ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ
Этап 2. Обсуждение религиозных движений на примере деструктивных культов
Таблица 3.7.1. Основные концепции феминизма
Этап 1. Обсуждение политических движений на примере феминизма
В начале занятия преподаватель проводит краткую беседу со студентами, направленную на актуализацию теоретического материала, изученного в рамках лекционного курса. Студенты вспоминают определение социального движения, основания классификации, свойства, определяющие промежуточное положение данного социально-психологического феномена в системе устойчивых и стихийных групп.
Затем преподаватель предлагает рассмотреть феминизм как пример политического социального движения. В начале обсуждения темы студентов просят назвать свои ассоциации, возникающие на слово «феминизм». Ассоциации записываются на доске.
В дальнейшем студенты делятся на три группы. Каждой группе предлагается текст с описанием одного из видов феминистского движения (см. приложение 3.7.1).
Студенты знакомятся с текстом и находят в нем информацию, необходимую для заполнения соответствующей строки в табл. 3.7.1. «Основные концепции феминизма».
После завершения работы по микрогруппам студенты сообщают найденную информацию.
Итогом данного этапа является заполненная таблица.
Направление феминистского движения | Время возникновения | Основные идеи |
Либеральный феминизм | ||
Радикальный феминизм | ||
Социалистический феминизм |
Затем преподаватель вновь просит назвать ассоциации, связанные со словом «феминизм», которые записываются па доске рядом с первой группой ассоциаций. После выполнения задания обсуждается вопрос о том, изменились ли представления о феминизме в результате более близкого знакомства с данным движением.
В качестве примера религиозных движений предлагается рассмотреть так называемые деструктивные культы (или тоталитарные секты).
В начале данного этапа один из студентов выступает с заранее подготовленным сообщением па тему «Психология деструктивных культов».
При работе над сообщением студент может использовать следующий план.
1. Определение и классификация деструктивных культов.
2. Способы вовлечения в культы.
3. Методы оказания психологического воздействия па адептов.
4. Социально-психологическая дезадаптация личности как следствие пребывания в секте.
5. Основные направления оказания психологической помощи жертвам деструктивных культов.
Для подготовки доклада может быть рекомендована следующая литература (см. «Список рекомендуемой литературы» в конце раздела).
После выступления докладчика и обсуждения сделанного сообщения студенты разбиваются на группы (состав групп может остаться тем же, что и при исполнении предыдущей работы в микрогруппах) и выполняют следующее задание.
Вспомните свой опыт взаимодействия с представителями религиозной секты (например, «Свидетели Иеговы»). Какие методы психологического воздействия и манипулятивные приемы были использованы? Как вам удалось противостоять манипуляции?
После завершения обсуждения каждая группа кратко рассказывает о том, что удалось вспомнить входящим в нее студентам.
Задание:.
Описать одну из существующих в настоящее время или существовавших ранее тоталитарных сект исходя из признаков подобных движений.
Список признаков приведен.
Основные концепции феминизма
Либеральный феминизм, активно развивавшийся на Западе в 70-е годы XX столетия, также называемый движением за права женщин, является самым умеренным направлением в феминистской теории и основывается на простом предположении, что все люди создаются одинаковыми и поэтому нельзя отрицать равенства возможностей на основе тендера. Либеральный феминизм основан на вере в доктрину естественных прав и на мнении о том, что мужчины и женщины обладают одинаковыми умственными способностями, что с помощью образования можно изменить общество. Если мужчины и женщины сходны, они должны обладать одинаковыми правами.
Умеренность либерального феминизма сделала бы возможным взаимодействие с мужчинами, вовлечение их в феминистское движение, так как оба пола выиграли бы от исчезновения сексизма. Женщины нуждаются в освоении более широкого спектра ролей, включая занятость вне дома, а мужчины должны принимать более активное участие в домашней работе. Ключевое понятие этого подхода — ассимиляция, причем речь скорее идет о принятии женщин в мир мужчин, чем мужчин в мир женщин. Либеральные феминистки полагают, что нет нужды полностью преобразовывать общество, достаточно просто изменить его так, чтобы женщины смогли исполнять более значимые и равноправные роли. Этот подход в основном разделяется профессионалами, женщинами из среднего класса, которые уделяют большое значение образованию и достижениям. Так как эти женщины обладают довольно хорошими экономическими ресурсами, им легче сражаться с мужчинами за престижные социальные позиции и рабочие места.