Социальный строй общества в XVII в.

Что касается социального, сословного деления общества, то здесь легко понять, что пирамида начи­налась с крепостных крестьян, которые были у помещиков и бояр. В это время помещичья и боярская вотчины начинают сливаться. Были холопы – совершенно бесправные люди, которые, в отличие от кре­постных, не имели собственной земли. Были крестьяне черносошные, которые платили государственные подати; они были прикреплены к земле, но не за каким-то определенным лицом. Было посадское населе­ние, состоявшее из ремесленников и купцов; было духовенство – тут своя иерархия, естественно. Нако­нец, дворянство – служилое сословие, не платившее тягла (налогов). Боярство становится уже не со­словием, а должностью. Боярин – это должность в то время, и скоро последуют указы об отмене местничества при Федоре Алексеевиче. И, наконец, сам монарх.

Мы знаем, что первой характерной чертой Московского го­сударства был его боевой строй. Вторую его особенность со­ставлял «тягловой характер внутреннего управления и общест­венного состава» (Ключевский). Все сословия или классы об­щества обязаны были служить государству и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей. Часть населения, служилые люди, несли непосредственно бое­вую службу; другая часть, тяглые люди, несли «тягло» в пользу государства и служилых людей.

1. Боярство. Во главе служилого сословия стояла неболь­шая группа, около сотни боярских фамилий, в большинстве ти­тулованных, – потомков бывших великих и удельных князей. Они владели обширными вотчинами и пользовались большим влиянием в государстве; они входили, по назначению государя, в состав боярской думы и занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении. Однако опричнина Гроз­ного, тяжелый хозяйственный кризис конца XVI в. и потрясения Смутного времени расшатали экономическую силу боярства и ослабили его социальное влияние.

2. Государевы служилые люди: дворяне и дети боярские. Поместная система.

Главную массу московского служилого составляли в XVI-XVII вв. дворяне и дети боярские. Дворянами перво­начально назывались дворовые слуги великого князя или млад­шие дружинники, проживавшие в его дворе, но вместе с возвышением власти великого князя возвышается и социальное положение его дворян. В XVI и XVII вв. происходит слияние дворян и детей боярских в один класс «государевых служилых людей». Первоначально всем свободным классам об­щества был открыт доступ в этот класс «государевых служилых людей», и лишь в XVII в. он постепенно приобретает характер более замкнутого сословия.

Главным средством содержания массы государевых слу­жилых людей были поместья.Это были участки «государевой» (т. е. государственной) земли, которыми царь-государь «жало­вал» своих служилых людей под условием службы, т. е. как вознаграждение за службу и вместе с тем как средство для не­сения службы. И потому крестьянам тех сел и деревень; которые отдавались в поместье, правительство предписывало «его помещика слушати и пашню на него пахати и доход ему помещиков платити».

Кроме поместного «жалованья» государство давало своим служилым людям денежное жалование.

Низшие слои служилого класса составляли служилые люди «по прибору» – стрельцы, пушкари, служилые казаки и др.

3. Крестьяне государевы и владельческие. Основным фактом хозяйственной и социальной истории Московской Руси являются огромные земельные просторы при постоянном недостатке рабочих рук для их обра­ботки. Чтобы привлечь крестьян-«новоприходцев» на свои земли, они предоставляли им на несколько лет льготы от платежей и повинностей, а также давали им «ссуду» и «подмогу» для пер­вого обзаведения на новом месте.

Крестьянин, взявший ссуду, обязуется «жити вечно во крестьянстве», и «никуды не сбежати и ссуды не снести», «и за иных помещиков и вотчинни­ков не заложитися». Мало того, что крестьяне по ссудной записи отказываются навсегда от права выхода, – в некоторых ссудных записях они распространяют это обязательство и на свои семьи, на жен, детей и даже внуков!

В 1640 г. последовал указ об установлении вместо 5-летней 10-летней давности для сыска беглых крестьян. Уложение 1649 г. в главе XI («Суд о крестьянех») содержится пред­писание: «А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов под писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет». На тех, кто принял бы к себе чужого крестьянина, был наложен очень высокий денежный штраф. Так кончилась свобода крестьянского перехода на владельческих землях. «Личная крестьянская крепость по дого­вору, по ссудной записи, превращалась в потомственное ук­репление по закону».

В конце XVII в. практика распоряжения личностью кре­постных крестьян, частично признанная законом, «становится тем открытое и безобразнее. Владельцы меняют крестьян на крестьян и даже на людей (т. е. холопов), закладывают, дарят, продают. В хозяйстве своем владельцы бесконтрольно распо­ряжаются трудом своих крестьян, облагают их по усмотрению сборами, а за ослушание своим распоряжениям подвергают их наказываниям включительно до битья нещадно кнутом» (Дья­конов).

Так крепостные крестьяне к концу XVII в. в своем социаль­ном и юридическом положении постепенно приближаются к состоянию холопов.

Положение крестьян государевых в Московском государст­ве было гораздо более благоприятным, чем положение владель­ческих крестьян. Прежде всего они несли только одно тягло государево, а не двойное тягло как крестьяне помещичьи. За­тем они сохраняли свое самоуправление и все свои личные граж­данские права – правда, с одним ограничением. Крестьяне-дворохозяева, записанные в податные списки не могли покидать свои дворы и земельные участки, не найдя себе заместителей.

Были весьма богатые крестьяне, занимавшиеся не только земледелием, но и торговлей и промыслами и пользовавшиеся наемным трудом; были среднезажиточные, и совсем «маломочные». Были бобыли, ремесленники и рабочие, но были и «пашенные бобыли», владевшие пахотными участ­ками, Особый разряд населения составляли «половники», об­рабатывавшие чужую землю, с платежом известной доли урожая владельцу земли.

4. Городское население (посадские люди). Государст­венное хозяйство. Посадские люди в провинциальных городах также состав­ляли тяглые общества и также выбирали своих старост и «целовальников».

До Уложения между посадским и уездным населением не было резкой разницы и формальных границ. «Уездные люди» держали в посадах лавки и занимались ремеслом, а вокруг по­садов были расположены слободы, принадлежавшие боярам, епископам и монастырям, где проживали их «закладчики», которые также занимались ремеслами и торговлей, пользуясь в то же время свободой от государева посадского тяг­ла. Это вызывало постоянные жалобы тяглого посадского насе­ления, и по Уложению 1649 г. все подгородние слободы с «за­кладчиками» велено было «взяти за государя» и включить в посадские тяглые общества.Посадским тяглецам был запрещен выход из посадов и вместе с тем было постановлено, чтобы впредь в городах отнюдь никому, кроме государевых посадских тяглых людей, тяглыми дворами, лавками, погребами и амбарами не владеть.

5. Холопы и вольные гулящие люди. Полные холопы в Мос­ковском государстве, как и прежде, были вместе со своим по­томством полною собственностью своих господ и их наследни­ков. Люди, по­ступившие в домашнее услужение, выдавали своему господину слу­жилую кабалу, или «кабалу за рост служити», т. е. их служба во дворе кредитора рассматривалась как уплата процентов по зай­му. Их служба была личной и пожизненной; со смертью креди­тора обязательство службы прекращалось и кабальный получал свободу.

Общество церковных людей состояло из тех же элемен­тов, как в Древней Руси. Однако оно чрезвычайно возросло ко­личественно ввиду роста земельных владений монастырей, под управлением которых находилось теперь множество мо­настырских слуг, крестьян, бобылей и всяких работных людей. Лишь Уложение 1649 г. категорически запретило монастырям приобретение новых вотчин.

Помимо всех перечисленных разрядов населения в Московском государстве находилось еще очень много «вольных, гулящих людей», которые не находились в частной зависимости и не были записаны в государевых тяглых посадских или во­лостных общинах. Это были «поповичи», не пошедшие в священники, дети подъячих, не поступившие на службу, дети служилых людей, не «поверстанные» поместьями, дети посадских и крестьянских тяглецов, не зачисленные в тягло, и разные неимущие люди, добывавшие пропитание различными способами – наемные рабочие, бродячие музыканты и певцы («скоморохи»), нищие и бродяги. Из массы вольных гулящих людей обычно на­бирались в случае надобности «служилые люди по прибору» и солдаты полков «иноземного строя», формировавшихся во вре­мя войны.