Боярская дума в XVII в. Приказная система в XVII в.
Западное влияние во второй половине XVII в.
В XVII в. западное влияние прослеживается с самого начала, поскольку Смутное время – это непрерывная война с поляками, и через быт, обычаи, язык действует культура соседнего государства. Россия впитывает в себя новшества, приходившие с запада и к концу XVII в. на их основе возникает неповторимая культура русского барокко.
Петр I не тот человек, который повернул нас к Западу, и он сам – порождение того переворота, который произошел до него в XVII в.
Влияние западноевропейской образованности возникло на Руси из практических потребностей страны, которых не могли удовлетворить своими средствами.
Нужда заставила звать иноземцев. Правительство оберегало чистоту национальных верований, но знакомство с иностранцами было источником «новшеств».
Иван Грозный чувствовал необходимость образования, Борис Годунов был другом европейской культуры. Лжедмитрий и смута гораздо ближе познакомили Русь с «латынниками и лютерами». В XVII в. в Москве осело очень много военных, промышленных иностранцев, пользовавшихся большими торговыми привилегиями и большим влиянием в стране.
Никогда раньше московские люди не сближались так с западными европейцами.
Типичным носителем чуждых влияний был кн. Иван Андр. Хворостин (ум. 1625 г.) – «еретик», поддавшийся влиянию католичества, потом крайней секты, затем раскаявшийся и постригшийся в монахи.
В половине же XVII в. рядом с культурными западноевропейцами появляются в Москве киевские схоластики и оседают византийские ученые монахи. Москвичи испытывают влияние русских киевлян, более чуждых греков и совсем чужих немцев. Это делило русское общество на два лагеря: людей старозаветных и новых, которые думали о реформе. Однако оба лагеря не представляли в себе цельные направления, а дробились на мелкие группы.
Церковным реформам Никона противостояло консервативно-национальное направление. Сам Никон был недоволен гражданскими реформами.
Направление «западников» XVII в., теоретиков и практиков, познавших сладость и превосходство европейской цивилизации, дало нам двух писателей: Крижанича и Котошихина; многих практических деятелей: Ордина-Нащеткина, Матвеева.
Крижанич – хорват, мечтал о единении славян против немцев, под руководством Моск. Государства. Приехав в Москву, увидел невежество, понял необходимость реформ. Пропогандирует реформы, развитие промышленности.
Григ. Карп. Котошихин служил в Посольском приказе, эмигрировал в Швецию, в своих сочинениях относится отрицательно ко многим московским порядкам.
Аф. Лав. Ордин-Нащеткин – дипломат, даровитый, начитан. Языки – польский, латынь, немецкий. Западник, но не ослеплен Западом.
Матвеев Артамон Серг. – дипломат, друг царя Алексея. Завел домашний театр, устраивал не попойки, а беседы. В его доме росла мать Петра Великого – Нат. Нарышкина.
1. Боярская Дума – круг ближайших советников и сотрудников царя. Боярство в XVI-XVII вв. было высшим чином, или рангом, которым государь жаловал своих ближайших помощников. Обычно старшие члены знатных княжеских фамилий «бывали в боярах». Вторым чином в Думе были окольничии, так же по «жалованию». Эти два высших чина пополнялись исключительно за счёт аристократии, то есть они были закрытыми. В XVII веке были единичные случаи пожалования боярства за заслуги людям из среднего служилого слоя: Матвеев, или Ордин-Нащёкин при царе Алексее. Число бояр и окольничих не превышало 50 человек; также в Думу входило несколько думных дворян, секретарей докладчиков. Права и полномочия Думы не были определены законами, но определялись традицией и волей государя. Главным делом думы было законодательство, что утверждается 98-й статьёй судебника 1550 года: вводная форма любого закона – «государь указал и бояре приговорили». Но государь мог решать законодательные дела и единолично, и в думу дела поступали лишь по указу государя или по докладу из приказов. Согласно Уложению 1649 года Дума является также высшей судебной инстанцией для тех дел, которые в приказах решить «не мочно». Дума могла решать дела в присутствии и в отсутствие государя. Для решения особо важных дел собиралось соединённое заседание Боярской Думы и Освященного Собора. Из думы могли выделяться комиссии по различным вопросам; служба бояр и окольничих не ограничивалась сидением в Думе: они назначались на различные должности.
2. Приказы – органы центрального управления. Приказы возникли из единоличных и временных поручений боярам и вольным слугам. Появлялись приказы постепенно. Распределение полномочий между приказами представляется запутанным и неправильным.
Важнейшие приказы общегосударственного значения: Посольский, Поместный, Разрядный (высшее военное руководство), Холопий (регистрация холопов), Разбойный (ему подчинялись губные старосты), Судный, Большой казны и Большого прихода.
Территориальные приказы: Малороссийский, Сибирский, Казанский, Новгородский и Тверской дворцы.
Начальниками, или «судьми», приказов были бояре и думные люди; следующей должностью были дьяки (секретари) и подъячие (писцы). Второстепенными приказами управляли дворяне или даже дьяки. Котошихин утверждает, что дьяков было 100 человек, а подъячих – 1000. Главными деятелями приказного управления были дьяки, которые ведали бесконечными судебными и административными делами, поступающими по их ведомствам от местных управителей – воевод. Дьяки были знатоками законов, указов и наказов. Конечно, среди них было полно взяточников; с этим всегда боролись и всегда безуспешно.
Классификация приказов: военные (до 15 по Ключевскому), по государственному хозяйству (до 10), по дворцовому ведомству (до 13) и в сфере внутреннего благоустройства и благочиния (до 12).