Д. П. Урсу
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТНОЙ ИСТОРИИ
В зарубежной исторической науке последние годы отмечены особым интересом к новой отрасли знания, условно названной устной историей (огаl history). В качестве одного из главных методологических вопросов XV Международного конгресса историков в Бухаресте была включена тема “Устная история, ее проблемы и методы”. В обсуждении приняли участие представители многих стран мира, и дискуссия показала, что ныне “Геродот с магнитофоном” стал заметной фигурой в мировом сообществе ученых-историков.
В 70-е годы во многих странах произошла институционализация устной истории в качестве самостоятельной ветви исторической науки: в Англии, США. Франции. Канаде. Италии возникли общества устной истории, выходят специализированные журналы, проводятся конференции, собираются устные архивы. Публикуется много литературы как об устной истории вообще. так и по конкретной тематике с использованием устных источников. Вводится преподавание этого предмета и некоторых университетах. Всеобщее увлечение устной историей вышло за рамки собственно науки и получило большой общественный резонанс. даже с некоторой долей сенсационности. Так. влиятельная французская газета “Монд.” не так давно громогласно объявила о “революции” методах познания прошлого. связав ее с широким применением в исторических работах устных свидетельств и показаний очевидцев. Благодаря записи на магнитофон. писала газета, получили слово прежде безмолвные статисты социальной драмы; история теперь становится “человечнее, теплее, правдивее”…
Прежде чем перейти к изложению существа темы. следует остановиться на объяснении самого термина “устная история”, который, как известно, в нашей научной литературе не употребляется. Это словосочетание — калька с английского языка, его впервые применил профессор Колумбийского университета А. Невинс в 1948 г.. понимая под ним сбор и использование воспоминаний участников исторических событий, изложенных в словесной форме. Позже этот термин стал применяться расширительно, охватив как различного рода исторические традиции, передававшиеся из уст в уста на протяжении веков, или наговоренные на магнитофон воспоминания, так и специальную исследовательскую литературу, написанную на базе этих первоисточников. Таким образом, в зарубежной историографии проблемы царит терминологическая путаница: иногда понятия “устная история”, “устные источники”, “устные исторические традиции” “устные свидетельства” применяются как синонимы, иногда — как отличные друг от друга. В нашей литературе термин “устная история” обычно не применяется: в классификации источников ему приблизительно соответствуют устные источники и фонодокуменгы. Но эти слова не раскрывают всю многозначность термина “устная история”.
Термин “устная история” нельзя признать вполне удачным. поскольку грань между устной речью и записанным словом достаточно) условна, особенно в отношении к далекому прошлому. Куда например отнести устные показания участников тех или иных событий дошедшие до современности только в записи ?
Так, получившие широкую признательность исследования французского историка Э. Леруа-Ладюри “Монтайю” отнесено к произведениям устной истории на том основании, что оно выполнено на источниковой базе показаний крестьян, которые давались. естественно, в устной форме, но дошли до историка в виде рукописи, хранящейся в библиотеке Ватикана. Если следовать подобной логике, то к устной истории можно отнести очень много работ, где используются рассказы, показания, воспоминания. данные устно, но зафиксированные в письменной фирме.
Тем не менее следует признать, что пока трудно найти более удачное слово, чтобы обозначить тот массив разнообразных источников, где информация облечена в словесно-речевую форм,. мало или вовсе не фиксируется письменностью. Применять термин “устная история”, видимо, не следует к исследовательским работам; он допустим лишь как родовое понятие по отношению к другим словам этого семантического ряда, обозначающим различные виды устных источников…
Классификация устной истории, как мы ее понимаем, может быть представлена в следующем виде:
— исторические традиции старописьменных народов Европы и Азии, бывшие когда-то устными, но затем угасший и сохранившиеся только в записи. К ним относятся русские былины, саги северных народов, эпические сказания народов Западной Европы, хадисы арабов. Необычайную живучесть этот вид устной истории проявляет на Балканах, но и здесь она претерпевает деградацию и обречена на быстрое разложение;
— живые исторические традиции бесписьменных и младописьменных народов Тропической Африки, Океании, некоторых районов Азии, коренных обитателей Америки. Эта история амбивалентна: с одной стороны, это концептуальное знание о прошлом на донаучной стадии, социальная память коллектива, поэтому она должна изучаться историографически; с другой стороны. это передаваемый изустно от поколения к поколению исторический источник, который должен изучаться источниковедчески Этот источник позволяет реконструировать прошлое на довольно значительную временную глубину;
—устная история как история настоящего или недавнего прошлого. Она представлена свидетельствами очевидцев и участников, исторических событии, фиксируется различными способами звукозаписи;
— устная истории как спонтанная народная история, отражающая массовое историческое сознание на уровне общественного мнения. Историческим источником этот сложившийся гибрид (смесь) знания и незнания, представлений и иллюзии быть не может, хотя он не может не интересовать историков.
… Устная история (историоговорение) и писаная история (историография) — две последовательные стадии развития исторических знаний. До изобретения письменности (а у некоторых) народов и много времени спустя) именно в устной форме хранились к передавались от поколения к поколению социальный опыт, сведения о прошлом, первые художественные произведения. Устная история в форме эпоса, сказаний, легенд, генеалогий явилась самой ранней формой исторического сознания древних народов. Сначала возникли мифы о богах, сотворивших Землю, позже — эпические сказания о героях. Эти устные традиции были смесью подлинной истории и вымысла, пишет в книге “Возникновение истории” ректор Кембриджского университета Г. Батерфилд. Вся древняя историография ведет свое начало от разнообразных устных исторических традиций, утверждает известный итальянский историк-античник Л. Момильяно.
Устными были и первые художественные произведения . в частности гомеровские “Илиада” и “Одиссея”.
Для раннего этапа исторического мышления древних народов характерным было наивно-реалистическое смешение события и рассказа о нем, исследования и источника. Об этом свидетельствует само происхождение слово “история”. Это, как установила Л. А. Тахо-Годи, означало два близких понятия: “исследование” и “свидетельство”. В эпоху Геродота это могло означать, что историк черпает сведения о происшедших событиях из рассказов их участников.
История как осознанная память о прошлом существовала задолго до Гомера и Геродота, поэтому справедливее будет сказать, что Геродот не отец истории, а ее сын. Муза же Клио, древнегреческое олицетворение искусства истории, может быть его сестрой, поскольку произошли они от одних и тех же родителей — Памяти и Слова. Именно память и слово были материальной опорой дописьменной культуры и цивилизации. Нельзя не признать справедливым мнение, что еще до появления письменности в хозяйственной и культурной жизни человечества были сделаны важнейшие открытия. “У каждого народа есть свой период дописьменной культуры, очень интересной и заслуживающей самого серьезного к себе отношения”,— с полным основанием писал Б. Д. Греков. И одним из достижений этого периода была устная историческая традиция: “Главная задача устного творчества на исторические темы — это сохранение в памяти народа героев, их имен и подвигов; большое внимание уделялось также генеалогии героев, незаметно переходившей в хронику событий, связанных с определенным и историческим лицом”.
… Остановимся подробнее на анализе живой исторический традиции как источнике при изучении прошлого народов Тропической Африки. Устность словесно-речевой способ коммуникации — преобладающая черта африканских цивилизаций. Африка — поистине царство Слона: общественная мысль, богатая и разнообразная литература, история, искусство — все это существует лишь благодаря живому слову, связующему людей во времени и в пространстве. Отсюда мистическое отношение к слову; отдельные африканские мыслители воспринимают его как Слово божественного откровения. Вот как говорил основатель негритюда Л. С. Сенгор, открывая в Дакаре международную конференцию по устным источникам: “Слово является даром бога людям... Оно дало жизнь вещам и существам. Именно посредством Слова бог обучил людей науке и технике... Речь сказителя-гриота — это божественное послание, которое приходит к нам из глубины веков”. Основной докладчик, известный историк из Камеруна Э. Мвенг, в таком же мистико-апологетическом тоне говорил о значении устных традиций для реконструкции африканского прошлого: “Только через устные традиции мы можем восстановить историю глубинной Африки. В эту память вписаны события и поступки, она обеспечила выживание наших обществ. Этот живой корпус знаний стал основным элементом нашей индивидуальности и нашего единства... На различных стадиях сноси жизни африканцы пребывают в чудесном звучащим мире, где всевластны слова”.
Большинство ученых, однако, относятся к устным историческим традициям более прозаически. Они справедливо отмечают как их научную ценность, так и особые трудности их источниковедческого анализа: мифологизм, отсутствие хронологии, селективность, неполноту и ненадежность. Для донаучной исторической мысли бесписьменных народов характерно наивно-реалистическое отождествление прошлого и настоящего, идея цикличности процесса (“вечное возвращение”), отсутствие саморефлексии, смешение источника знания и самого знания о прошлом. Основным двигателем исторического процесса считается вмешательство надприродных сил, другими словами, провидения. Переплетение правды и вымысла, мифа и логоса вызвало скептическое отношение ученых к африканской устной традиции.
Только в 60-е годы нашего столетия произошла реабилитация африканской исторической традиции в качестве полноценного источника. Это связано, с одной стороны, с оформлением национальной исторической науки, а с другой — с деятельностью ряда ученых-африканнстов. Среди них больше всего сделал для сбора и анализа устных традиций, разработки методики их применения бельгийский ученый Ян Вансина, ныне профессор Висконсинского университета в США. Благодаря его многолетней полевой работе в странах Экваториальной Африки (Руанде, Бурунди, Заире, Конго) прошлое многих народов, не оставивших ни письменных, ни археологических памятников, стало известным современной науке. Уже первая его теоретическая монография “Об устной традиции” (1961) содержала много верных наблюдений и выводов, обогативших источниковедение африканской истории.
Вансина разработал наиболее удачную классификацию устных источников: это показания очевидцев, традиция, слухи. Свидетельства очевидцев, даже если они излагаются изустно, не являются традициями, поскольку они не передаются от поколения к поколению. Устные традиции — это источник, который передается наподобие цепной реакции из уст в уши от предков к потомкам. Что же касается слухов па исторические сюжеты, то Вансина на этом вопросе не останавливается. И напрасно, как мы увидим ниже.
Будучи сторонником идейно-методологического плюрализма. Вансина указывает на три фактора, обусловливающие полноту и достоверность устных традиций. Это влияние социальной среды культуры и индивидуальности хранителя. Уже первый участник или очевидец события вольно или невольно в какой-то мере искажает образ действительности. Он схватывает лишь часть реальных событий; показания преломляются через его индивидуальность, личные интересы и культурные ценности. Затем передатчики но цепи, включая и последнего хранителя традиции, дающего показания современному историку, искажают рассказ стоящего в начале цепи под влиянием тех же факторов. Очевидно, что задача историка состоит в том, чтобы понять, каким образом, в каком направлении влияют общество, культура и личность на объективность устной исторической традиции. В этой же книге Вансина изложил подробную методику сбора, анализа и использования устных источников.
По своей методике Вансина подготовил полтора десятка монографий, более сотни статей. Лучшая его работа посвящена истории народности куба в центральной части современного Заира, итог 25-летнего труда. Хотя во многих странах историки различных направлений выпускают работы, подготовленные на источниковой базе традиций, только Вансина сделал их главными для всех своих работ. Поэтому его труды насыщены большим эмпирическим материалом; вместе с тем Вансина стремится теоретически осмыслить общие проблемы устной истории, конечно, с идеалистических идейно-философских позиций. В зарубежной буржуазной пауке он стал большим авторитетом. В столице Новой Зеландии вышел сборник статей, посвященный его вкладу в научную разработку истории бесписьменных народов. Это неудивительно, если вспомнить, что ранняя история коренных обитателей страны маори прослеживается только на основе сказаний и легенд.
Увлечение одним видом источников в ущерб другим не прошло бесследно для творчества Вансины, что выразилось в абсолютизации устных традиций. Вот, например, с помощью какого парадокса он объясняет такой недостаток, как субъективность передаваемого изустно свидетельства очевидца: “...чем субъективнее источник, тем лучше он отражает реалии прошлого” . Обращаясь позже к этой же проблеме, он приводит такое, по крайней мере странное, рассуждение: “...субъективность очевидца, который повествует о событии, и субъективность историка, который его объясняет, взятые вместе, позволяют более объективное заключение, чем только субъективный взгляд исследователя, интерпретирующего немые предметы”. Иначе говоря, возведенная в квадрат субъективность обеспечивает объективность, точно как в известном школьном правиле минус на минус дает плюс. Однако история не элементарная математика, и чем больше искажается образ исторического бытия в мыслях отдельных индивидов, тем меньше истины в научном труде.
Против излишней доверчивости к устным традициям и выступил американский африканист Д. Хенидж в книге “Хронология устной традиции”. Он обработал огромный фактический материал — смену 600 династий и 10 236 случаев передачи власти, отраженных в устной традиции многих народов мира:
Древнего Востока, средневековой Германии, Шотландии, Индии, Африки, Океании. Он доказал ненадежность, а частично и полную невозможность дать точную датировку этих событии, установить достоверную генеалогию правивших династий. Важность определения временных координат исторических событий и явлений трудно переоценить, и это удачно выражено в эпиграфе к книге: “Не будет преувеличением сказать, что в истории точная датировка столь же важна, как точное измерение в физике”. Это, разумеется, справедливо, однако гиперкритическое отношение к устной истории тоже неоправданно. Книга Хениджа вызвала оживленную дискуссию, продолжающуюся до сих пор.
С иных позиции методологические постулаты устных историков атаковал У. Кларенс-Смит, пытавшийся противопоставить им концепции французской школы “Анналов”. При этом он пытался опираться не только на воззрения Ф. Броделя но и на теорию философа М. Фуко, изложенную им в известной работе “Археология знания”. Устные источники, утверждал Кларенс-Смит, в лучшем случае лишь двусмысленные “знаки”, они могут много дать для понимания настоящего и очень мало говорят о прошлом. Поэтому “знаки-символы” должны интересовать этнографов, но не историков.
Несмотря на предостережения отдельных ученых, увлечение устной историей бесписьменных народов продолжалось, особенно в США. Для сбора устных сказании, семейных и плановых хроник требовались продолжительные полевые работы, изучение местных языков и, конечно, большое трудолюбие. Ванснна. например, для написания упомянутой выше книги но истории куба лично опросил 226 информаторов и записал 1000 повествований. Разумеется, такая деятельность требует значительных расходов, поэтому полевые исследования американских исследователей нередко финансируются различными частными фондами. Ученые других капиталистических стран таких возможностей не имеют.
Но есть еще одна причина широкого развития в США устной истории, причем в географическом направлении как раз Черной Африки. Эта причина пробуждение расового и национального самосознания афро-американцев, рост интереса к родине их предков. Этим, видимо, объясняется сенсационный успех книги афро-американского писателя Алекса Хейли “Корни”, никоторой был тотчас же поставлен телефильм. Книга стала бестселлером и была переведена на много языков, а телефильм смотрело рекордное число американцев. Эта книга, имеющая подзаголовок “Сага одной американской семьи”, но существу является талантливой имитацией африканской исторической традиции. Многие читатели были введены в заблуждение; рецензент советского востоковедческого журнала посчитал, что книга Хейли - “пример удивительной реконструкции прошлого и надежности устной традиции”. На самом же деле это пример того, как неискушенный читатель и телезритель, жаждущий документальной прозы, стал жертвой литературной мистификации. Известный английский историк-африканист Р. Лоу подверг в авторитетном журнале “Орэл хистори” обстоятельному разбору книгу Хейли ч доказал что это не аутентичная устная хроника, как уверяет автор, а исторический роман-эпопея, полный вымысла. Нам будет полезно знать и то, что поездка Хейли в Африку финансировалась небезызвестным журналом “Ридерс дайджест”, а фильм демонстрировался во многих странах Африки по линии ведомства внешнеполитической пропаганды ЮСИА. Мы можем добавить, что роман Хейли попал на хорошо подготовленную почву, поскольку общественное мнение США и африканских стран вполне доверяло исторической правде устной традиции.
…Хотя свидетельства очевидцев и участников различных событий использовались при написании исторических трудов с незапамятных времен, устная история в узком смысле слова — как история современности — появилась сравнительно недавно. Ее рождение и быстрое развитие стало возможным благодаря совершенствованию звукозаписывающей техники, в особенности появлению портативных магнитофонов. В этом отношении можно утверждать, что устная история — дочь современной научно-технической революции. В условиях колоссального роста делопроизводственной документации и, следовательно, письменных источников спираль исторического познания вновь обращается к словесно-речевым способам закрепления информации о прошлом.
Разумеется, технические изобретения, как бы велики они ни были, не могут произвести переворот в исторической науке. Ряд идеологических и научно-познавательных факторов обусловили широкую популярность устных источников в современной зарубежной историографии.
Главный из них — это отчуждение народных масс от буржуазной культуры и науки, неосознанный протест против истории официальной, академической, призванной оправдать существующий порядок вещей и увековечить статус-кво. Источииковой базой такой апологетической истории является письменный документ, исходящий из учреждений классового государства. Именно целенаправленная фальсификация истории в угоду привилегированной верхушке, фетишизация письменных источников вызывают протест многих честных ученых капиталистических стран. Вполне естественно поэтому, что большинство исследователей, увлекающихся устной историей, по своим идейно-политическим воззрениям принадлежат к леворадикальным и прогрессивным течениям общественной мысли. В Англии, например, устные материалы весьма активно изучает Ассоциация но истории труда, где ведущую роль играют ученые-марксисты. Как заявил на международной конференции, в Италии профессор Манчестерского университета Т. Рейнджер, обращение к устным источникам имеет целью “покончить с элитарностью современной историографии ", поскольку они призваны “дать голос тем, кто его лишен в официальной науке,—массам”. В США ученые, изучающие материалы устной истории, жизнь негров, рабочих-иммигрантов, других угнетаемых социальных и национальных групп, часто солидаризируются с их борьбой.
В последние годы, однако, акцент делается на жизнеописаниях простых людей — рабочих, индейцев и негров, представителей национальных меньшинств, иммигрантов. Устно-исторические биографии бывают трех типов: жизнь отдельного человека, рассказанная им самим или людьми, знавшими его; собрание автобиографий многих лиц, объединенных общим делом; наконец, жизнеописания, индивидуальные или групповые, где устные источники применяются в комплексе с письменными. Образцом последнего типа является книга П. Томпсона, крупнейшего специалиста по устной истории в Англии, редактора журнала “Орэл Хистори”. Книга называется “Эдвардианцы” (1975) и посвящена социальной истории Англии 1901—1910 гг. Для ее написания было собрано 500 мемуарных записей людей, родившихся между 1872 и 1906 гг. Информаторы были подобраны таким образом, чтобы а социальном и демографическом отношении избранная группа соответствовала всеобщей переписи населения, проведенной в 1911 г. Такая репрезентативность опрошенных должна была обеспечить уверенность в том, что они выражают мнение всего населения страны. Однако ответы опрошенных служили лишь для иллюстрации выводов, сделанных на основе анализа других видов источников.
Устная история наряду с биографиями широко применяется при написании истории различных общественных организаций и групп населения, подвергающихся дискриминации в буржуазной исторической науке. История индейских резерваций в США и Канаде, анархистских групп в Испании, профсоюзов в США и Норвегии, национально-освободительного движения в Югославии, Алжире, Индии, Анголе, Кении, повседневная жизнь рабочих Италии—таков масштаб и разнообразие научных исследований на источниковой основе устных показании очевидцев. К этому следует добавить многочисленные работы по историческому краеведению, для которых воспоминания старожилов являются первостепенным источником. Есть, наконец, еще одна область исторического знания, где устные свидетельства могут принести большую пользу,— это история международных отношений, источники которой часто засекречены на протяжении десятилетий. Только при помощи устных опросов причастных к дипломатической “кухне” лиц, как высокопоставленных, так и рядовых исполнителей, удается заглянуть в тайники внешнеполитических ведомств капиталистических держав.
Какие же достоинства находят ученые в устных источниках. привлекая их для изучения недавнего прошлого? Ответ на этот вопрос позволит осветить характерные черты устной истории:
они суть следующие:
— демократизм. Устные источники позволяют написан, историю народа, а не историю государства, историю масс. а не историю правящей элиты. Письменные источники официального происхождения редко и неполно отображают жизнь простых людей: творцы истории, как правило, не оставляют документов. История “сверху”, на основе письменных источников позволяет увидеть масштаб происшедших событий, явлений, процессов, народ подается крупным планом как некая абстрактно-социологическая величина. История “снизу”, на основе устных источников.— это прежде всего история отдельных событий, это прошлое, увиденное глазами участника событии. Устная история позволяет наглядно увидеть, что массы являются творцом истории не только в абстрактно-социологическом плане. Они творят историю не только как реальность, но и как знание о прошлом. “Часто устная информация является единственным источником знаний, исходивших от порабощенного народа, но именно она сохранила подлинный дух и образ эпохи... устный рассказ доступен самым широким слоям народа, а простота изложения понятна и доступна более простому народу”,—говорил югославский ученый Б. Ристовски на конгрессе историков в Бухаресте;
— аутентичность. Запись рассказов очевидцев на магнитофонную ленту обеспечивает высокую степень аутентичности их свидетельств. До появления стенографии, да и значительно позже. при письменной фиксации речей политических деятелей дебатов в представительных учреждениях или воспоминаний отдельных личностей утрачивались не только целые предложения, но и большие фрагменты. Вспомним, что речи многих ораторов Великой французской революции сохранились только в кратком протокольном изложении. Гете имел все основания воскликнуть:
“Кик мало из свершившегося было записано, как мало из записанного спасено!” Кроме того, следует учитывать. что мемуары и письменной форме испытывают в тон или иной степени гнет цензуры и са.моцензуры, подвергаются редактированию профессионалами пера. Запись же показаний на магнитную ленту не только обеспечивает полноту текста, но также сохраняет ряд важных нюансов, свидетельствующих об эмоциональном состоянии информатора: чувства уверенности или, наоборот, сомнения в приводимых фактах. Слушателю потом многое скажут и тон речи, и слишком затянувшиеся паузы, и поиск слов;
— уникальность. Устные источники нередко содержат такие факты или материалы, которые не могут быть установлены никаким другим путем. II. В. Гоголь еще в 1830 г. так оценил воспоминания русских офицеров, бывших в Париже после разгрома Наполеона: “Их простые рассказы иногда вносят такую черту в Историю, какой нигде не дороешься”. Слова великого писателя подтвердили совершенно точные расчеты современной статистики: установлено, что каждый человек за 70 лет своей жизни видит и течение 25 минут то, чего никто никогда не увидит. Действительно, только с помощью показаний оставшихся в живых единственных свидетелей были разоблачены на заседаниях Нюрнбергского трибунала многие злодеяния нацистов.
Но речь идет о том, что каждый человек обладает какой-то частицей уникального исторического знания. И именно это знание пытается собрать и сохранить устная история.
Устные источники обладают еще двумя свойствами, которые не могут не привлечь к себе внимание ученых: массовостью и компактностью. Массовость проявляется в том, что этот источник неисчерпаемый, поскольку количество информаторов и, следовательно, объем их показаний можно увеличивать почти бесконечно. Пределом может служить идеальный, но недостижимый на практике опрос всех наличных свидетелей того или иного события. Если проводить этот опрос по строгой формализованной программе, то полученные ответы могут обрабатываться на ЭВМ, как это делается, например, с результатами социологических опросов. Компактность устных источников должна привлечь в первую очередь практических работников архивов, так как решается проблема хранения огромного количества информации в небольшом пространстве. Между тем хорошо известны всевозрастающие трудности с помещением и хранением громоздких по объему традиционных (письменных) документов. Фонодокументы же в виде бобин или кассет не только компактны, по и чрезвычайно транспортабельны. Запись рассказа очевидца на портативный магнитофон можно вести в самом удаленном уголке земного шара. непосредственно на месте события. Если же учесть, например, что революционные организации, действующие в нелегальных условиях, крайне редко оставляют после себя письменные документы, то только устные рассказы участников борьбы могут позволить восстановить их историю.
Устную историю иногда обвиняют в особой субъективности; рассказанная биография, пишет французский журнал “Анналы” в редакционном предисловии к подборке статей, “не является прямой передачей жизненного опыта, это хроника и, следовательно, вымысел в точном смысле слова”. Профессор Барселонского университета Мерседес Виланова, подчеркивая активную роль исследователя в проведении опросов, говорит, что “историк создает источник пли постоянно вмешивается в его создание”. Впрочем, в этом она видит скорее не недостаток, а достоинство. ибо таким образом история из объясняющей науки превращается в экспериментальную.
На специфическую сторону записи устных воспоминаний обращает внимание А. Г. Тартаковский — это их двойственная природа, диалог двух лиц: очевидца-рассказчика и историка, который активно влияет на процесс припоминания. “Лицо, записывающее рассказ очевидца, ориентирует его па определенный комплекс тем и сюжетов, как бы „программирует" память, активизируя ее в отношении одних сторон прошлого и оставляя пассивной относительно других, а это еще более усиливает избирательный характер проявления памяти рассказчиков”. Автор, правда, ограничивает действие этой закономерности лишь временами, когда не существовало еще технических средств фиксации речи. Думается, однако, что такая раздвоенность сохранилась поныне, поскольку исследователь, составляя программу интервью, уже в какой-то мере ориентирует память информатора в определенном направлении, причем эта избирательность усиливается в процессе записи благодаря задаваемым вопросам.
Селективность создаваемых с помощью магнитофона устных источников, их субъективность несомненна; тем не менее это не дает оснований для отнесения их к “чистому вымыслу” и “искусственным конструкциям”. Ведь хорошо известно, что немало письменны” документов создается с сознательной целью дезинформации. Так что степень достоверности устного источника должна определяться конкретно в каждом отдельном случае. Прав Л. Н. Пушкарев, предупреждавший против огульного обвинения целых видов источников в субъективизме и недостоверности: “нет и не может быть оказано предпочтения одному источнику перед другим в смысле его достоверности только потому, что один источник — это акт, а другой — рассказ современника. Проблема достоверности видовым различием решена быть не может. Источниковедческая ценность памятника определяется целой суммой признаков, среди которых вид лишь один и к тому же не самый главный. В самой общей форме можно сказать, что все виды источников могут быть и достоверными и недостоверными, все виды источников имеют определенную источниковедческую ценность”. Из этого глубокого вывода следует, что и энтузиасты устной истории, претендующие па особую достоверность показаний очевидцев, тоже не правы.