Особенности социальных конфликтов во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ вв.

Во второй половине ХVIII века в Кабарде, несмотря на начавшуюся Русско-Кавказскую войну, социальные конфликты временами приобретали весьма острый характер.По количеству участников еще более масштабный характер имело события 1767 года. По сведениям из российских архивных документов в нем участвовало более 10 тыс. человек.

Восстание под предводительством Дамалея было подавлено путем обмана и шантажа со стороны владельцев. Крепостнически режим оставался прежним. Но появившиеся надежды избавиться от крепостной зависимости путем бегства в российские пределы вдохновили их на новые выступления. В связи с этим кабардинские князья жаловались, что «…невозможно никакого слова в противность как узденю (уорку - Ж.К.), так и подвластному своему сказать, и угрожают побег учинить жительством перейти в российскую сторону».

Феодалы были серьезно обеспокоены бегством крестьян, так как это разрушало основу их материального благополучия, и в перспективе угрожало окончательным разорением. Поэтому феодалы на своем сословном собрании, т.е. на Хасе, с 11 по 21 апреля 1767 года обсуждали меры противодействия бегству крестьян. Было принято решение послать письмо Кизлярскому комендату Н.А.Потапову с требованием возврата беглых крестьян своим владельцам. В случае отказа предусматривалось отправить послов в Петербург. Князья свои требования подкрепляли угрозой, что переселятся со своими крестьянами на Куму или Кубань. Фактически со стороны владельцев это было отчаянным актом протеста.

Однако решение владельцев переселиться на Куму встретило резкое возмущение и противодействие со стороны крестьян. В июне 1767 года они в количестве 10 тыс. человек собрались на берегу реки Терек в урочище Бештамак, где расположились лагерем, чтобы в случае необходимости переправиться на другой берег реки, на контролируемую российскими властями территорию. Таким образом, крестьяне вышли из повиновения феодалов и событие приобрело характер антикрепостнического выступления.

Восставшими крестьянами руководили Калабек Кепов, Муса Пшигатыжев и Марам Бечоев. Они связались с российскими властями, у которых попросили защиту. Кизлярский комендант решил использовать это восстание, чтобы помешать переселению владельцев с крестьянами, так как в интересах России было, чтобы кабардинцы оставались на прежних местах. Поэтому комендант пообещал повстанцам свое покровительство и посоветовал им не следовать за своими владельцами.

Видя, что на помощь восставшим крестьянам готовы прийти российские военные, князья отказались от применения силы и вступили с ними в переговоры. В них участвовало 26 наиболее влиятельных князей и дворян во главе с Касаем Атажукиным. В числе князей были Казий Кайсинов, Хамурза Росланбеков, Мисост Баматов, Джанхот Татарханов, Джанхот Сидаков и другие, а дворян представляли три человека из фамилии Куденетовых и три человека из Тамбиевых. В ответ на требования владельцев вернуться в свои дома и приступить к своим обязанностям, восставшие предъявили ряд встречных условий: чтобы владельцы брали с них умеренную подать; восстановили прежние порядки, согласно которым раньше крестьянин мог уходить к другому владельцу, пока хозяин не восстановит его нарушенные права;невмешательство владельцев во взаимоотношения чагар со своими крепостными, возвращение крепостным крестьянам права по своему усмотрению разводиться с женой и т. д. Последнее требование было направлено на предотвращение в будущем возможности феодалов вмешиваться во внутрисемейные отношения крестьян.

Серьезность положения заставило владельцев пойти на уступки и добиться примирения с восставшими на их условиях.Социальный компромисс был достигнут на собрании владельцев 4 июля 1767 года, в котором принимали участие «старшины черного народа», чагары. Крестьяне поверили клятвенным обещаниям и разошлись по домам. Таким образом, и на этот раз феодалам удалось прекратить начавшееся было всеобщее восстание крестьян Большой Кабарды. Им также удалось перевести часть кабардинских селений на р. Куму, откуда бегство крестьян считалось менее вероятным.

Подводя итоги событиям 1767 года в Кабарде следует отметить, что главной причиной восстания была не угроза переселения на Куму, а обострившиеся социальные противоречия между феодалами и крестьянами. Это, во-первых.

Во-вторых, участие в сословно-представительном собрании «старшин черного народа» положило начало традиции трехпалатной общекабардинской хасы. Следут заметить, что это являлось не пережитком доклассового общества и архаического народного собрания, а нововведением, вызванным острыми социальными и политическими противоречиями, которые могли привести к расколу и гибели кабардинского общества. Это в свою очередь стало, как бы мерой (средством) преодоления кризиса феодального общества и восстановления традиционного социального равновесия.

И в последующие годы ХVIII века имело место стремление крепостных крестьян к организованным выступлениям. Частыми были также их обращения к российским властям с просьбой разрешить переселиться близ военных крепостей и укреплений. Соответственно, такое стремление крестьян всячески поощрялось военными властями на Кавказе. Более того, они брали их под защиту и оказывали помощь в обустройстве на новом месте. Таким образом образовалась группа поселений, которая впоследствии получила название моздокских кабардинцев.

Такая тактика вполне соответствовала политике военных чиновников держать кабардинских владельцев и простой народ «в некоторой друг другу зависти». Это помогало им сделать местных владельцев более послушными, что в конечном итоге способствовало утверждению российского влияния не только в Кабарде, но и на Кавказе в целом.

Что касается других социальных конфликтов, которые носили локальный характер, то они заглушались антиколониальными восстаниями конца ХVIII- первой четверти ХIХ века, в которых в той или иной степени были вовлечены и крестьянские массы. Хотя социальные противоречия внутри кабардинского общества постоянно давали о себе знать, на данном этапе необходимость общей борьбы за территориальную целостность и политический суверенитет выходила на передний план. Тем более что российские военные на Кавказе своими грубыми силовыми действиями давали всем слоям общества повод для активного участия в антиколониальной борьбе. Все слои кабардинского населения вынуждены были объединиться, когда царские власти осуществляли насильственную аннексию значительных территорий под казачьи поселения и строительство военных крепостей. В связи с этим Коллегия иностранных дел России вынуждена была признать, что с постройкой крепостей «лишились они (кабардинцы – Ж.К.) всего хозяйственного изобилия и богатства, особливо, когда открылась линия Кавказская и все прежние места их отошли под слободы и селения россиян». Таким образом, народ ставили перед выбором: подчиниться имперской администрации, согласившись с утратой важнейшей части сельскохозяйственных земель, обрекая себя тем самым на неизбежный экономический упадок, или попытаться с оружием в руках отстоять свое право на территориальную целостность.

 

Социальные противоречия и конфликты в Кабарде и балкарских обществах оставались напряженными и после их инкорпорации в состав Российской империи в 1822 году. На этом этапе царское правительство стало однозначно поддерживать местную знать, особенно ее представителей, находившихся на российской службе.

Ярким примером такого отношения служит событие, связанное с волнением крепостных крестьян пристава Малой Кабарды Бековича-Черкасского. В 1837 году волнение 400 холопов, ушедших в горы в знак протеста против своего владельца, было подавлено силой российской армии, с применением артиллерии.

В 1838 году 10 дней продолжалось антифеодальное и антиколониальное выступление 5 тысячной массы крестьян, принудительно привлеченных на строительство Лескенского военного укрепления. Восставших возглавил крестьянин по фамилии Карданов. Повстанцев поддерживали широкие слои населения Кабарды.

По требованию военных властей в переговоры с восставшими включились владельцы, члены Временного суда, представители духовенства. Об антикрепостническом характере этого выступления свидетельствует тот факт, что крестьяне на переговорах требовали разыскать так называемый «Каратекский акт», согласно которому князья должны были управлять населением Кабарды по древним обычаям, а не по шариату.

Социальные конфликты в Кабарде и балкарских обществах особенно интенсивными становятся в 50 - начале 60-х годов ХIХ века. Крестьяне проявляли свой протест в различных формах, в том числе подавали жалобы российским властям на произвол владельцев, отказывались от выполнения повинностей, требовали полного освобождения от крепостной зависимости и т. д. Иногда протесты приобретали своеобразную форму. Так, в селении Бабукова зависимые крестьяне не пришли на похороны матери владельца села Асхада Бабукова. Ее похоронили жители из соседнего села.

Крестьяне балкарских обществ Чегема и Хулама требовали уменьшения феодальных повинностей, свободы пользования пастбищами и т.д. В 1864 году крестьяне собственно Балкарского общества требовали от начальника Кабардинского округа снять с них всякую зависимость от таубиев (князей). Вот почему кабардинские и балкарские феодалы вынуждены были заявить, что «владение хлопьями, при настоящем их настроении, не только не выгодно, но даже опасно». А начальник Терской области докладывал наместнику на Кавказе, что крестьяне «…глухо волновались, протестуя против существующего порядка вещей учащенными случаями неповиновения владельцам».

 

Подводя итоги всему сказанному следует отметить, что в ХVIII - первой половине ХIХ века в Кабарде и балкарских обществах феодальные отношения достигли такого уровня развития, когда социальные противоречия между владельцами и крестьянами становятся одним из факторов общественно-политической жизни народа.

Традиционное социальное равновесие в обществе чаще всего нарушалось по вине феодалов, допускавших ущемления основополагающих правовых норм взаимоотношения с зависимыми сословиями. Совместные (коллективные) выступления крестьян против владельцев были протестной реакцией на усиление крепостнических отношений в феодальном обществе.

Социальные противоречия приобретали особую остроту в результате воздействия внешних сил: Крыма, Турции и России. Противоречия перерастали в масштабные конфликты в тех случаях, когда феодалы не справлялись со своими обязанностями по защите страны, и это напрямую затрагивало не только политические, но и социально-экономические интересы крестьянства.

Основными формами социального протеста со стороны крестьян были отказы от выполнения своих обязанностей перед феодалами, организованный уход от владельцев, обращение к российским властям с жалобой на произвол владельцев, массовое бегство на территорию, контролируемую российскими властями и принятия христианства. Но в отличие от России здесь не было погромов и поджогов помещичьих усадеб, физических расправ с владельцами и их родственниками. Видимо это объяснялось тем, что покушение на жизнь владельца, согласно обычного права, влекло за собой физическое истребление не только самого виновного, но и всех мужчин его рода, а женщин распродавали в рознь. В этом случае целиком исчезал весь род.

В условиях Русско-Кавказской войны царизм проводил политику социальной и политической дестабилизации в кабардинском обществе. Она была направлена на искусственное углубление кризиса феодализма, что в свою очередь должно было привести к ликвидации политического суверенитета Кабарды.

Крестьянство вместе со своими владельцами принимало участие в антиколониальной борьбе в тех случаях, когда царизм аннексировал их пахотные и покосные земли под строительство военных крепостей, укреплений и казачьих поселений.