Место проведения

Вестфальский мир

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни — Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи. Иногда к Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов, подписанный 30 января 1648 года и завершивший Восьмидесятилетнюю войну. При этом боевые действия между Голландией и Испанией в 1625-1648 годах исследователи рассматривают одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесятилетней войны.

Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета. Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи. До 1806 года нормы Оснабрюкского и Мюнстерского договоров являлись частью конституционного закона Священной Римской империи.

Пиренейский мир, подписанный в 1659 году, положил конец войне между Францией и Испанией, и часто рассматривается как заключительный этап всеобщего единения.

Переговоры о мире велись на территории исторической области Вестфалия в католическом епископстве Мюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами и Швецией велось в епископстве Оснабрюк, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере.

Мирные переговоры между Францией и Габсбургами, обеспеченные Священной Римской Империей и Испанским Королем, были начаты в Кёльне в 1636 году, но приостановлены Францией их министром иностранных дел Ришелье, боровшимся за участие всех союзников, являвшихся другими суверенными или Имперскими государствами внутри Священной Римской империи. В Гамбурге и Любеке Швеция и император вели переговоры о заключении мирного соглашения, но Швеция — после вмешательства Ришелье — затем обговорила с империей «Договор о Гамбурге».

В течение этого времени Империя и Швеция объявили приготовления Кёльна и «Договор о Гамбурге» вводной частью всеобщего мирного соглашения, которое должно быть оговорено в двух соседствующих Вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке, становящихся на время переговоров нейтральными и демилитаризованными. Только Римское Католическое богослужение было допустимо, таким образом, не было места для богослужений Кальвинистов и Лютеран. Оснабрюк был городом с двойным вероисповеданием Лютеранским и Католическим, с обеими церквями Лютеранской и Католической. За свое господство Лютеранские граждане и только Лютеранский городской церковный сбор и Католическая коллегия Принца — епископа Оснабрюка с принадлежностью другому духовенству а также католическим обитателям. В 1628—1633 гг. Оснабрюк был подвержен нападению войск католической лиги и католического принца — епископа Франца Вильгельма, фиксированные контрреформацией в городе семьи лютеранских горожан были изгнаны. Под оккупацией Швеции оснабрюкские католики не изгонялись, но город жестоко страдал от шведских войн. По этой причине город надеялся на огромное утешение, становясь нейтральным и демилитаризованным.

Оба города боролись за большую независимость, за становление самыми лучшими Свободными Имперскими городами, таким образом, они приветствовали мирные переговоры, их нейтралитет и запрет всех политических влияний военных партий, включая феодалов, соответствующих принцев-епископов которыми они являлись. В то же время шведские лютеранцы отдавали предпочтение Оснабруку, как месту проведения конференций, их мирные переговоры с империей, включавшие соответствующие альянсы обоих, проводились в Оснабруке; Империя и её оппонент Франция, включая ещё их соответствующие альянсы, а также республика Нидерландов и её оппонент Испания проводили переговоры в Мюнстере.