История возникновение тестирования и тестологии.

Рекомендуемый список литературы к семинару 1.

Необходимо представить на семинар 2 и быть готовым к опросу по следующим вопросам.

Оформленную работу в письменном и электронном виде

В конце работы составить авторское резюме на всю выполненную работу (объем не более 1 стр).

Структурно-аналитическая работа №1

Заполняется на основании прочитанной статьи Кузьмина

Содержательная часть (таблица).

Структурно-аналитическая работа №1.

Титул

Задание для семинара

Финансовый университет при Правительстве российской Федерации

Кафедра «Теоретическая социология»

 

Дисциплина «Демография»

 

По статье….

«История развития демографии как науки о народонаселении»

 

 

Автор: студентка ГМУ 2-2

Привольская Ольга

Научный руководитель:

к.с.н., доцент Киселёва Н.И.

 

 

Москва, 2013 год


«История развития демографии как науки о народонаселении»

Название периода Годы протекания периода Характеристика периода (особенности периода, т.е. что в этот период происходило в истории,в обществе) Персональная демография (Ф.И.О.) Годы жизни демографов ДОСТИЖЕНИЯ в демографии, школы, концепции, теории
           

3. После таблицы дать определения следующим понятиям (на основании текста статьи, учебника Борисова или Глушковой по демографии и лекции 1):

1. Предмет и объект демографии

2. Воспроизводство населения – раскрыть понятие

3. Раскрыть цели демографии

4. Перечислить основные методы демографии и раскрыть демографические методы (в т.ч. по учебнику)

5. Распределить в группе российских демографов (БЕЗ ПОВТОРОВ) и описать биографические особенности исследователя: ФИО, ФОТО, годы жизни, образование, место работы, перечень трудов, научные интересы, достижения, теории, открытия и … выписать и прокомментировать цитату, которая вам особо понравилась у российского исследователя

 

1. Антонов И.А.

2. Архангельский Владимир Николаевич

3. Бедный М.С. (1932-1990)

4. Боярский А.Я. (1906-1985)

5. Валентей Д.И. (1922-1994)

6. Вишневский А.Л.

7. Волков А.Г.

8. Елизаров В В

9. Захаров С. В.

10. Ионцев В.А.

11. Капица С. П.

12. Кваша А.Я. (1928-2008)

13. Квиткин О.А. (1874-1939)

14. Медков В.М.

15. Новосельский С.А. (1872-1953)

16. Паевский В.В. (1893-1934)

17. Птуха М.В. (1884-1961)

18. Римашевская И.Н.

19. Рыбаковский Леонид Леонидович

20. Рязанцев Сергей Васильевич

21. Урланис Б.Ц. (1906-1981)

22. Юдина Т.Н.

23. Ястремский Б.С. (1877-1962гг)

24. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

25. Чупров Александр Иванович (1842- 1908) -

26. Кауфман Александр Аркадьевич (1864-1919) -

27. Менделеев Дмитрий Иванович (1834- 1907) -

Авторское резюме: в какой степени вам была интересна представленная статья, степень ее актуальности при изучении демографии, в какой степени стиль изложения вас удовлетворил, степень новизны информации для вас, в какой степени понравилось делать эту работу, какие вопросы демографии вас в большей заинтересовали.

1. Демография как наука: понятие, объект и предмет, цели и задачи.

2. История становления и развития демографии в России и за рубежом.

3. Выдающиеся деятели демографии и их достижения.

4. Связь демографии с др. науками. Система демографических наук.

5. Методология и методы демографии. Демографические методы

6. Теоретическая и практическая значимость исследований народонаселения.

 

 

1. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE, 2007.

2. Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 352с.

3. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М.: Мысль, 1989.

4. Демография/ Под ред. Д.И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997.

5. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 384с.

6. Демография: Учебное пособие / кол.авт.; под ред.проф. В.Г. Глушковой. – 2-ое изд. – М.: КРОНУС, 2006. – 304 с.

7. Медков В.М. Демография. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 575с.

8. Место демографии в системе наук / Под ред. О.В. Лармина. М.: Изд-во

9. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

10. Основы демографии / Под ред. В.А. Ионцева, Б.А. Суслакова. М., 1997.

11. Система знаний о народонаселении / Под ред. Д.И. Валентея. М.: Статистика, 1976.

12. Современная демография/Под ред. А.Я. Кваши и В.А. Ионцева. - М.: МГУ, 2005.

13. Урланис Б.Ц. Трехсотлетие демографии. Ученые записки по статистике.

14. Учебно-методические материалы по курсу «Экономика народонаселения и демография» / Под ред. В.А. Ионцева. М.: ТЕИС, 2002.

15. Харченко Л.П. Демография: Учебное пособие/Л.П.Харченко. – М.: Омега-Л, 2007. – 350с.

16. Шелестов Д.К. Демография: история и современность. М., 1981.

17. Шелестов Д.К. Историческая демография. М., 1987.

 

4. Диагностика детского развития Э. Сеген, А. Бине.

5. Развитие психодиагностики в России. А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо

 

Первым этапом применения тестов в мировой практике можно считать период с 80-х гг. XIX в. по 20-е гг. XX в. Это период зарождения и становления тестирования. Теоретические основы тестирования были заложены в середине 80-х гг. XIX в. английским психологом и естествоиспытателем Ф. Гальтоном, который предположил, что с помощью тестов удастся разделить факторы наследственности и влияния среды в психике человека.

Важным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов было определение трех основных принципов, которые используются и по сей день:

1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;

2) статистическая обработка результатов;

3) выделение эталонов оценки.

Ф. Гальтон называл испытания, проводившиеся в его лаборатории, умственными тестами. Однако наибольшую популярность этот термин приобрел после выхода статьи Джеймса Мак-Кина Кеттелла «Умственные тесты и измерения», опубликованной в 1890 г.

Огромный вклад в развитие тестологии внес французский психолог Альфред Бине. Его можно считать родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта. Впоследствии им и парижским врачом Т. Симоном вводится понятие «умственный возраст» и соответствующая ему метрическая шкала (1908). Так, в первом десятилетии XX в. в практику внедряется известный тест Бине — Симона, основной задачей которого являлось выявление умственно отсталых детей с последующим их направлением в специальные школы.

Достаточно длительное время тесты развивались как инструмент индивидуальных измерений. Массовый характер тестирования вызвал необходимость перейти от индивидуальных тестов к групповым. В 1917—1919 гг. в США появились первые групповые тесты. Наибольшее применение нашли тесты Артура Синтона Отиса. Основные принципы, использованные при составлении этих тестов, были систематизированы и впоследствии легли в основу всей методологии групповых тестов.

1. Принцип ограничения во времени, т. е. показатель развития прямо зависит от скорости выполнения заданий испытуемым.

2. Принцип детализированной инструкции как в отношении проведения, так и в отношении подсчета.

3. Введены тесты с выборочным методом формирования ответа с указанием подчеркивать наугад в случае незнания или сомнения.

4. Подбор тестов после тщательной статистической обработки и экспериментальной проверки.

Вторым этапом в развитии тестирования можно считать 20—60-е гг. прошлого столетия. В те годы американец В. А. Макколл разделил тесты на педагогические и психологические по определению умственных способностей. Основной задачей педагогических тестов являлось измерение успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а также успешность применения определенных методов преподавания и организации.

Разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Эдуарду Ли Торндайку. Он считается основоположником педагогических измерений. Первым педагогическим тестом, вышедшим под его руководством, был тест Стоуна на решение арифметических задач. Именно в США тесты успешности для проверки знаний, навыков и умений учащихся по отдельным предметам нашли особенно широкое распространение.

Разработкой и проверкой тестов занимаются специальные государственные службы. Еще в 1900 г. в США был создан Совет по вступительным экзаменам. В 1926 г. Совет колледжей разрабатывал тесты для квалификационной и профессиональной оценки деятельности педагога. С 1947 г. в США существует Служба тестирования, которая считается наиболее представительным научно-исследовательским центром.

Разработка тестов по иностранному языку была также сосредоточена в США и Великобритании. Первый тест по иностранному языку составил Б. Вуд в 1925 г. Его тесты использовались для проведения выпускных экзаменов в нью-йоркских школах и имели в своей структуре задания на выбор ответа по лексике, грамматике и чтению на французском и испанском языках. В 1929 г. американский психолог В. Хенмон изучил некоторые вопросы технологии составления тестовых заданий тестов успешности. Он разработал тесты для проверки знаний лексики, грамматики, фонетики; умений понимать прочитанное на уровне предложений и абзацев, умений перевода, аудирования, говорения, умения писать сочинения. В. Хенмон разработал также комплексный тест по иностранному языку, который состоял из ряда разделов — субтестов, аналогичных вышеупомянутым изолированным тестам.

Фундаментальным трудом по вопросам тестирования считается монография американского лингвиста, методиста и тестолога Р. Ладо «Language testing» (1961), который, основываясь на тесном взаимодействии обучения и контроля, предложил включить в тест те элементы, которые являются трудными для обучаемых. Р. Ладо считал, что знание этих трудностей и умение преодолевать их дает возможность более качественно изучить язык. Отрицательным моментом его работы было то, что лишь знание дискретных языковых единиц не является целью обучения иностранным языкам, главное — умение использовать их в процессе общения на данном иностранном языке.

Разработка проблемы языкового тестирования прошла несколько этапов. Выделяют переводной, или донаучный, этап, который отождествляется с различными испытаниями в школах писцов Древнего Вавилона и жрецов Древнего Египта; психометрико-структуралистический этап становления тестов под знаком научности (педагогические тесты), который датируется началом XX в. и продолжается до 70-х гг. В 70-е гг. XX в. начинается психолингвистический, а затем, в 90-х гг., коммуникативный этап тестового контроля в обучении иностранным языкам.

В ходе второго и третьего этапов разработки языкового тестирования развивались дискретный и интегративный подходы к тестированию. Дискретный подход отличался от интегративного тем, что при дискретном тестировании проверялось лишь усвоение языкового материала, что не представляло особых трудностей для обработки результатов теста, тогда как в интегративных тестах проверялись различные умения использования языкового материала. Видами интегративных тестов являются клоуз-тест (тест на заполнение пропусков в тексте) и диктант, свидетельствующие лишь об уровне сформированности лингвистической компетенции обучаемых.

Период коммуникативного тестирования связан с разработкой проблемы коммуникативной компетенции. Толчком к пересмотру языкового тестирования послужило развитие модели коммуникативной компетенции, включающей 6 уровней владения иностранным языком, предложенной Советом Европы. Исходя из основной цели обучения иностранным языкам — формирование коммуникативной компетенции, в качестве объектов тестирования стали выделять практические умения. Коммуникативный тест призван выявить степень сформированности коммуникативных умений, т. е. способности тестируемого решать экстралингвистические (практические) задачи вербальными средствами.

В настоящее время заданные Советом Европы уровни владения иностранным языком служат ориентиром для коммуникативных тестов во многих странах.

В России практическое значение тесты получили после 1925 г., когда была создана особая тестовая комиссия. Она существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка тестов для советской школы. И уже весной 1926 г. вышли такие тесты, созданные на основе американских. Были разработаны тесты по природоведению, обществоведению, счету, решению задач, на понимание чтения и проверку умения правописания. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося.

Уже в те годы было доказано, что метод тестов позволяет не только охватить отдельные элементарные психические процессы, но может анализировать их совокупности. Кроме того, было замечено, что тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки работы с учащимися.

Однако вскоре положение кардинально изменилось. Вышедшее в 1936 г. постановление ЦК ВКП (б) негативно сказалось на развитии тестологии. Метод тестов был признан орудием дискриминации учащихся и «изгнан» из советской школы.

Если в отечественной науке исследования в области разработки и применения тестов были приостановлены, то в ряде западных стран они продолжали интенсивно развиваться в различных направлениях. В 30—50-е гг. значительное внимание уделялось так называемым прогностическим тестам, назначению тестов в системе образования, видам тестов и их использованию в практической деятельности. Особую актуальность в это время приобретают вопросы, связанные с разработкой тестов педагогами-практиками.

Следующим этапом в развитии тестирования в России является период с начала 60-х гг. до конца 70-х гг. Реформы по преподаванию ряда предметов, развитие программированного обучения дали значительный толчок к дальнейшему совершенствованию тестов.

Наряду с этим широко начинает внедряться тестирование с помощью компьютеров, что стало возможным благодаря достижениям в области автоматики и кибернетики. Возникновение кибернетики способствовало исследованию обратной связи в обучении. В то же время тестологами был взят на вооружение принцип разветвленного программирования, сущность которого состоит в следующем: если испытуемый ответил правильно, то при следующем шаге ему даются более трудные задания, и наоборот. Было замечено, что при таком подходе создаются благоприятные условия для выявления учащимися своих умственных способностей.

В 60-е гг. начинаются первые, после долгого перерыва, исследования отечественных ученых по использованию тестов психолого-педагогической направленности. В основном в этих разработках анализируется многолетний опыт тестирования, накопленный в зарубежных странах.

С начала 80-х гг. начался новый этап в развитии тестирования в России. Для данного периода характерен ряд особенностей. Прежде всего, важным направлением является интенсивное использование компьютеров как в процессе тестирования, так и при обработке полученных результатов. Наряду с этим в ряде западных стран, особенно в США, тестирование становится практически ведущей формой контроля. Такие страны, как Нидерланды, Англия, Япония, Дания, Израиль, Канада, Австралия, развили теорию и практику тестирования, создали службы разработки тестов, занимаются организацией массового тестирования.

В России сегодня также интенсивно развивается теория и практика педагогических измерений. В обучении иностранным языкам это научные исследования коллектива авторов И. А. Рапопорта, Р. Сельг, И. Соттер, которые обобщили зарубежный и отечественный опыт, разработали методологию научного подхода к тестированию, сконструировали тесты и экспериментально их проверили3.

С введением образовательных стандартов, в том числе и по иностранным языкам, появилась необходимость упорядочить и объективизировать средства контроля и оценивания для проверки выполнения требований стандартов к уровню подготовки учащихся. С этой целью проводится эксперимент по массовому тестированию по единым контрольным измерительным материалам (Единый государственный экзамен). Это тесты трех уровней сложности (базовый, повышенный и высокий), которые соотносятся с уровнями владения иностранным языком, определенными в документах Совета Европы, следующим образом: базовый уровень — А2+, повышенный уровень — В1, высокий уровень — В2. Для решения научных проблем теории и практики тестирования создан Федеральный институт педагогических измерений.

Итак, история развития тестирования за рубежом и в России показала, что тесты уровня обученности (тесты успешности) являются важным способом оценки педагогической деятельности, с помощью которого результаты учебного процесса могут быть достаточно объективно, надежно измерены, обработаны, интерпретированы и использованы в педагогической практике.