Причины и характер социальных конфликтов в кабардинском и балкарском обществах.

Литература

Внешняя политика Екатерины II.

Русско-турецкие войны

· причины: борьба России за выход к Черному морю

· 1768-1774

· основные события: Хиосское морское сражение и уничтожение турецкой эскадры в Чесменской бухте в Средиземном море (граф Орлов, адмирал Спиридов); поражение турецкой армии на реке Ларга (П.А. Румянцев) и реке Кагул (1770)

· 1774 – Кючук-Кайнарджийский мир: присоединение к России Керчи, Кинбурна, части Кубани, провозглашение независимости Крыма, переход Молдавии и Валахии под протекторат России

· 1783 – переход Крыма под власть России; активная деятельность в Крыму князя Григория Потемкина Таврического (генерал-губернатор Новороссии), строительство городов и Черноморского флота

· 1787-1791

· причины: присоединение к России Крыма и Восточной Грузии

· основные события: взятие русскими крепости Очаков (главнокомандующий армией Г.А. Потемкин, командующий левым крылом А.В. Суворов); поражение турок на реке Рымник; взятие турецкой крепости Измаил (А.В. Суворов, 1790); поражение турецких кораблей в Синопской гавани (Ф.Ф. Ушаков)

· 1791 – Ясский мир: подтверждение присоединения к России Крыма и протектората над Грузией, территории между Бугом и Днепром

 

· 1788-1790 –русско-шведская война (стремление короля Густава III вернуть земли, утраченные Швецией после Северной войны, ситуация осталась без изменений)

Разделы Речи Посполитой

· 1772– первый раздел речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией (Восточная Белоруссия)

· 1793– второй раздел (Правобережная Украина и центральная Белоруссия с Минском)

· 1794– восстание Т. Костюшко (подавление русскими войсками),

· 1795– третий раздел (Литва, Западная Белоруссия и Волынь)

· последствия: воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины, прекращение существования Польши как независимого государства (последний польский король Станислав Понятовский жил до смерти в России)

 

· 1793 –после казни короля Людовика XVI Екатерина II разорвала дипломатические отношения с Францией; подавление любого вольнодумства (например, А. Радищева, «Путешествие из Петербурга в Москву» - «бунтовщик хуже Пугачева»)

· Итоги внешней политики Екатерины II: приобретение Россией Северного Причерноморья, Крымского полуострова, выхода в Черное море и строительство Черноморского флота, воссоединение с Западной Украиной и Белоруссией; вырос международный авторитет страны

1. Адыгская (черкесская) энциклопедия / Под ред. профессора М.А. Кумахова. М., 2006.

2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.

3. Антология памятников права народов Кавказа. Ростов-на-Дону, 2009.

4. История Кабардино-Балкарской АССР / Под ред. Т.Х. Кумыкова. Т. 1, М., 1967.

5. История Кабардино-Балкарии / Под ред. Т.Х. Кумыкова и И.М. Мизиева. Нальчик, 1995.

6. История КБАССР в художественно-исторических образах (с древнейших времен до Великого Октября). Нальчик, 1972.

7. Кабардинский фольклор. Изд. «Академия». М-Л., 1936.

8. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1982.

9. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX вв. Нальчик, 1979.

10. Тхамоков Н.Х. Социально-экономический строй кабардинцев и балкарцев в XVIII в. Нальчик, 1961.

11. Унежев К.Х. История Кабарды и Балкарии. Нальчик, 2005.

В феодальной Кабарде и балкарских обществах население делилось на тех, кто занимался созданием материальных благ, и тех, кто обеспечивал безопасность (мирные условия жизни) и руководил общественно-политической жизнью страны и отдельных вотчин-общин (къуажэ). Первых называли мэкъумэшыщIэкрестьяне, вторых – пщы-уоркъ, князья и дворяне.

Князья и дворяне составляли привилегированную часть общества. Им принадлежали все земли Кабарды на правах частного владения. Крестьяне проживали и вели свои хозяйства на их землях, за что были обязаны продуктовой и отработочной рентой, размер которой был строго фиксированным и носил единообразный характер.

Так, например, размеры продуктовой ренты определялись в зависимости от количества пар быков, участвовавших в пахоте общинной земли. Согласно 26 статьи «Постановлений о сословиях в Кабарде» (1807г.) устанавливалась норма, по которой крестьянин участвовавший в пахоте тремя парами волов, обязан был отдавать владельцу в год четыре арбы обмолоченного проса, двумя парами - три арбы, одной парой - одну арбу. Отсюда видно, что наличие тягловой силы (быков) и ее количество являлись мерилом хозяйственной состоятельности и платежеспособности крестьянского двора.

При разделе уже вспаханного поля размеры надельного участка общинника (крестьянина) определялись также в зависимости от того, с каким количеством быков он участвовал в пахоте в составе производственной супряги. Хозяин шести быков получал шесть частей, четырех - четыре, двух - две части вспаханного поля. Таким образом, от количества рабочего скота, включенного в супрягу, зависел не только размер надельного пахотного участка, но и объем выполняемых крестьянином феодальных повинностей.

Примерно таким же образом реализовывалась и отработочная рента. В той же 26 статье (пункт 3) «Постановлений» говорилось, что в сезон чагар обязан косить для господина траву в течение трех дней, собирать и складывать сено в стог два дня, а потом доставлять это сено на место хранения. В балкарских обществах во время распашки полей каракиши обязаны были с каждого двора давать своему владельцу (таубию) на один день одного рабочего с парою быков и земледельческим орудием.

Крестьяне помимо указанных двух основных форм ренты имели и другие многочисленные обязанности перед своими владельцами. Онидолжны были трудиться круглый год не только для того, чтобы самим выживать, но и чтобы обеспечить достаток семьям владельцев. Те, кто разводил овец, обязаны были ежегодно отдавать владельцу по одному барану со двора.

Этот неполный перечень обязанностей крестьян дополнялся различными формами внеэкономического принуждения, выступавшими в виде обрядов и предписаний, закрепленных в обычно-правовых нормах (адатах). Они для своих господ строили дома, несли расходы на угощение и одаривания гостей, на уплату калыма, на свадьбу, поминки и т.д. и т.п. Несвоевременное исполнение или отказ от исполнения этих обязанностей могли повлечь за собой тяжелые последствия. «Народ обязан, - читаем в кабардинских адатах, - сносить терпеливо все, что князь сделает правильно или неправильно, и не может выходить из повиновения».

Как и во многих европейских и азиатских странах социальные противоречия имели место в кабардинском и балкарском феодальном обществах ХVI-ХVIII вв. Феодалы всячески старались не только сохранить, но и усиливать свое положение в обществе, увеличить количество доставляемых зависимыми крестьянами материальных благ, укрепить свою роль в сфере защиты, управления и регулирования социально-экономических конфликтов не только в стране в целом, но и в вотчинах – общинах.

Разумеется, и крестьяне в свою очередь стремились ослабить крепостнические отношения: платить как можно меньше подати, ограничить произвол феодалов, расширить свое влияние на общественно - политическую жизнь и т.д. Особенно эта тенденция выразилась в стремлении крестьян сохранить прежние обычаи, согласно которым им предоставлялось право в случае конфликта со своими хозяевами уходить к другим владельцам, пока те не станут удовлетворять их законные требования. Имели также место попытки оградить свои семья от вмешательства владельцев.

В отечественной литературе советского периода, исходя из классовых позиций, такие противоречия расценивались как антагонистические и непримиримые классовые отношения, хотя в целом они не являлись таковыми. Ведь крестьяне требовали смягчения крепостнического режима, а не его уничтожения. Таким образом, речь шла всего лишь о разделении сферы деятельности между двумя социальными слоями, однако, дополняя друг друга, они образовывали единое целое, обеспечивающее успешное функционирование всего общественного организма. По крайней мере, если отбросить влияние внешних факторов на отношения между феодалами и крестьянами, нетрудно заметить, что они в Кабарде в XVI-XVIII вв. еще не приобрели характер системного кризиса.

Но особенностью социальных конфликтов в указанное время являлось то, что они приобретали особую остроту в тех случаях, когда феодалы шли на компромиссы с крымским ханом и соглашались платить дань людьми. Известно, что владельцы откупались от Крыма и Турции не собственными детьми, а детьми зависимых крестьян. А подобного рода «жертвы» вызывали со стороны последних недовольства и открытые выступления. Примерами таких выступлений были события, связанные с именами народных героев Андемиркана (XVI в.), Машука и Дамалея (XVIII в.).

В условиях Кавказской войны крестьянские выступления приобрели иной характер и связано это с действами царских властей, направленных на разжигание социальной розни внутри кабардинского общества, чтобы ослабить общую антиколониальную борьбу со стороны местного населения. Генералы де-Медем, Якоби, Потемкин и др. руководствовались политикой, согласно которой следовало «…держать кабардинских владельцев и подлый народ в некоторой друг другу зависти (читай ненависти - Ж.К.)».

Одним из элементов такой политики становятся заигрывания перед крестьянами и поощрения их к бегству на Кавказскую линию - территорию, контролируемую российскими властями. Это создавало у крестьян иллюзию, что с помощью последних возможно избавление от крепостной зависимости. Кавказская администрация проводила такую политику в Кабарде, тогда когда в самой России крепостничество носило уродливый и жестокий характер.

По большому счету царизм не собирался покровительствовать крестьянам, так как для него приоритетным являлся союз с местной феодальной элитой, с помощью которой хотел распространить свою власть на весь край. Поэтому для него в конечном счете важнее была политика «приласканий» наиболее влиятельных представителей социальной верхов путем пожалований земель, чинов, наград, денежных и иных вознаграждений за преданность

На самом деле при осуществлении российскими властями вооруженных карательных экспедиций на Кабарду и другие места подвергались разорению больше всего крестьянское население, нежели феодалы. Поэтому надежды на социальную справедливость исчезали тут же как только войска переходили границу Кабарды. И вообще российские власти никогда не стремились ослабить в Кабарде крепостнические отношения, о чем свидетельствует грамота Екатерины II, полученной кабардинскими владельцами 17 августа 1771 года, где указывалось, что крестьяне принадлежат своим хозяевам, «составляя их доход своею работою и податью». Более того, царская грамота запрещала кому бы то ни было укрывать беглых крестьян, предписывала возвращать их владельцам. Но российские власти будут продолжать скрытно делать все наоборот, при этом цинично упрекая самих владельцев в том, что они «распустили чернь» и не умеют «держать народ в повиновении». На самом деле российская администрация выступала в роли «защитника» простого народа только в тех случаях, когда требовалось держать феодалов «в некотором обуздании», так как последние ничего так сильно не боялись, как бегства своих холопов в русские укрепления.

Кабардинские крестьяне выражали свое недовольство в разных формах, из которых наиболее распространенными были: отказы от выполнения обязанностей, зафиксированных в обычно-правовых нормах; организованные вооруженные выступления, возглавляемые крестьянскими предводителями; абречество как социальный протест; организованные отказы от переселения в другие места, когда на это без достаточных оснований настаивали владельцы; участившиеся случаи бегства на Кавказскую линию с целью избавиться от произвола князей и т. д. Эти формы социального протеста приобретали разной степени интенсивность в зависимости от развития и обострения внутренней и внешней обстановки в Кабарде.