Смычковская О.М.

Преподаватель

Г.

ДЕКОРАТИВНОСТЬ В ПЕЙЗАЖЕ

Кафедра изобразительного искусства

Факультет

Художественно-графический

Им. К.Д.Ушинского

Южно-украинский национальный педагогический университет

Министерство образования и науки Украины

Декоративность в пейзаже.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. “Зовите меня варваром в педагогике, — говорил К.Д.Ушинский — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога” [1, с.5] Культура развивается непрерывно. И каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.

Основными задачами курса пейзажной живописи являются: формирование правильного мировоззрения студентов развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитание широкой художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, то есть гармоничное развитие личности. Важная роль при их решении отводится изучению мировых достижений изобразительного искусства, экскурсиям по городу, наблюдениям в ходе пленэрной практики. Занятия живописью развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни. Через зрительные ощущения при рисовании уточняются представления о свойствах вещей и явлений, с одной стороны, а с другой - воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и явлениям. Тематическая основа пейзажной живописи – архитектурные объекты, памятники и произведения искусства, и, как неотъемлемая часть, жизненные наблюдения и впечатления самих студентов . Занятия строятся по принципу сочетания теории и практических заданий. В ходе обучения производится анализ произведений изобразительного искусства, что позволяет развивать процесс мышления: студенты систематизируют полученные знания – итогом занятий является формирование индивидуальности личности. Рисуя с натуры, составляя творческую композицию пейзажа, студенты выражают свои эстетические переживания с помощью карандаша и красок. Умелый подбор красок, изящные линии, оригинальная композиция – вот показатели, по которым легко можно определить уровень развития эстетических чувств студента Понятие -эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика» обозначающим науку о прекрасном. Значение слова “эстетика” происходит от греческого aisfliesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формировании чувств в области прекрасного и в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле эстетического воспитания состоит в формировании у студентов способностей полноценного восприятия правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических понятий, вкусов и идей. Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся высоких художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить учащихся чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также эстетическую требовательность к культуре поведения