Примерная тематика рефератов, эссе, докладов
Государственная дума в России (1906-1917 гг.)
Революции в России (1905-1917 гг.)
Текущий контроль
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Используемые образовательные технологии
Лекции с проблемным изложением, аналитическое обобщение.
Доля занятий с использованием активных методов составляет 50%.
Текущий контроль рекомендуется осуществлять в соответствии с разработанной рейтинговой системой по дисциплине:
Контрольные мероприятия по дисциплине | Количество баллов | Разделы и темы дисциплины |
1. Выполнение аналитической таблицы «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» | 0-20 | По всем разделам и темам дисциплины |
2. Выполнение аналитической таблицы «Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.» | 0-20 | По всем разделам и темам дисциплины |
3. Выполнение аналитической таблицы «Революции в России (1905-1917 гг.)» | 0-7 | Раздел 3 Темы 7,9 |
4. Выполнение аналитической таблицы «Государственная дума в России (1906-1917 гг.)» | 0-7 | Раздел 3 Темы 7,9 |
5. Выполнение сравнительного анализа «политики военного коммунизма» и «новой экономической политики» | 0-7 | Раздел 4 Тема 11 |
Итого: |
6.2. Образцы тестовых и контрольных заданий текущего контроля
1. «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.»
Период | Император (или руководитель государства) | Область реформ, причины, цели | Содержание реформ | Результаты, значение |
2. «Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.»
Период | Название войны, дата | Император (или руководитель государства) | Причины | Этапы, события, битвы | Итоги | Мирные договоры |
Причины | Задачи, цели | Характер | Этапы, основные события | Политические партии, возникшие в ходе революции или действующие в ходе революции, их программы | Результаты |
Созыв Думы и период ее существования | Председатель | Состав Думы | Основные вопросы | Результаты деятельности |
5. Сравнительный анализ «политики военного коммунизма» и «новой экономической политики»
«Политика военного коммунизма» | «Новая экономическая политика» | |
Хронологические рамки проведения | ||
Причины введения | ||
Цели и задачи | ||
Основные мероприятия по сферам: в сельском хозяйстве в промышленности в социальной сфере в политической сфере | ||
Итоги и результаты | ||
Основные выводы |
Возможна подготовка рефератов (для студентов, нацеленных на углубленное изучение истории и научно-исследовательскую работу, для выработки навыков научного поиска и аналитического изложения источников и литературы, оценивается дополнительными баллами – 10-20):
1. Аграрный вопрос в России: от «Указа о вольных хлебопашцах» 1803 г. к отмене крепостного права 1861 г..
2. Реформы системы государственного управления в первой четверти XVIII и в первой четверти XIX в.: общее и особенное.
3. Роль личности в истории: современные оценки влияния субъективного фактора.
4. Западники и славянофилы: общее и особенное во взглядах на прошлое и будущее России.
5. «Восточный вопрос» во внешней политике России.
6. Современная историческая наука о деятельности: М.М.Сперанского, А.А.Аракчеева, Н.Н.Новосильцева, М.Т.Лорис-Меликова, С.Ю.Витте, П.А.Столыпина (на выбор).
7. Гражданская война и иностранная военная интервенция в Забайкалье.