Меньшиков в Березове В. И. Суриков

Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. В этой исторической картине художник проявил себя, как великолепный мастер крупно-массштабного композиционного решения. В картине Утро стрелецкой казни Суриков показал народные массы русских людей их переживания в момент раннего утра, устроенную Петром Первым в 1698 году. События картины происходят в Москве на Красной площади. Главная идея в написании картины показать зрителю не само действия казни, а предшествующие казни минуты, переживания как самих стрельцов так и их родственников находящихся в глубоком напряжении зная, что смерть их близких неминуема. В композиционном плане картины сам Петр как бы находится на 2-м плане, его взгляд ужасен и переполнен гневом мести исходом которого ожидаемая им стрелецкая казнь взбунтовавшихся и непокорных слуг его. Народ олицетворяется как главное действие картины, где отражены воистину мужественные характеры, которыми наделены стрельцы не боящиеся гневного царя. В картине Утро стрелецкой казни все цельно взаимосвязано, красиво написана колоритная одежда стрельцов, бояр и простого народа, дополняют картину телеги с колесными ободьями из железа, сбруи, архитектурный фон - собор Василия Блаженного, лобное место, стены Московского кремля, где совершаются исторические события в русской истории.

Утро стрелецкой казни В. И. Суриков

Библиографический список

1. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи [Текст] / М.М. Бахтин. –

М.: Художественная литература, 1986.

2. Виноградов, В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития [Текст] / В.В. Виноградов. – М., 1967.

3. Жура, В.В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском дискурсе [Текст]: автореф дис. … д-ра филол. наук / В.В. Жура. – Волгоград, 2008.

4. Карасик, В.И. О типах дискурса [Текст] / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. – Волгоград, 2000.

5. Карасик, В.И. Язык социального статуса [Текст] / В.И. Карасик. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992.

6. Ширяева, Т.А. Когнитивная модель делового дискурса [Текст]: монография / Т.А. Ширяева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006.

7. Bhatia, V.K. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings [Text] /

V.K. Bhatia. – L., 1993.

8. Blakemore, D. Understanding Utterances. An Introduction to Pragmatics [Text] / D. Blakemore. – Cambridge, 1993.

9. Boyle, D. In search of a political narrative [Электронный ресурс] / D. Boyle. – Режим доступа: http://david-boyle.co.uk/politics/narrative.html.

10. Dijk, T.A. van. Studies in the Pragmatics of Discourse [Text] / T.A. van Dijk. – The Hague, 1981.

11. Schiffrin, D. In Other Words: Variation in reference and narrative [Text] /

D. Schiffrin. – Cambridge, 2006.

12. Wellerman, J. The Principle of Indirect Means in language use and language structure [Text] / J. Wellerman // Journal of Pragmatics Volume 38, Issue 4.

 

Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние стрельцов царской тирании. Наиболее символичен образ рыжебородого солдата. Его руки связаны, ноги закованы в колодки, но пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом Петра.

Иностранцы, изображенные справа, пока спокойно наблюдают за происходящим, но потом будут в ужасе описывать, как русский самодержец собственноручно выступал в роли палача. Петр лично отрубил головы топором пятерым мятежникам и одному священнослужителю, благословившему бунт, и казнил более восьмидесяти стрельцов мечом. Царь также заставлял участвовать в жестокой расправе своих бояр, которые не умели обращаться с топором и причиняли своими действиями невыносимые муки приговоренным. Обо всем этом Суриков читал в дневнике секретаря австрийского посольства Корба, очевидца событий.
Но в самой картине отсутствуют кровавые сцены: художник хотел передать величие последних минут, а не саму казнь. Лишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт Покровского собора, возвышающегося над тоетой осужденных стрельцов и их семьями, напоминает зрителю о том, как много крови пролилось в то трагическое утро.

Очень важна архитектурная конструкция полотна Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя; вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев; ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. Художник умышленно придвинул все сооружения к Лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной народной толпы. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный купол храма Покрова Богородицы словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Остальные десять куполов соответствуют десяти изображенным смертным свечам.

Последние явно не случайно расположены в соответствии со строгой геометрией. Четыре ярких огонька лежат ровно на одной наклонной линии, начинающейся от левого нижнего угла (в руке человека, сидящего к нам спиной), проходящей через пламя свеч рыжебородого и чернобородого стрельцов к стоящему вверху и кланяющемуся народу смертнику. Но если через расположенную на полотне выше других свечу в руках стоящего стрельца провести прямую, направленную вниз — к той, что догорает в грязи, то эта линия тоже соединит три пламени, проходя через задуваемый солдатом огонек. Таким образом отчетливо проявляется строгий крест, словно придавивший толпу обреченных бунтовщиков. Три другие, менее заметные свечи, находящиеся на дальних планах композиции (слева под дугой, перед стоящим вверху стрельцом и сразу позади него), тоже расположены на одной линии, фактически делящей полотно пополам. Ее по строгому перпендикуляру пересекает прямая, проведенная между верхней свечой и погасшей.
Всего же на картане три правильных креста. Третий образуется пересечением «линии воли и противостояния» (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца.

Всему творчеству Сурикова свойственна удивительная забота о тех, кто придет смотреть на его картины: «Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было...», — говорил он о своих «Стрельцах». Несмотря на ужас передаваемого исторического события, художник постарался изобразить трагедию человеческих судеб максимально сдержанно. Никакой внешней вычурной эффектности и театральности, никаких занесенных топоров, воздетых к небу рук, окровавленных одежд, висельников и отрубленных голов. Только глубокий драматизм всенародного горя. От этой картины не хочется с содроганием отвернуться, наоборот рассматривая ее, все больше погружаешься в детали, сопереживаешь ее героям, остро понимая жестокость того времени.

Полотно «Утро стрелецкой казни» экспонировалось на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. Еще до ее открытия Илья Репин писал Павлу Третьякову: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос выказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке... Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена... Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!» Третьяков сразу же приобрел это гениальное историческое произведение для своей коллекции, заплатив мастеру восемь тысяч рублей.

Но 1 марта 1881 было отмечено еще одним событием, составившим мистический противовес теме расправы над бунтарями. В день начала выставки, на которой центральное место занимала картина, изображающая казнь стрельцов царем Петром I, народовольцы совершили террористический акт, расправившись с императором АлександромII.