Доклад Ли Сы

Реформы Шан Яна

Извлечение из «Исторических записок» Сыма Цяня. Реформы Шан Яна знаменовали собой переворот в аграрных отношениях древнего Китая. Они ввели частное владение землей, ее свободную куплю-продажу, что повлекло за собой неограниченный рост поместий; они установили новое деление населения по территориальному признаку с новым земельным налогом, с обязательным дроблением семей, что ускоряло распад общины; они узаконили отдачу в рабство за провинности целыми семьями, что открыло для Китая новый источник пополнения рабочей силы за счет осуждения свободных земледельцев.

...На двенадцатом году правления Циньского князя Сяо (350 г. до н. э.)... соединили все мелкие деревни в большие уезды. Во главе каждого уезда был поставлен начальник. Всего сорок один уезд. В полях отменили старые межи......Был определен указ для проведения реформ: «Приказываю народу селиться по пять и по десять семей, которые будут связаны друг с другом круговой порукой. В случае суда все они будут привлекаться как соучастники. Того, кто не донесет о нарушении закона, рубить пополам. Того, кто донесет о преступлении, наградить наравне с воином, принесшим голову врага. Скрывающего преступника казнить наравне с перешедшим к врагу. Если в семье имеется двое и более мужчин и они не разделили между собой хозяйство, то с каждого брать двойной налог. Каждый имеющий военные заслуги получает соответствующий им титул. Драки за личные интересы наказывать согласно тяжести совершенного преступления... Те, кто, занимаясь земледелием и ткачеством, получают больше проса и шелка, освобождаются от повинностей; те, кто не получают выгоды и беднеют от лени, отдаются в рабы вместе с женами и детьми. Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати. Установить ясное различие между знатными и низкими в титулах и рангах и соответственно с ним различие семей: по количеству поля, домов, слуг, служанок и по одежде. Имеющим заслуги оказывать почести, не имеющим заслуг, даже при богатстве, нельзя разрешать роскошь». Приказ уже был готов, но его не объявили из боязни, что народ ему не поверит. Тогда у южных ворот столицы поставили бревно в три сажени и стали призывать народ, обещая дать десять золотых тому, кто сможет его перенести к южным воротам. Народ дивился, но никто не брался перенести. За перенос бревна пообещали пятьдесят золотых. Один человек нашелся, и как только он перенес, ему сразу выдали пятьдесят золотых, чтобы было ясно, что его не обманывают. Тогда объявили указ, и он был проведен в народе...

Перевод Л.Д. Поздеевой.

Вопросы по тексту источника:

  1. Что предусматривали реформы Шан Яна?
  2. Какие занятия населения поощрялись правителем? Как вы считаете, почему?

Ли Сы - один из крупнейших государственных деятелей при Цинь Ши Хуанди, представитель философского направления легистов (сторонников управления путем законодательства в противовес древней традиции), политический противник конфуцианцев. Результатом этого его доклада явилось сожжение конфуцианских книг в 213 г. до н.э. и истребление конфуцианских ученых, противодействовавших новым веяниям.

...На 34-м году правления Цинь Ши Хуанди (213 г. до н. э.) Ли Сы подал императору следующий доклад: «В древние времена Поднебесная была разъединена, в стране царила смута, и она не могла объединиться. Поэтому вся знать действовала одновременно. Рассуждали о древности, чтобы опорочить современность, украшали пустыми словами, чтобы повредить живущим людям. Они умело пользуются своими частными учениями, чтобы отрицать созданное императором. Ныне ваше величество объединили империю, разграничили белое от черного и установили один трон. Частные же школы, передавая друг другу, обучают незаконному учению... Услышав об указе, каждый [с точки зрения] своей школы обсуждает его. Входят они с ложью в душе, а выходя, судачат в переулках. Они считают славой отсутствие императора, они считают почетным иметь разные мнения. Они ведут массы к созданию клеветы. Если это не запретить, то наверху падет мощь императора, а внизу их единомышленники добьются успеха. Удобнее их запретить. Я прошу вас изъять все литературные сочинения, «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов. Через тридцать дней после получения приказа послать на каторжные работы с клеймением лица всех, кто не изъял этих книг. Не подлежат изъятию книги по медицине, лекарствам, гаданию, земледелию и садоводству. Если найдутся желающие учиться, то дать им в учителя писца». Ши Хуанди одобрил предложенный Ли Сы указ. Он изъял «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов, чтобы одурачить народ. И тогда в империи больше не порочили современность с помощью древности. Ши Хуанди основал школу Тунвэньшу для понимания законодательства и определения указов...

Перевод Л.Д. Поздеевой.

Вопросы по тексту источника:

  1. Чем обосновывал изъятие «Книги песен», «Книги истории» и изречений философов Ли Сы?
  2. Что предпринял Ши Хуанди для борьбы с инакомыслием?

Из трактата «Спор об управлении соли и железа»

Время династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

...В настоящее время, при существовании управления соли и железа, монополии на вино и рыночного выравнивания цен в областях и княжествах возникло соревнование с народом из-за прибылей, которое ослабляет природную простоту и поощряет склонность к эгоизму и жадности. В результате лишь немногие среди нашего народа обращаются к основному занятию (т. е. земледелию), тогда как массы устремляются к побочному. Между тем при насаждении искусственности природные качества приходят в упадок, а при развитии побочных занятий основное терпит урон. Когда процветают побочные занятия, народ становится легкомысленным. Когда процветает земледелие, народ является простым и цельным. Когда народ является простым и цельным, то богатства достаточно для потребления. Когда народ склонен к расточительству, неизбежно рождаются [страдания] от голода и холода. Мы просим о том, чтобы управление соли и железа, монополия вина и система рыночного выравнивания цен были упразднены и этим было бы оказано поощрение основному занятию и можно было бы добиться отвлечения от второстепенных занятий, а земледельческий труд получил бы выгоду...Известны слова Гуаньцзы: страна может обладать изобилием плодородной земли, и все же народу может не хватать пропитания, — причина лежит в том, что нет достаточного снабжения инструментом и орудиями. Она может обладать богатыми природными ресурсами в своих горах и морях, и все же народ может испытывать недостаток в богатстве, — причина лежит в недостаточности числа ремесленников и торговцев. Красные лаковые изделия и пестрые перья из Лу и Шу, выделанные кожи, кости и слоновая кость из Цзин и Ян, кедровое и сандаловое дерево и бамбуковые жерди из Цзяньнаня, рыба, соль, ковры и меха из Янь и Ци, крашеная пряжа, тонкое полотно и пеньковая одежда из Янь и Юй — все это блага, необходимые для поддержания нашей жизни и обеспечения на случай смерти. Но мы зависим от купцов в их обращении и от ремесленников в придании им законченной формы. Вот почему мудрецы обзаводились кораблями и мостами, чтобы организовать транспорт через реки и долины, и навьючивали рогатый скот и коней для путешествий через горы. Таким образом, проникая в отдаленнейшие страны и разъезжая по дальним краям, они приобрели возможность обменивать все блага для удобства народа. Поэтому-то покойный государь учредил должности чиновников по контролю над железом, чтобы обеспечить нужды земледельцев, и создал рыночное выравнивание цен, чтобы сделать достаточным народное богатство. Таким образом управление соли и железа и рыночное выравнивание цен получает поддержку масс народа, и на них смотрят как на источник снабжения, поэтому отменять их было бы нецелесообразно......Золото из рек Жу и Хань и предметы роскоши, доставляемые в виде дани, служат для того, чтобы завлекать внешние княжества и высасывать драгоценности из Цян и Ху. Ведь за кусок обыкновенного китайского шелка можно выменять у гуннов предметы стоимостью в несколько золотых и тем самым уменьшить ресурсы врага. Мулы, ослы, верблюды проходят границу, направляясь к нам непрерывной чередой. Лошади всех пород и видов поступают в наше распоряжение. Меха соболей, сурков, лисиц, барсуков, цветные и разукрашенные ковры наполняют наше казначейство, а яшма, драгоценные камни, кораллы и кристаллы становятся фондом драгоценностей нашего княжества. Это значит, что блага из внешних княжеств притекают к нам, а прибыли уходят от нас за пределы. Если к нам поступают извне редкие блага, то это значит, что в нашей стране потребление изысканно. Если прибыли не утекают от нас в другие княжества, это значит, что народное потребление достаточно изобильно...Рабы и преступники работают в мастерских, а у народа из-за этого отбирают земельные угодья, на которых добывают соль и железо. Когда льют железо и выпаривают соль, соль и хлеб стоят в одной цене. Орудия помогают доходам и должны находиться во всеобщем пользовании. В настоящее же время, когда правительственные власти взялись за производство железных орудий, много крайне плохих. Издержки для приобретения их немалые. Рабы и преступники находятся в угнетенном состоянии и применяют свою силу далеко не полностью... Цены на соль и на железо высокие, для народа непосильные. Бедный люд пашет бревнами и пропалывает руками... А тут еще чиновники по железному делу продают орудия по несходной цене или облагают народ тяжелыми налогами. Рабы и преступники вырабатывают орудия не того размера, который нужен всем...»

Перевод Ю.Л. Кроля.

Вопросы по тексту источника: