть с себя позор. «В этом случае, - пишет Т. Лапинский – он погиб; ни одна девушка не захочет быть его женой; ни один друг не подаст ему руки, он становится посмешищем в стране». «Уличенных в трусости, - писал Ш. Ногмов, - выводили перед собранием в войлочном безобразном колпаке для посрамления…»

Адыгэ Хабзэ и Уэркъ Хабзэ строго регламентировали не только взаимоотношения людей в общественном быту, но и в семье. Вот что об этом пишет И.Ф. Бларамберг: «Твердо установленный порядок в доме выполняет у черкесов роль отсутствующих законов… Слепое подчинение родителям и глубокое уважение к старшим по возрасту соблюдается у этих народов самым скрупулезным образом. Сын не имеет права сесть в присутствии своего отца, то же самое не может себе позволить младший брат в присутствии старшего; они не могут разговаривать в присутствии постороннего. Садиться можно лишь тогда, когда лицо, ради которого все встали, даст на это разрешение словом «т1ыс» (садись). Здесь никогда не пренебрегают этим правилам и даже в семье остаются ревностными хранителями этого неудобного обычая».

Иностранные авторы XVII – XIX вв. восхищались и давали высокую оценку манерам поведения адыгов. Англичанин Дж. Белл по этому поводу писал: «По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе своей как на самый вежливый от природы народ, который когда-либо знал или о котором я когда-либо читал». Корреспондент лондонской газеты «Таймс» Дж. Лонгворт отмечал: «Ни в какой стране мира манера поведения людей не является столь же спокойной и достойной, как в Черкесии». В.И. Абаев заметил, что «Адыгский этикет соответствовал правилам светского приличия, он был изысканно вежливым и учтивым».

Выше упомянутый И.Ф. Бларамберг по поводу вежливости и учтивости адыгов писал: «Черкесы…обычно в своих речах соблюдают большую вежливость… Хотя они люди сильных страстей, в обращении друг с другом они стараются их спрятать. На своих общественных собраниях, где часто происходят довольно сильные споры, они сохраняют благопристойность. Среди выражений, к которым они прибегают, есть одно, которое стоит привести: «Дай бог, чтоб ты не знал, и не желал прислушиваться ни к чьим советам…»

Адыгский этикет оказывал значительное влияние на этикетскую культуру народов Северного Кавказа. Отмечая это, грузинский философ Н. Рехвиашвили писал: «Выработанный и строго соблюдаемый адыгскими племенами этикет…был принят в качестве единой нормы поведения почти всеми кавказцами».

Ингушский ученый С.И. Дахкильгов пишет: «Известно, что близлежащие с адыгами вайнахи и другие народы восприняли некоторые обычаи и нормы этикета адыгов. Про благородного человека вайнахи говорили: «Он благороден, как черкес», гордого мужчину называли – «гордый кабардинец». Старшее поколение балкарцев и сейчас с уважением говорит «черкес намус».

О том, что кабардинцы были законодателями моды на Кавказе, как французы в Европе, подтверждает выше упомянутый осетинский ученый В.И. Абаев: «В XVI – XVIII вв., - пишет он, - Кабарда пережила расцвет феодализма, достигла значительного могущества и получила преобладающее влияние на Северном Кавказе. Эпитет «кабардинский» был в это время синонимом аристократической изысканности и комильфотности».

О том же писалось и в трудах «Комиссии по разбору личных и поземельных прав туземцев Терской области». Документ этот был составлен в связи с подготовкой крестьянской реформы в 60-х годах XIX века. Здесь мы читаем: «…адыгейцы единством своего языка и общностью обычаев составляли мощный народ, сила и преимущества которого над прочими племенами Северного Кавказа ясно выражались подражанием сих последних – одежде, нравам и обычаям». Далее через несколько строк сказано: «И действительно, благородный тип кабардинцев, изящество манер, искусство одеваться и умение держать себя в обществе до того поразительны, что самый поверхностный наблюдатель по одному наружному виду тотчас отличит кабардинца от всякого другого горца. Подобное явление есть несомненный признак лучшей расы людей – той расы, которая равным внушает симпатию, а низшим невольное к себе уважение».

Именно поэтому представители феодальной верхушки соседних народов Кавказа посылали своих детей на продолжительное время для воспитания в духе адыгского этикета и обучения военному искусству.

Нам представляется, что говоря об «Адыгэ Хабзэ» и «Тау адет» нельзя обходить и такие понятия как «нэмыс» и «адыгагъэ». «Нэмыс» - от арабского слова «намус» - честь, достоинство, репутация, совесть. Понятия нравственного порядка.

Намыс в представлении кабардинцев и балкарцев – это обобщенное выражение всех наиболее важных положительных черт личности, ценимых в народе: скромность, вежливость, честность, уважение к старшим, к женщине, к гостями т.д.

Для кабардинцев и балкарцев ничто больше не поднимает авторитет человека кроме как заслужить в свой адрес «нэмыс зыхэлъ ц1ыху». Если говорят о ком-либо «нэмыс хэлъщ» - в нем есть нэмыс, то это можно понимать как «он придерживается…этикета». И наоборот «нэмысыншэ» - в нем нет намыс – означает, что поступки, в адрес которого говорят так, идут вразрез с правилами этикета.

Намыс, – как пишет Б. Бгажноков, - это своего рода моральная цензура поведения, охватывающая такие ценности, как «стыд», «совесть», «честь», стало быть, нарушать этикет стыдно, бессовестно, бесчестно.

По мнению Б. Бгажнокова в таком представлении «нэмыс» бытует в сознании многих тюркоязычных народов Кавказа: карачаевцев, балкарцев, ногайцев, азербайджанцев, кумыков. В то же время этого слова не знают грузины, осетины, чеченцы, аварцы, адыгейцы и др. народы Кавказа.

Кроме кабардинского и балкарскогонэмыс есть общая для всех адыгов и бесспорно более древняя категория, служащая концентрированным выражением моральных правил поведения. Она носит название адыгагъэ, что буквально означает адыгство.

Адыгагъэ – долг рыцарской чести, основанный на принципах Адыгэ Хабзэ. Под понятием адыгагъэ большинство адыгов понимает соблюдение этикета. Это понятие, как правило употребляется в зависимости от обстоятельства. Это может быть указанием на гостеприимность, на уважение к старшим, к женщине, на готовность помочь страждущему, на мужество, стойкость, человечность, терпимость, верность своему слову.

Адыгагъэ – высшая ценность для основной массы населения, идеал, в направлении которого следует совершенствовать себя.