Занятия 9 – 10. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в.

Занятие 7. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития

Занятия 5 – 6. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в.

1.Развитие школы в XIXв. (до 90-х гг.)

2.Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци.

3.Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.

4.Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега.

5.Педагогические идеи Г. Спенсера.

6.Школа и педагогическая мысль США XIXв. (до 90х гг).

7.Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIXв.

Литература:

1.Васильева З.И. , Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

2.Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

3.Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

4.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Сост. и автор А. И. Пискунов. - М., 1981.

1.Общие тенденции и характерные черты организации образования в высокоразвитых странах в 80-90гг XX века (демократизация, гуманизация, дифференциация образования, реорга­низация школьных систем, пересмотр школь­ных программ, форм и методов обучения; поиски новых подходов к обуче­нию: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.)

2.Характерные черты школьных систем (США, Японии, Франции, Англии, Германии).

а) экономическое и политическое положение страны;

б) наиболее важные периоды в истории развития школьной системы страны;

в)содержание образования и организация обучения в государственной школе;

г) особенности воспитательной работы в начальной школе;

д)положение учителей.

Практическое задание:какие изменения происходят на современном этапе в формах и методах обучения в зарубежных школах.

Литература:

1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2. Вульфсон Б. Л. Современные буржуазные школы. - М., 1978.

3. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

4. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состоя­ние и тенденции развития: Учеб. пособие для студ. – М., 1993.

5. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

6. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1986.

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1991.

8. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. - М., 1989.

 

Занятие 8. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве (до XVII в.)

1.Воспитание и обучение у древних славян.

2.Воспитание и обучение в Киевской Руси в X-XIII вв.

3.Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.

4.Образование в Русском государстве в XVIIв.

5.Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

Литература:

1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIвв. /Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М., 1985.

2.Латышина Д. И. История педагогики. - М., 1998. - 582с.

3.Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

4.Хрестоматия. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. /Сост. Кошелева О. Е., Мошкова Л. В. - М., 1992. - 205с.

1.Просвещение в России в начале XVIII в.

2.Школьное дело при Петре I.

3.Деятельность Л.Ф.Магницкого и дальнейшее развитие школ.

4.В.Н.Татищев и начало профессионального образования в России.

5.Просвещение и школа после Петра I.

6.Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

7.Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.

8.Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого Янковича.

Литература:

1.Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

2.Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М., 1973.

3.Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е издание. - Пг., 1915.

4.Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. - М., 1989. - Т. 5.

5.Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X-нач.XXв.). Учебное пособие. - М., 1998.

6.Очерки русской культуры XVIIIв. /Под ред. Б. А. Рыбакова. - М., 1990.