ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Москва

Квалификация выпускника: Бакалавр

Учебной дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра гуманитарных дисциплин

Высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение

«Российская таможенная академия»

 

 

«ИСТОРИЯ»

Направления подготовки:

080100.62 «Экономика (профиль «Экономика предприятий и организаций (таможня)»)»;

080100.62 «Экономика (профиль «Мировая экономика»)»;

080200.62 «Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент»)»;

080200.62 «Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»)»

 

 

 

 

 

 

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в формировании следующих качеств личности:

− понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

− знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

− воспитание нравственности, морали, толерантности;

− понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

− понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

− способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

− навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

− умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

− творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

Учебная дисциплина «История» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы. Ее изучение предшествует освоению других дисциплин данного цикла: философии, социологии, психологии, политологии и др. Базовая часть дисциплины предполагает, что студент освоив данную дисциплину в объеме среднего образования знает некоторые закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории, умеет ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, владеет навыками выражения своих мыслей и мнения в области данной отрасли науки.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

− Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;

− Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);

− Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

− Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

− Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

− основные направления, проблемы, теории и методы истории;

− движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

− различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

− основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

− важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

− логически мыслить, вести научные дискуссии;

− работать с разноплановыми источниками;

− осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

− получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

− преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

− формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

− соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

− извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

 

 

Владеть:

− представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

− навыками анализа исторических источников;

− приемами ведения дискуссии и полемики.