Введение.
Пояснительная записка
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1. | Маркетинг | + | + | + | + | + | ||||
2. | Статистика | + | + | + | + | |||||
3. | Деньги, кредит, банки | + | + | + | ||||||
4. | Финансы | + | + | |||||||
5. | Институциональная экономика | + | + | + | + | + | + | |||
6. | Страхование | + | + | |||||||
7. | Мировая экономика и международные экономические отношения | + | + | + | + | + | + | |||
8. | Налоги и налогообложение | + | + | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Семинары | СРС/ в т.ч. КРС | Всего |
1. | Введение в экономическую историю. | - | ||||
2. | Реформация и «Дух капитализма». | - | ||||
3. | Реформистский путь перехода к рыночной экономике в России. | - | 8/2 | 12/2 | ||
4. | Промышленный переворот. | - | 8/2 | 12/2 | ||
5. | Вторая технологическая революция. | - | ||||
6. | Стадия монополистического капитализма. Кризисы. | - | ||||
7. | Европейские модели экономического развития. | - | ||||
8. | Американская модель экономики. Азиатский путь экономического развития. Исламская модель экономики | - | 8/2 | 12/2 | ||
9. | Экономическое развитие России на рубеже XX-XXI вв. | - | ||||
Итого | - | 36/6 |
6. Вопросы к зачету:
1. Первые крупные денежные состояния в Средневековой Европе.
2. Главные условия генезиса капитализма.
3. Основные источники первоначального накопления капитала.
4. Наибольший барыш в период раннего капитализма.
5. Первые денежные и кредитные операции.
6. Первые формы накопления денежного капитала.
7. История эксплуатации производителей.
8. Ростовщический процент.
9. Новые источниками накопления капитала в конце средних веков.
10. Наиболее прибыльные отрасли экономики в период становления капитализма.
11. Лидеры мировой торговли в XVII веке.
12. Новая форма торговли в период становления капитализма.
13. Первая профессиональная торговля в Западной Европе.
14. Причины возникновения крупной промышленности в Англии и Германии.
15. История земельных отношений в России, Европе, США.
16. Условия развития крупного хозяйства в ранний период капитализма.
17. Экономическое развитие России в середине Х1Х века.
18. Бюджетные реформы в России в 60-е годы.
19. Госбанк в финансово-кредитной сфере в России.
20. Фондовый рынок в дореволюционной России.
21. Главные условия учреждения и развития первых акционерных коммерческих банков в дореволюционной России.
22. Акционерный капитал в Х1Х веке в России.
23. Экспортные статьи в России Х1Х века.
24. Основные поставщики промышленного оборудования в дореволюционной России.
25. Основные статьи дохода бюджета в дореволюционной России.
26. Формирование губернского хозяйства в России.
27. Биржевые кризисы в России.
28. Акционерные общества в дореволюционной России.
29. Промышленные кризисы в России.
30. Создание синдикатов в России.
31. Иностранный капитал в России.
32. Новые крупные промышленные производства в России.
33. Место дореволюционной России на европейском рынке ценных бумаг.
34. Министерство финансов в дореволюционной России.
35. Причины первых экономических кризисов.
36. История золотого рубля.
37. Налоговая политика Бунге.
38. Основные причины быстрого роста экономики в период С.Ю. Витте.
39. Первые монополии в России.
40. Основные объекты спекуляции на фондовой бирже 1900г в России.
41. Финансовая политика Рейтерна.
42. Тарифная политика Вышнеградского
43. Социальные последствия промышленной революции.
44. Характер экономического кризиса 30-х годов ХХ века.
45. Новизна политики Рузвельта.
46. Противники курса Рузвельта.
47. Характерные черты социально - ориентированной модели экономики в Западной Европе.
48. Государство благосостояния.
49. Критерии перехода общества в стадию постиндустриального развития.
50. Исламская экономическая модель.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. История экономики. Учебник под редакцией О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкина.- М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Конотопов М.В. Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран: Учебник. – М.: Кнорус, 2011. – 320с.
3. Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
б) дополнительная литература
1. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник / С.А. Бартенев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2011. – 480с.
2. Бессолицын А.А. Кузьмичев А.Д. Экономическая история России: очерки развития предпринимательства. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
3. Богомазов Г.Г., Благих И.А. История экономики и экономической мысли России. - М.: Экономика, 2010.
4. Грегори П. Политическая экономия сталинизма. - М.: Росспэн, 2006.
5. Исламская экономическая модель и современность / Р.И. Беккин. - М.: Марджани, 2009. - 344с.
6. Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика. - М.: Инфра-М, 2005.
7. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. – М.: ТЕИС, 2002.
8. Экономическая история: хрестоматия. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- компьютерные классы с выходом в интернет;
- доступ к современным информационным системам (www.gks.ru, www.tatstat.ru , www.libinfo.org, http://edu.cnoir.ru/ и др.);
- аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения;
- системы компьютерного тестирования.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
- зачет.
Курс «История архивоведческой мысли» читается студентам, обучающимся по специальности 02.08.00 – «Историко-архивоведение» (дневного, вечернего и заочного отделений) и 02.07.00. – «История» (дневного и заочного отделений) и относится к дисциплине специализации.
Предмет курса «История архивоведческой мысли» - основные этапы развития, современное состояние и долгосрочные тенденции архивоведческой мысли в контексте гуманитарных дисциплин новейшего времени.
Цель курса - сравнительно-историческое изучение опыта индивидуальной работы крупных ученых-архивоведов и историков-архивистов, а также их научных школ, который заложил теоретические, методические и организационные основы архивного дела в России.
Задача курса – выработка у студентов навыков применения общих гуманитарных знаний к сфере истории архивоведения, умения различать общее и особенное при анализе разрозненных теорий, концепций и оценок на основе современной парадигмы междисциплинарного подхода к анализу предлагаемого для изучения исходного документального материала - опубликованных и неопубликованных архивных источников по истории архивоведческой мысли.
Основная задача курса “История архивоведческой мысли” состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно выявлять и объективно оценивать личностные аспекты в становлении архивоведения как научной дисциплины, а также ключевые этапы в развитии архивоведческой мысли и архивного строительства.
Студенты получают навыки источниковедческого и историографического анализа при оценке процессов и явлений в развитии отечественной архивоведческой мысли.
Особое понимание в курсе уделяется пониманию законов формирования и правил функционирования архивов как целостной, динамично развивающейся системы, которая меняет формы и масштабы проявления своей гуманитарной сущности в зависимости от изменения «среды бытования» - конкретных социально-политических условий.
В результате изучения курса студенты должны знать: основные этапы становления и эволюции архивоведческой мысли; содержание архивных реформ в России и историю их разработки; общее и особенное при историко-компаративном анализе научных трудов отечественных архивоведов; содержание основных законодательных документов в области архивного дела, их значение и историю разработки.
Кроме того, студенты должны понимать взаимообусловленность истории разработки и реализации проектов архивного строительства и законы формирования и правила функционирования архивной системы как сложного историко-культурного феномена общим состоянием государственного и культурного строительства в стране.
Новизна курса состоит в том, что архивоведение рассматривается не как деперсонифицированный набор сведений о бесконечной и безличностной цепи законодательных актов, правил, положений и т.д., а как процесс интеллектуального творчества ученых, объектом исследования которых стал самоценный архивный документ, отражающий целостную историю развития системы личность – общество – государство.
В итоге изучения курса студент должен проявить творческую заинтересованность в самостоятельном поиске ответа на непростые вопросы о перспективах развития архивоведения, которое сегодня ищет научно обоснованный ответ на проблему оптимального соотношения “управленческой” и “гуманитарной” функций архивов в условиях формирования глобальной информационной сети на основе принципа свободы доступа к национальным архивным фондам каждой из стран.
В соответствии с авторской концепцией, архивоведческая мысль в России развивалась в три этапа (естественно, что хронологические рамки выделенных этапов являются достаточно условными и их выделение в значительной степени определяется учебно-методическими целями).
При изучении первогоэтапа истории архивоведческой мысли (“эмпирическое архивоведение”), который охватывает период от зарождения элементарных систем хранения письменных документов в XVII веке и появления профессии архивиста до разработки основ архивной методики во второй половине XIX века, основной акцент делается на историко-теоретическое осмысление опыта постановки архивных (“исторических”) частей в приказном и коллежском делопроизводстве. Деятельность Г.Ф. Миллера и его последователей рассматривается в контексте концепции “переворота” в отношении к научной ценности архивного документа как источника официальной “историографии”. Кульминационный пункт этапа “эмпирического архивоведения” соотносится с периодом деятельности Н.В. Калачова - первого представителя идеи “демократизации” архивного дела, воплощенной в проекте архивной реформы и создании губернских ученых архивных комиссий. Завершение начального этапа развития архивоведческой мысли датируется по времени первого упоминания идеи об архивном фонде в “Архивоведение” А.П. Воронова и полемики Д.Я.Самоквасова с калачовскими идеями архивной реформы.
Начало второго этапа (“прикладное” или “традиционное” архивоведение) датируется по радикальной смене парадигмы в отношениях историков с архивистами в конце XIX - начале ХХ века. Короткий период открытия архивов связывается с совместной реформаторской деятельностью ученых в рамках Союза РАД. Особое внимание уделяется гуманитарным аспектам профессиональной деятельности архивоведов и архивистов в работах А.С.Лаппо-Данилевского, А.С. Николаева, И.В.Пузино, Д.Н. Егорова, а также анализу взаимоотношений историков и архивистов. Конец 1920-х годов и начало 1930-х годов выделяются как начало “контрреформации” в истории архивоведческой мысли и ее резкого поворота к разработке “технических” аспектов архивного дела. Рассматривается эволюция архивоведческих взглядов И.Л.Маяковского, М.С. Вишневского, Б.И. Анфилова и др. Архивоведческие дискуссии по актуальным вопросам теории и методики архивного дела прослеживается по опубликованным и архивным источникам середины 1930-х по начало 1960-х годов.
Начало третьего (современного) этапа развития архивоведческой мысли в России (“фундаментальное” или теоретическое архивоведение) связано с разработкой В.Н. Автократовым “общей” и “частных” теорий архивоведения в конце 1970-х годов. Научные взгляды В.Н.Автократова анализируются с учетом его собственных оценок состояния архивоведческой мысли в дореволюционной России и отечественного архивоведения в 1920-е годы, а также достижений и “лакун” в зарубежных теориях и методиках архивного дела.
Сегодняшний этап отечественной архивоведческой мысли характеризуется эволюцией оригинальных оценок и представлений о месте и роли архивов в истории Человека и человечества, содержащихся в работах К.Б. Гельмана-Виноградова, Б.С. Илизарова, И.В. Карапетянц, В.П. Козлова, В.М. Магидова, О.М. Медушевской, Е.В.Старостина, Т. И. Хорхординой и др. Особое значение приобретает принцип преемственности архивоведческих концепций на этапе становления информационного общества и внедрения новых архивно-информационных технологий.
Становление архивоведения как самостоятельной научной дисциплины. Современное понимание общего и особенного в профессиях историка-архивиста.