Древнерусское государство в X-XI вв.

В 912 г. умер Олег, основатель великого княжества Киевского. Его преемником стал Игорь, при котором стали совершать набеги на Русскую землю печенеги. Игорь совершил 2 похода на Византию, но в 945 г. был заключен мирный договор, в общем, повторявший предыдущие договоры Олега. В том же году Игорь был убит из-за своего непомерного корыстолюбия. Он не удовлетворился взятой с древлян дань, и тем осталось только избавиться от него, чтобы это не повторялось. Жена Игоря Ольга, ставшая править после мужа в связи с малолетством сына, жестоко отомстила за смерть мужа. Послов древлян закопали живыми в землю, других – сожгли, знатных людей Искоростеня (столичный город древлян) перебили, а сам город – сожгли дотла. Однако, при всем том, Ольга была достойной княгиней, и главное, что она сделала – приняла христианство в 955 (или 957) г. Когда сын Ольги Святослав подрос, он принял на себя заботы о государстве. В 965 г. он нанес ряд поражений хазарам, в 967 г. завоевал Болгарию и перенес столицу в Переяславец на Дунае. В 970 г. Святослав предпринял поход на Балканы. Из-за жестоких битв войско его уменьшилось, и в 972 г., во время возвращения домой, на войско напали печенеги, и Святослав был убит. После смерти Святослава править стал Владимир, и значение этого правления нельзя переоценить. При нем государство было единым, ни о какой раздробленности не могло быть и речи. Однако, важнее всего то, что в его правление христианство было сделано общегосударственной религией. О самом принятии христианства Владимиром есть несколько мнений. Возможно, это действительно произошло в 988 г. в Корсуни, когда Владимир ослеп, а после крещения прозрел, и сам поход куда был вызван тем, что Владимир решил принять православие, но стыдился просить об этом. Возможно, крещение произошло раньше, а поход был связан с тем, что обещанную невесту никто Владимиру так и не прислал. Так или иначе, 988 г. является тем годом, от которого идет отсчет жизни княжества Киевского как православного государства. При Владимире государство являлось единым, сплоченным под предводительством православного правителя. После его смерти в 1015 г. началась кровавая усобица. У Владимира было 12 сыновей на княжествах в разных городах. Киевом завладел Святополк Окаянный, изведший братьев Бориса, Глеба и Святослава. После серии сражений, в 1019 г. в Киев вошел Ярослав, победивший Святополка. И хотя уже в это время была разобщенность среди братьев, Ярослав пытался упрочить свою власть. Он разослал преданных ему бояр в разные города и земли государства, которые требовали полного подчинения Киеву. Оказывавшие неповиновение сурово наказывались (как, например, брат Судислав). При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета: укреплялись города, строились крепости, украшался Киев, заключались браки княжеских детей с родовитыми фамилиями зарубежных государств. В 1054 г. Ярослав умер, распределив правление между своими сыновьями по принципу «лествичного права»: Киев и Новгород получил старший сын Изяслав; Чернигов – Святослав; Переславль – Всеволод; Смоленск – Вячеслав, а Владимир-Волынский – Игорь. И понятно, что после смерти старшего сына все сдвигается, и князя переезжают на более высокое правление. Но проблема была в том, что многие племянники были старше своих дядей, и за правление развернулась нешуточная борьба. Доходило до смертоубийства, или в лучшем случае до ослепления. Соперники устранялись всевозможными способами. Понятно, что это на способствовало консолидации общества. Надо однако сказать, что междоусобицы начались не сразу после смерти Ярослава. Некоторое время братьям удавалось жить в мире, они издали новые законы (правда Ярославичей), в 1060 г. разобрались с торками-кочевниками. Однако, немедленно появился новый враг – половцы. С 1061 г. по начало 13 в. насчитывается 46 половецких вторжений. В 1068 г. Ярославичи не сдюжили против половцев и были разбиты. А так как среди братьев никакой сплоченности не было, то с половецкой опасностью долгое время не могли справиться. Русь заплатила за родственные раздоры дорогой ценой: людей убивали, забирали в рабство, села и города разорялись. Осознавая проблемы, князя провели несколько встреч, которые ставили целью избавление княжества от опасности. В 1097 г. в г. Любече князья постановили не претендовать на чужое княжество и оставаться каждому в своем уделе. Однако, ни этот, ни следующий съезд князей в 1100 г. в г. Витичеве не внес коррективов в положение в стране. И лишь после съезда в 1103 г. в г. Долобске с половцами разобрались.

 

16. Крещение Руси.

Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Божество солнца – Даждь-бог, Хорс, Велес. Перун олицетворял грозу и страшный гром. Внешний культ не был развит – не было храмов, особого сословия жрецов, кое-где ставились изображения богов – идолы. У варягов язычество было ни крепче, ни яснее славянского.

Более был развит культ предков. Отсюда берут начало домовые, лешие и пр.

Торговые отношения с Грецией облегчили для Руси знакомство с христианской верой. В княжение Игоря (912-945) в Киеве уже была христианская церковь Св. Илии. В дружине князя также было много христиан. Жена князя Ольга была христианкой. Святослав был холоден к христианству, а при Владимире (983) толпа язычников в Киеве убила двух варягов – христиан, отца и сына, за отказ отдать сына в жертву «богам». Несмотря на мучения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и вообще делало большие успехи. Кн. Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с ней и узнать ее превосходство и внутреннюю силу.

Лет сто после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания: «Пришли к Владимиру волжские болгары, похваляя магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи, греческий философ с православным учением. Более всего поразили его рассказы грека, которого он отпустил с дарами и почестями. Советники подсказали Владимиру послать в разные страны послов посмотреть: «кто как служит Богу?». Послы были поражены благолепием греческого богослужения. Владимир решает принять крещение. В 988 г. Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и взял его. Затем от царей-братьев Василия и Константина он требует выдать за него замуж их сестру Анну. Цари не хотят выдавать сестру за язычника, и Владимир соглашается креститься. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время таинства крещения. Примирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру».

В этом сказании летописи, по-видимому, соединились в одну три повести, три предания: 1) о испытании вер; 2) о чудесном исцелении; 3) о взятии Корсуни.

Последнее предание основано на действительном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у Киевского князя. Владимир согласился послать свои войска в помощь Византии, за что получил руку царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб в 988 г. Греки свои обязательства не выполнили, и Владимир взял Корсунь (но не разграбил) и заставил греков выполнить договор. Где и когда (988 или 989 г.г.) он был крещен точно не известно.

Владимир вернулся в Киев с греческим и болгарским духовенством. Владимир крестил киевлян на берегу Днепра и его притока Почайны. По преданию новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. В Новгороде пришлось применять силу. У вятичей язычество держалось еще века.

Последствия принятия христианства (кратко):

- появление новых учреждений (иерархия)

- письменность и книжное просвещение (школы, ноноканон – Кормчая книга)

- поднятие значения княжеской власти – как установленной от Бога

- улучшение семейных отношений и нравственности, борьба с грубыми формами рабства

- переворот в области пластического искусства (строительство храмов, Десятинная церковь).